Урок литературы в 6 классе Тема: "Зимнее утро" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ






НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема: "Зимнее утро" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ
Дата публикации31.01.2014
Размер66.8 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Реодько Юлия Фёдоровна

учитель русского языка и литературы

МОУ Новомитропольская СОШ

Тюхтетского района

Красноярского края

Урок литературы в 6 классе

Тема: "Зимнее утро" А.С. Пушкина. Замедленное чтение. (Лингвистический анализ)

1 слайд, портрет А.С. Пушкина О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

(А.С. Пушкин)

Цели:

1. Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме.

2. Изучить творческую историю стихотворения как предмет особого текстологического исследования.

3. Учить языковому и лингвистическому анализу стихотворения.

4. Показать, что замедленное чтение стихотворения "Зимнее утро" лингвистически вооружённым взглядом – первая ступенька лингвистического анализа текста.

5. Воспитывать любовь к русской природе, любовь к красоте и прелести зимнего утра в деревне.

Оформление урока:

портрет А.С. Пушкина, "Словарь языка Пушкина", словарь Ожегова, музыка Н.В. Свиридова, рисунки учащихся.

Ход урока.

2 слайд (На фоне музыки Свиридова звучит стихотворение Пушкина "Зимнее утро")

  1. Вступительное слово учителя.

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам?

3 и4 слайд Стихотворение "Зимнее утро" кажется экспромтом, родившимся как монолог, обращённый к ещё не проснувшейся подруге. ("Ещё ты дремлешь, друг прелестный - / Пора, красавица, проснись…"). Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа.

Стихотворение предстаёт глубоко личным и автобиографическим. И в Тригорском, и в имениях, расположенных в Старицком уезде (Старицком, Павловском, Маленниках), в обществе Осиповой и Вульфов поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

Однако творческая история этого стихотворения – предмет особого текстологического исследования. Обратимся к его языку. Просты и бесхитростны слова, образующие живописную жанровую картину. Между тем "Зимнее утро" - при всей своей простоте – не так уж простое. Этому произведению свойственны языковые трудности, которые мы порой даже и не хотим замечать.



  1. ^ Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро"

Чтение первой строфы:
Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Обратим внимание на 4 - 6-ю строчки. В них содержатся не только «тёмные» слова, хотя их неясность может быть не замечена, но и два ныне устаревших архаических факта грамматики. Во-первых, разве нас не удивляет словосочетание открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение «глаза». Слово взор с таким значением встречается в художественной речи первой половины XIX века постоянно. Безусловный интерес здесь представляет причастие сомкнуты. Краткое причастие, как известно, в предложении всегда является сказуемым. Но тогда, где то подлежащее, к которому оно относится? По смыслу слово сомкнуты явно тяготеет к существительному взоры, но оно является (открой что?) несомненным прямым дополнением. Значит сомкнуты является определением к слову взоры.

- Но почему тогда сомкнуты, а не сомкнутые?

- Перед нами так называемое усечённое причастие, которое, как и усечённое прилагательное, было одним из излюбленных поэтических вольностей поэтов XVIII – первой половины XIX века.

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге".

"Словарь языка Пушкина" отмечает наряду с этим следующие значения: "Состояние безмятежного покоя" и "чувственное упоение, наслаждение". Слово нега не соответствует перечисленным значениям в рассматриваемом стихотворении. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Спустимся строчкой ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю. Во-вторых, его грамматическая форма. Ведь сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж существительного и по современным правилам должно быть Навстречу северной Авроре. А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма. Ранее предлог навстречу требовал после себя существительного в форме родительного падежа. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании ^ Звездою севера явись. Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

^ Вторая строфа

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее".

^ Третья строфа

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Третья строфа стихотворения отличается языковой прозрачностью. В ней нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

4 и 5 строфа

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Здесь есть языковые "особинки". Вот поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".

^ III. Анализ непонятных слов и выражений.

Вот поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".
- Понятно ли вам это предложение?

Оказывается, нет. Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, правильного современного запрячь от глагола запрягать.

Во времена Пушкина та и другая форма существовала на равных, и, несомненно, форма запречь появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности, который был обусловлен стоявшим выше словом печь.

В заключительной строчке последней, пятой строфы есть слово берег. Здесь оно употребляется не в основном, прямом, номинативном значении "край земли около воды", а в значении "местность около реки".

- Около какой?

- Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого Уезда Тверской губернии, находящегося недалеко от нашей великой реки.

^ IV. Чтение стихотворения "Зимнее утро".

2 слайд (На фоне музыки Свиридова читается ещё раз стихотворение "Зимнее утро").

  1. Вывод.

Наше замедленное чтение "Зимнего утра" подходит к концу. Сколько зимних "утр" сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а летучих дум небрежные созданья", как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.

VI. Домашнее задание (по выбору)

1. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро".

2. Сочинить сказку на музыку Г. Свиридова.

3. Выучить стихотворение наизусть всем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconКрасота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух, постепенным переходом на чтение про себя

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconУрок литературного чтения, 3 класс. Тема: Александр Пушкин "Зимнее утро"
Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Утро Обломова. Знакомство с героем романа».
Цель: Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст произведения, репродукции картин о зиме, иллюстрации детей

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconУрок литературы в 9-м классе по теме "А. С. Пушкин: жизнь и творчество"...
Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений А. С. Пушкина

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ...
Цели: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А. С. Пушкина и...

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconВ каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?
Из какого стихотворения Пушкина эти строки: «Вечор ты помнишь, вьюга злилась»? («Зимнее утро»)

Урок литературы в 6 классе Тема: \"Зимнее утро\" А. С. Пушкина. Замедленное чтение. Лингвистический анализ iconУрок литературы в 9 классе Тема: анализ стихотворения А. С. Пушкина «Памятник»
Но после «я» сразу же изменяется пафос – с лирического на торжественно-возвышенный (слова «памятник»,«воздвиг», «нерукотворный»)....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск