Скачать 77.19 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе. Тема: А.С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Анализ стихотворения. Цель: Создать в представлении учащихся образ А.С. Пушкина. Рассмотреть стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Развивать навыки сопоставительного анализа. Оборудование: тексты стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Державина «Памятник»; план сопоставления стихотворений; мультимедийный проектор, на доске записан эпиграф. Опережающее задание: один из учеников готовит сообщение на тему «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»; учащиеся дома должны прочитать стихотворение и выписать непонятные слова, попытаться определить их значение. Ход урока «У нас все от Пушкина». Ф.М. Достоевский I. Орг. момент. 1. Проверить готовность учащихся к уроку. 2. Объявление темы и цели урока. (См. презентацию, слайд № 1-2) 3. Оформление записей в тетрадях. ^ - Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? III. Слово учителя. На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. - О ком идет речь? Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, ещё недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе. Пересказывать биографию поэта я вам не стану, вы сами многое знаете, но некоторые факты мы осветим. ^ (Одновременно показываются слайды, после демонстрируется альбом. См презентацию, слайды № 4-10). V. Анализ стихотворения. (У каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений. См. приложение 1). -Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Дома вы его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением «Памятник». - Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? «...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить». 1. Чтение стихотворения учителем. (Перед началом чтения следует учащихся нацелить на восприятие стихотворного текста: «Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема?» и т.д.). - О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий). ^ . - Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно. (Записываются слова на доске, и определяется их значение). а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского. (См. презентацию, слайд № 11). б) пиит – поэт. в) «всяк сущий» - существующий. г) тунгус – народность Восточной Сибири. д) муза – богиня поэзии, вдохновение. 3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы). - Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? - Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. (См. презентацию слайд № 12) - Какое ещё значение несет эпитет «нерукотворный»? ^ - Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно. ^ - Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии. Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). - К кому обращена поэзия Пушкина? «…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству. - Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия. - Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? ^ Чтение 3 строфы. - Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт. ^ - Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? «… истину царям с улыбкой говорить». - В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству. - Каково назначение поэзии? ^ Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа. ^ - «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то. - Каким должен быть поэт? Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно», - Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?» ^ - Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют? Эпитеты: «нерукотворный» - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – « жестокий век» – эпитеты и антитеза. - Какую роль играют эти тропы в стихотворении? ^ VII. Итог. - Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. «Я» - это кто? Поэт. Почему он творит? Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа. - Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям. ^ Сравните стихотворения Пушкина и Державина. (Задание высвечиваются на проекторе, см. слайд № 13) (Учащиеся пользуются планом сопоставления стихотворений. См. приложение 2). Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть. ^ Список литературы: 1. Кутузов А.Г. , Киселев А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие/ Под. ред. А.Г. Кутузова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. 2. Литература 5 -9 кл.: Тематическое планирование (по программе А.Г. Кутузова) / сост. Серегина Л.М. – Волгоград: Учитель, 2004. Приложение 1 Гаврила Романович Державин Памятник Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! – весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь Славянов род вселена будет чтить. Слух обо мне пройдет от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то народах неисчетных, Как из безвестности я тем известным стал. Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! Возгордись заслугой справедливой И презрит кто тебя, сама тех презирай. Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. ^ *** Exegi monumentum. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспоривай глупца. 1836 . |
![]() | Но после «я» сразу же изменяется пафос – с лирического на торжественно-возвышенный (слова «памятник»,«воздвиг», «нерукотворный»).... | ![]() | Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в исполнении артиста Академического малого театра М. Царева |
![]() | Бесы", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель... | ![]() | «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило»,... |
![]() | «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило»,... | ![]() | Конспект урока: Урок литературы «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова На севере диком…» |
![]() | Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина. Памятник древне-русской литературы. Внеклассное чтение. Обобщение по... | ![]() | Данный урок – это презентация учебного проекта обучающихся «Пушкин? Пушкин. Пушкин!» |
![]() | Н. А. Некрасова, ознакомить с содержанием стихотворения «Размыш- ления у парадного подъезда» ипроанализировать его, обратить | ![]() | Текст любого произведения – это некая модель мира. Она, конечно, субъективна, но, через талант писателя – мыслителя, она универсальна,... |