Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95






Скачать 70.54 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95
Дата публикации11.02.2014
Размер70.54 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок литературного чтения.

Тема: А.С. Пушкин «Няня»

Автор: Богданова В.П. учитель МОУНОШ № 95

Цели:

  • Развивать умения учащихся анализировать стихотворения;

  • Формировать художественный вкус;

  • Воспитывать бережное, заботливое отношение к близким людям.


Ход урока

    1. Анализирующие наблюдения.

На доске 2 портрета: А.С Пушкина и портрет няни – Арины Родионовны.

(подписи закрыты).

-Что вы можете сказать о портретах, помещённых на доске?

а) I портрет - А.С. Пушкина. Что можете сказать о нём по портрету?

Красивые волосы, бакенбарды, лицо направленное по своим чертам, но очень привлекательно.

^ Глаза- живые, наблюдательные, жизнерадостные. Глаза вдохновенного поэта.

Руки- тонкие, изящные, романтический клетчатый плед, перекинутый через плечо. Мягкий золотистый фон портрета создаёт настроения красоты, гармонии.

- Ещё не умея читать, ещё не вникая в смысл, - но уже с восторгом, то радостным, то грустным, - кто не слушал

Зачарованно.

1)Выставка книг.

Ель стоит перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная …

-Вспомните свои любимые строчки Пушкина. ( Учащиеся читают стихи Пушкина)

На уроке дети должны понять, каким был Пушкин?

2)- А почему на доске ещё один портрет? Чей он?

-Можно сказать, что это наши современники? (нет)

-Почему? (одежда, причёска)

-что вы можете сказать о ней, глядя на портрет? (добрая, ласковая)

-Почему 2 портрета рядом? Чей второй портрет?

(Если учащиеся не отвечают, оставить до стихотворения «Няня»)

Если ответят : Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны. С детских лет, Пушкин, слушал рассказанные сказки, которых она знала очень много.

На доске картина, на которой изображены Пушкин и няня рядом.

-чуть дребезжало веретено, или постукивали спицы в светёлке старого барского дома, плавно текла речь няни:

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Сказки А.С. Пушкин любил слушать даже, когда стал взрослым. Из них он брал сюжеты для своих стихотворений – сказок. С детства учился у няни чистому, народному языку.

О сказках Арины Родионовны вспоминает один из друзей Пушкина, посетивший поэта в усадьбе его отца. В селе Михайловском, Псковской губернии в 1826 году , где Пушкин отбывал 27 – летнюю ссылку под надзором, посланный за вольнолюбивые стихи. (с 1824 по 1826 )
«Ты занимала нас – добра и весела-

Про стародавних бар пленительным рассказом:

Мы удивлялись почтенным их проказам,

Мы верили тебе – и смех не прерывая

Твоих бесхитростных суждений и похвал;

Свободно говорил язык словоохотный,

И лёгкие часы летали беззаботно»

(Николай Языков)

В Михайловском, поэт, вёл жизнь заполненную чтением и творчеством. Село находилось в глухом краю, деревень вокруг не было: «Соседей около меня мало, - писал он. Вижусь с ними довольно редко…вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно…»

На доске портрет дома няни.

В сентябре 1826 года, Пушкин, из Михайловского был неожиданно увезён присланным за ним жандармом в Москву, где тогда находился царь Николай I и уже не вернулся обратно (так как был освобождён из ссылки). Но очень часто вспоминал он Арину Родионовну, оставшуюся в Михайловском, зная, что она тревожится о судьбе горячо любимого питомца. Так и родился стих «Няня» (открывается тема урока)

    1. ^ Новый материал.

1)Звучит грамзапись.

Что вы можете сказать? Что вас поразило? (чувства, настроения поэта)

Стихотворение осталось незаконченным…

Теснят твою всечасно грудь…

То чудится тебе…

- Что непонятно? Отправляемся на консультацию к коту учёному, на страницу 173.


светлицы

Смогли разобраться после первого чтения в смысле стихотворения? (нет) Что делать? (перечитать)

2) Страница 40 – жужжащие чтение учащихся.

^ Цель жужжащего чтения: проникнуть вглубь пушкинской лирики, почувствовать его настроение.

3)Беседа.

- Какие чувства питает герой стихотворения к няне? (выборочное чтение)

^ Г
НЕЖНОСТЬ


БЛАГОДАРНОСТЬ
олубка
, дряхлая моя.
Подруга дней моих суровых
-Почему, так называет?

Подруга – Арина Родионовна, возможно, не могла понять причины, по которым Пушкина сослали в ссылку, но она его очень любила и всегда была на его стороне, душевно была вместе с ним, за что Пушкин был ей благодарен.

Голубка дряхлая –говорят о чувстве жалости, с которым лирический герой наблюдает старение любимого человека, о той нежности, которую он питает к старушке.

- О каких суровых днях говорит Пушкин? (ссылка)

В длинные зимние вечера только Арина Родионовна была рядом с Пушкиным. Кругом глушь, ветер поёт в трубах, снег валит.

-Как Пушкин говорит об этом? («Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня»)

- почему слово давно употребляется 2 раза? Если мы пишем сочинение, то повтор нарушает красоту речи, а здесь? (Нет, няня тоскует без горячо любимого питомца, ждёт его всегда)

^ Усилить, передать состояние тоски, печали.

- Что выражают эти строки?


сочувствие


жалость

- Какие ещё строки стихотворения подтверждают эту мысль? (подчёркиваем эти слова)

Горюешь, будто на часах.

В твоих наморщенных руках.

^ Тоска, предчувствие заботы

Теснят твою всечасно грудь

Ежечасно

4) Вопрос №2 (Прочти только те строки, из которых видно, что герой ни только не забыл няню, но хорошо представляет её себе)

^ Словесное рисование Ты под окном

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые ворота.

Лирический герой хорошо представляет себе поведение любимой старушки, как она сидит под окном, вяжет, какие сморщенные у неё руки, как она глядит на ворота в ожидании приезда лирического героя.

Вопрос №3 Он уверен, что она помнит его, думает о нём? (Да)

^ Давно – давно ты ждёшь меня.

Ты под окном…горюешь

Тоска, предчувствие, заботы.

Вопрос №4 можно ли прийти к выводу, что герой остался самым близким человеком для няни? (Да)

Поэт создаёт впечатление ужасного одиночества старушки. Только благодаря любви своего воспитанника, пониманию, уверенности, что и он о ней помнит всегда, наполняют смыслом жизнь Арины Родионовны.

Это одиночество, проникнутое воспоминаниями и ожиданием (каким?) Наполнено не радостным, а тревожным, озабоченностью. Дурным предчувствием.

-Почему? (ссылка, затем жандарм увёз в Москву к царю)

Учитель: «Одна в глуши лесов сосновых

Давно – давно ты ждёшь меня…»

-Как вы понимаете эти строки?

Одна – ждёт в полном одиночестве; только ты одна и ждёшь меня.

5) Выразительное чтение стихотворения.

-Как читать? (медленно, с любовью, печально)

- Что скажете о чтении? Изменилось ли чтение после анализа? Почему?

    1. Обобщение.

-Каким же мы узнаём Пушкина?

Музыка «Симфония души №2». Закроем глаза и представим Пушкина.


Арина Родионовна была такой – как из сказочного народного мира.

Учащиеся зачитывают слова в рамочке. Почему?

Так тепло, проникновенно можно писать только о самом близком человеке. Почему смогли понять автора?

Слово в стихах Пушкина на первый взгляд простое, обыденное ,но на самом деле ёмкое –за каждым словом образ. Так мог писать только гениальный поэт.

Чтение 1-2 учеников, так, чтобы представили образ няни.

    1. ^ Работа с картиной.

- Как вы думаете, только ли с помощью слова можно передать чувства, образ? (нет)

-А с помощью чего? (рисунка, красок)

Зал №8 Виктор Попков «Моя бабушка и её ковёр – современный художник.

Какими чувствами захотел поделиться художник? Ответим на этот вопрос позже.

1)Как называется картина? (Моя бабушка, а не просто старушка => Этим художник подчёркивает личный, интимный характер картины.

-Как вы думаете, старушка позировала художнику, когда он её писал? (да, старушка смотрит прямо на зрителя, значит, смотрела и на художника во время его работы)

-Почему она изображена не в центре, а чуть с краю? На какую черту характера намекает автор?( скромность)

Бабушка стесняется оказаться в центре событий, привлечь к себе внимание.

-Как одета? (опрятно, аккуратно, нарядно)

-в какой позе сидит? Что эта поза выражает? Устало сложенные натруженные руки на коленях

- Из чего сделан ковёр? (тряпочные лоскутки)

-Он сделан её руками? А много времени понадобилось для его изготовления?

- можно его назвать нарядным? (Да, хотя он не говорит о богатстве его владельца, а говорит, что из обыкновенных лоскутков можно сотворить чудо)

-Напоминает ли этот ковёр бабушкину жизнь? (Да. Жизнь каждого человека – это мозаика из радостных и горестных мгновений, из удач и неприятностей, из побед и поражений, как лоскутки ковра)

-какие цвета? (красные, чередуются с синими – яркими и бледными, с розовыми, почти белыми, тёмными и чёрными)

-Лоскутки какого цвета окружают бабушку? (алый и розовый)

-Какими чувствами захотел поделиться художник?

Любви, привязанности к своей бабушке, уважение к ней, к её нелёгкой жизни, уважение к её характеру. (Она скромная труженица, которая умеет творить добро и праздник несмотря на все жизненные тяготы)

    1. ^ Итог урока

-Почему на доске 2 портрета?

(Арины Родионовны – воспитала Пушкина, привила любовь к богатому, меткому, русскому языку и => к русскому народу. От неё Пушкин впервые услышал замечательные русские сказки, которые позже превратились в своеобразные и певучие стихи, о которых Николай Васильевич Гоголь, писал:

«^ В них русская природа, русская душа, русский язык, русский характер»

-Чем же вы объясните тот факт, что и стихотворение и картина помещены в главу «Мир нуждается в нашей защите»?

В нашей защите нуждается не только физический мир – мир природы, но и мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.

Это тот мир, который нуждается в таком же внимании, в такой же бережной поддержке, что и окружающая нас природа.

(Можно вернутся к стихотворению, языковые средства, в которых Арины Родионовна другая – весёлая, так как рядом Пушкин)

-Каким может быть домашнее задание:

а) с. 40 – выразительное чтение;

б) портрет няни Арины Родионовны

в) портрет близкого человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconТема : А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Автор: учитель моунош №95 Богданова В. П

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения, 3 класс. Тема: Александр Пушкин "Зимнее утро"
Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения (чтение) с элементами внеклассного чтения в 1 классе Тема
Цели: формировать навык плавного, слогового, осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения Тема урока: «Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль»
Лебедева Елена Ивановна, учитель высшей квалификационной категории моу «Гимназия №20» г. Саранска Республики Мордовия

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели:...

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconУрок литературного чтения. 2 класс
Тема урока: «Ю. Коваль «Метели…», И. Суриков «Зима». Обобщающий урок по ленте букв»

Урок литературного чтения. Тема: А. С. Пушкин «Няня» Автор: Богданова В. П. учитель моунош №95 iconПлан-конспект урока литературного чтения тема: А. С. Пушкин "Осень"
Оборудование.; иллюстрации картин осени на мультимедиа; Ожегов «Толковый словарь русского языка»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск