Урока: Обобщение и систематизация знаний






Скачать 103.34 Kb.
НазваниеУрока: Обобщение и систематизация знаний
Дата публикации14.02.2014
Размер103.34 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок

Тема: Обобщение по теме «Имя существительное»


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  • Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.

Закрепить навык работы с текстом.

  • Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание. Обобщить и расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи.

  • ^ Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения, формировать самостоятельность мышления учащихся. Воспитывать любовь к природе и родному краю.


Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, справочник, раздаточный материал, медиапроектор, ноутбук.
^ Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин.)

Проверка готовности к уроку русского языка.

Добрый день, дорогие ребята! Все готовы к работе? Начинаем урок.

^ Оформление рабочих тетрадей (число, классная работа, тема урока. Имя существительное. Обобщение. )
2. Постановка цели урока. (1мин.)

- Ребята, мы с вами изучили тему «Имя существительное». Сегодня вам предстоит вспомнить пройденный материал, показать свои знания, умения по данной теме. Мы должны повторить род, число, падеж, склонение существительных, правописание суффиксов существительных, закрепить умения и навыки работы с текстом.
3. Работа с эпиграфом.(2 мин.) Слайд №1

Прочитаем эпиграф к уроку - «Имя существительное – это хлеб языка»( Лев Успенский).
- Читаем хором. Как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? ( имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться)

- А я добавлю, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, что имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных.
4. Обобщение и систематизация. (30-35 мин.)

1) Быстрое повторение темы (проверка домашнего задания-1 мин.) Слайд №2
- имя существительное – это часть речи, которая… (отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

- бывает… ( собственным и нарицательным, одушевленным и неодушевленным)

- имеет… ( род, склонение)

- изменяется… ( по числам и падежам)

- в предложении может быть…(любым членом предложения)

- есть существительные…(общего рода)

- есть существительные …(употребляющиеся только в ед.ч. и только во мн.ч.)

- есть существительные…(разносклоняемые и несклоняемые)

^ Далее обо всем этом поговорим подробно.
2) Имя существительное как часть речи.
Цель. Обобщение и систематизация теоретических сведений.

Повторим грамматические и морфологические признаки имени существительного, изученные орфографические правила, вспомним о синтаксической роли имени существительного в предложении.

^ Выполнение индивидуальных заданий у доски.

Индивидуальное задание № 1

Прочитай предложение, найди в нем имя существительное в косвенном падеже, запиши его, произведи морфологический разбор:

Пушистый снег покрыл леса. (леса-сущ.в в.п.- снег покрыл что?-леса; нач.ф - лес, нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.,во мн.ч., дополнение, дополнение подчеркиваем пунктирной линией)

^ Индивидуальное задание № 2.

Прочитай предложение, запиши его. Найди имена существительные, подчеркни их. Каким членом предложения они являются?

Зажигаются звезды на небе. (что? звезды- подлежащее, звезды что делают-зажигаются- сказуемое, зажигаются где? на чем?- обстоятельство, обстоятельство подчеркивается точка-тире(._._._)

^ Коллективная работа. Слайд №3 (образец рассуждения упр.189 стр.75)

- Назови любое существительное и докажи, что слово является существительным. ( 3-4 ученика - дом, земля, карандаш, сосна…)

^ Ученики отвечают по образцу, делают выводы.

Проверка индивидуальных заданий у доски (прослушивание ответов учащихся, исправление ошибок, если есть, оценивание работ).

Вывод: в этих предложениях имя существительное обозначает предмет, нарицательное, неодушевленное, м. р. , 2 –го скл., во мн.ч., в.п. ; во 2-ом предложении являются подлежащим и обстоятельством.
^ 3) Актуализация грамматического значения имени существительного.
- Давайте вспомним, какие предметы называет имя существительное. Обратите внимание на слайд, приведите примеры. Слайд №4

^ Живые существа: девочка…(мальчик, бабушка, дедушка, мама, папа…)

неживые предметы: камень…(стол, стул, телефон, диван…)

явления природы: гроза…(дождь, вьюга, ураган…)

признак как предмет: белизна…(желтизна, голубизна…)

действие как предмет: бег, ходьба…(плавание, прыжок…)

Если возникают затруднения, подсказываю…

- Какой вывод можем сделать? (Имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлеченные(абстрактные) понятия, которые не потрогать, не попробовать и т.д.).
^ 4)Словарный диктант.

Цель. Закрепление орфографического навыка.
- Сейчас мы напишем словарный диктант, но чтобы вы с ним успешно справились, предлагаю вспомнить:

- склонение имен существительных (3 типа); (1-2 ученика с места проговаривают)

- падежи и падежные вопросы ( все вместе хором);

(Слова с «окошечками» заранее записаны на доске.) Учащиеся по цепочке выходят к доске, вставляют букву, выполняют задание, остальные работают в тетрадях.

Р…зерв, на с…тол…, в ак…деми…, д…быча, в тр…л…ейбус…, в кафе, красив… герань, нет ключ…а,, замоч…к, раб…тяга, черн… нефть, нет доч…и,

врем…н…м,(не)ряха.
-резерв (склон., падеж- 2 скл, и.п.);

на столе (склон., падеж, объясни падежн. оконч. – 2 скл, пр.п. –е.);

-в академии (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.- 1 скл., пр.п., у сущ-х на –ия в пр. п. ед.ч. пишется -и);

-добыча (склон, падеж- 1 скл, и.п.);

-в троллейбусе (склон., падеж, объясни правоп. безуд. падежн. оконч.- 2 скл, пр.п., сущ-е 2 скл.в пр.п. имеют окончание -е);

-в кафе (род, особенность- нескл. сущ., ср.р.),

-красив(ая)герань (род прилагательного),

- нет ключ…а (склон., падеж, правописание суффикса – 1 скл, р.п., пишется суффикс –ик, т.к. при склонении слова гласный И не выпадает);

-замоч..к ( склон., падеж, правописание- 1 скл, и.п., пишется суффикс –ек, т.к. при склонении слова гласный Е выпадает );

-работяга (род,падеж - сущ-е общего рода в и.п.);

-черная нефть (склон., падеж – 3 скл, и.п.)

-нет доч…и (род, скл.,падеж – ж.р., 3 скл., в р.п., при склонении слова появляется суффикс –ер-);

-временем (род, склон., падеж – ср.р., разноскл.сущ-е, время, тв.п.);

-(не)ряха (правописание не с сущ-ми- пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется).

Итог.

- Мы повторили основные сведения об имени существительном: существительное имеет 3 склонения, изменяется по падежам, есть разносклоняемые существительные- 10 существительных на –мя :бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное м.р. путь; правописание суффиксов –ек, -ик, правописание не с существительными.
^ 5)Работа с текстом.

Цель. Повторение и закрепление ЗУН по теме. Развитие связной монологической речи. Слайд №5
Стихотворение С.А.Есенина «Береза»
Белая б…реза
Под моим окн…м
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветк…х
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят сн…жинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

1. Чтение текста про себя.

2. Выразительное чтение вслух.

3. Определение темы и идеи текста.

- О чем этот текст? (о березе)

- Определите основную мысль текста. ( Зимняя береза очень красивая и нарядная)

Вокруг нашей школы тоже растут березы, мы видим их каждый день и любуемся ими.

^ 4.Работа над художественными образными средствами.

- Найдите сравнение ( точно серебром).

- Найдите эпитет ( в сонной тишине, в золотом огне).

-Найдите олицетворение (принакрылась снегом, заря обсыпает).

^ 5. Орфографическая работа.

- Прочитайте слова с пропущенными буквами. По цепочке объясняем тип орфограммы, записываем слово, вставляем пропущенную букву.

^ Б(е)реза – пишется буква е, правописание безударной гласной в корне, не проверяемой ударением, нужно запомнить).

Окн(о)м – в тв.п. существительного пишется окончание –ом).

^ Ветк(а)х – у существительного в п.п. мн.ч. пишется окончание –ах).

Сн(е)жинки – правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением, снежинки-снег).

^ 6. Найдите подлежащее и сказуемое в предложении.

Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.(береза принакрылась)

7. Роль существительных в тексте.

Скажите, пожалуйста, сколько существительных в этом стихотворении?(15)

^ Как понимаете значения слов «кайма», «бахрома»? Слайд№6

Кайма – полоса, обшивка по краю чего-н. Платок с голубой каймой. (Каенга бәс кунган).

Бахрома – тесьма для обшивки чего-н. с рядом свободно свисающих шнурков, кистей.( Каенга чуклар ясалган).

Какие картины могут "нарисовать" существительные?(Получается удивительная картина зимы с белой березой).

^ Вывод. Скажите, пожалуйста, какую роль играют существительные в поэтической речи? (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.).
6) Сочинение – миниатюра.

Цель. Развитие речи. Формирование умений в употреблении существительных в речи.
^ Предлагаю вам сейчас написать мини – сочинение на тему «Зимний день». Что значит сочинение – миниатюра? (4-5 предложений)

В случае затруднения можно использовать существительные – помощники: Слайд №7

Улица, сугробы, мороз, иней, хрусталь, снежинки, одеяло, деревья, крыши домов, зима, солнце, луч. ( Зимний день красивый. Солнечные лучи ослепляют глаза. Снег блестит и сверкает, как хрусталь. Деревья покрыты инеем. Мороз щиплет за щеки и нос. Ребята не боятся мороза и играют на улице.)

-Зачитайте свои миниатюры…(3-4 ученика читают)
7) Срезовая тестовая работа по вариантам. (5 мин.)

^ Цель. Закрепление наиболее трудных орфографических правил, изученных по теме.
Раздаются карточки с тестовым заданием для сильных и слабых учащихся.

^ Карточка №1 (8 шт.) 1 вариант (для сильных учащихся).

1. Укажи слово среднего рода:

-кофе;

-интервью;

-город.

2.Укажи слово с окончанием –И в д.п.:

-дочер…;

- Дарь…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, РАССКАЗ…, ШЛИФОВАЛЬ…:

- -чик, -чик, -щик;

- везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не является частицей:

- (Не)правда на его стороне, а сила;

- (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах:

Ключ…к, горош…к, огурч…к, девч…нка, одеж…нка, кусоч…к, крош…чка, замоч..к..

6.Слово (пол)листа пишется;

а) слитно;

б) раздельно;

в) через дефис.

7. Укажите существительное, у которого в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии;

а) территория;

б) батарея;

в) аллея;

г) песня.

8. Какой суффикс в слове знамя в родительном падеже?

а) -ен-;

б) -ин-;

в) -ян-.

Карточка № 2 (8 шт.) 2 вариант (для слабых учащихся).

1. Укажи слово мужского рода рода:

-коридор;

-мечта;

- смелость.

2.Укажи слово с окончанием –е в дат. падеже:

-дочер…;

- мыш…;

- земл….

3. Выберите правильный суффикс: РАЗНОС…, поливаль…:

- -чик, -щик;

- везде – чик.

4. Укажи слово, в котором не пишется раздельно с существительным:

- (Не)правда на его стороне, а сила;

- (Не)правда всегда откроется.

5.Определи, какой суффикс пишется в словах: замоч…к, горош…к, огурч…к, мальч…нка, огонеч…к, крош…чка.

6.Найдите имя существительное общего рода:

- сирота;

- страна;

- кофе.

7. В суффиксе существительного -щик(-чик) буква ч пишется:

а) после н ,р, л;

б) после д-т; з-с; ж;

в) после в-ф.

8. В слове овраж...к пишется буква:

а) е;

б) и.

Работы сдаются учителю на проверку.
5) Итог урока. (2 мин.)
- Ребята, о чем говорили на сегодняшнем уроке? Какие задания выполняли с удовольствием?

- Чем имя существительное отличается от остальных частей речи? (Обозначает предмет, склонение).
6) Выставление оценок. (1 мин.)

Все учащиеся получают оценки за работу на уроке. За тестовую работу оценки будут объявлены на следующем уроке.

Домашнее задание.

1). Дома вам предлагается письменно доказать, что слово ЗИМА является именем существительным.

2). Нарисовать рисунок березы(желающие).

3).Выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза» 4 уч.

4).Написать похвальное слово имени существительному(желающие).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
Обучающие цели: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний при повторении видов треугольников; помочь учащимся осмыслить...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока : систематизация и обобщение знаний о причастии
Оборудование урока: записать на доске; памятки; конверты с заданиями; фотографии и картинки с описанием внешности человека

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока : смешанный....
Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н. Я., карточки-задания, переносная доска

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация....
Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока : Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической...
Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях, закрепление и совершенствование навыков решения...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconТема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» Тип урока
Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconПлан-конспект урока Системы счисления(10 класс)
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» правил перевода и выполнения арифметических...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по...
...

Урока: Обобщение и систематизация знаний iconУрока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков...
Закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск