Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»






Скачать 83.82 Kb.
НазваниеКонспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Дата публикации27.02.2014
Размер83.82 Kb.
ТипКонспект
top-bal.ru > Литература > Конспект
Федорова В. А.

Учитель русского языка и литературы

КОММЕНТАРИИ

К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 класс

(2011 – 2012 уч.г.)

Билет № 3

  1. Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

  2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Вопрос 1:  Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Сентиментализм как литературное течение.

Сентиментализм – литературное течение , возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в конце 18 века – нач. 19 веков. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.

Представители: Карамзин, Радищев, Капнист, Львов.

Жанры: сентиментальная повесть, послание, путевые заметки, элегия, народные песни, мещанская драма.

  1. Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество (кратко)1



  1. Повесть Карамзина как сентиментальная повесть.

 Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.

Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром» и был нейтральным по отношению к описываемым событиям. Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».
    
     Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова.
    
     «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности.
    
     Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.

Вопрос 2: «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»2.

Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В. Г. Белинский). На нее неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».
    
     Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви.      Встреча с Онегиным — роковая для Татьяны. «Это он!» — выбор единственный на всю жизнь. Татьяна «любит не шутя», она не умеет судить хладнокровно. Письмо Татьяны — один из ключевых мест в композиции романа3. Здесь все: и отсутствие житейской опытности, и одновременно высокий настрой души, отважной в движении навстречу своей судьбе. Татьяна обращается к Онегину на ты «я — твоя!», это не обмолвка, а полное доверие к избраннику.     

Ю. М. Лотман: «Жизнь Татьяны — результат развития личности, ее постоянных усилий по выбору нравственно наиболее трудного пути. Подвиг Верности, который добровольно принимает на себя героиня Пушкина, конечно, шире проблемы верности семье...»
        Личная судьба Татьяны трагична: одиночество в родном доме, безответная любовь к Онегину, замужество без любви и опять одиночество среди богатства, блеска и преклонения. Но страдания не сломили ее: ей чужда «постылой жизни мишура», она не изменяет своим нравственным принципам, своему пониманию чести. Источник ее духовной силы — глубокая связь с русской жизнью, чего нет у Онегина, она «русская душою». Цельность натуры, глубина чувств, красота души, скромность, готовность к самопожертвованию — это не просто черты характера Татьяны, но и воплощение «положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины» (Ф. М. Достоевский).

Вопрос 3: Почему мужики в сказке Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Свои сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В своих
сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость
и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не умеющих работать
паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда мужика. Писатель
видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам помещик ничего из себя не
представляет. Крестьяне изображены в сказке в виде роя: когда они садятся на городскую площадь, их, как пчел, собирают в корзину и отсылают помещику. Жизнь сразу возвращается в свою колею. Сравнение крестьян с роем имеет несколько смыслов:
1. Мужики трудятся всю жизнь, как пчелы, а плоды их трудов достаются другим.
2. Коллективное начало в народе преобладает над личностным: крестьяне живут общиной, ощущают себя частью народа.

Приложение 1

Карамзин Николай Михайлович (1766—1826) — прозаик, поэт, журналист, историк.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства.
В 1789 году опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия", отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера "О происхождении зла" (1786), "Юлий Цезарь" У. Шекспира (1787). С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали "Письма русского путешественника" — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии. Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер "Письма русского путешественника", Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы. В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести "Бедная Лиза" (1792), "Наталья, боярская дочь" (1792), "Фрол Силин, благодетельный человек" (1791), "Лиодор" (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.
С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры — утонченного, "чувствительного", с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей. Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя "писать как говорят", Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе "общественно-бытовой", язык еще надлежит создать. Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала "Вестник Европы" были опубликованы повести "Марфа Посадница" (1803), "Рыцарь нашего времени" (1802), "Моя исповедь" (1802), "Чувствительный и холодный. Два характера" (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
В 1803 году Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность.
Первый том "Истории государства Российского" был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов "Истории..." Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал "лучший и полный" экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над "Историей..." Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей "Истории..."
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно. Карамзинская "История..." не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством. Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России. Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей. Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Приложение 2





1 См. Приложение .

2 Ответ следует подкрепить чтением отрывка наизусть.

3 Дополнительный материал см. в Приложении 2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconПлан урока Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина Бедная Лиза
Эпиграф: «Бедная Лиза» образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе. (Е. Осетров)

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconЭкзаменационные билеты за курс 8 класса по литературе Составила:...
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, образ Лизы

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» icon2. Литература, 9 в класс
Лишнее: «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, так как это произведение XVIII века, тогда как «Метель» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя...

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconН. М. Карамзин Бедная Лиза. История Государства Российского. Остров Борнгольм. А. Н. Радищев
В. А. Жуковский Певец во стане русских воинов. Вечер. Перчатка. Лесной царь. Повесть временных лет

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconОбраз женщины в русской литературе XIX века
Это Василиса Прекрасная и Баба Яга – любимые героини русских народных сказок, Ярославна из «Слава о полку Игореве», Лиза (Карамзин...

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconСписок литературы на лето для учеников 8 класса
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого»

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconЛея (Лиза, Елизавета) Плисецкая-Ломизе
Гута, Лиза и Сима Плисецкие, внучки Меера, дочери Израиля, были похожими друг на друга внешне, по характеру, по отношению к родственникам,...

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconМаурин Ли Бедная Марта
Ли М. Л55 Бедная Марта [Текст] / пер с англ. А. Михайлова; предисл. Т. Куксовой. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;...

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconНазвание мероприятия
Синякова Н., Дуюн Наташа, Сарваров Максим, Тулюля Эля, Исакова Софья, Джемелева Лиля,Демина Софья, Семенова Полина, Носкова Ира,...

Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» iconКалендарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс
Русская воинская повесть. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск