М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов






НазваниеМ. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов
страница1/9
Дата публикации20.09.2013
Размер0.65 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
М.Л.Бутовская, Ю.Н. Феденок, В.Н.Буркова
Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов

// Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности. М., 2007. С. 314-366.
Введение

За последние пятнадцать лет все более актуальной становится проблема межэтнических отношений в современной Москве. Это, в значительной степени, связано с изменениями в демографической структуре населения российской столицы: значительным притоком мигрантов из стран СНГ и регионов России. Изменение пропорций этнических групп происходит на фоне роста этнической интолерантности, о чем активно сообщается прессе и официальных источниках (Малькова, 2004). Нарастание межэтнического напряжения связано с негативным отношением принимающего населения к недавно прибывшим мигрантам не русской национальности и, как следствие, ответной реакцией в виде враждебного отношения представителей различных диаспор к русским.

Образование и воспитание детей в полиэтнической среде в значительной мере ложится на ведущий институт социализации - школу. В государственных общеобразовательных школах дети с раннего возраста погружаются в русскую культуру, общаются на русском языке, перенимают традиции и формы поведения, таким образом, они инкорпорируются и становятся частью конкретной социальной группы сверстников (одноклассники, члены одной спортивной команды и пр.). Как показывают недавние исследования этнопсихологов, в школах, где обучаются дети разных национальностей, с разными социокультурными установками и стереотипами, порой возникают этнические конфликты. Это приводит к размежеванию в классах на этнической почве: дети реже вступают в межэтнические контакты, у них меньше друзей среди одноклассников других национальностей, порой налицо откровенно агрессивное отношение между одноклассниками разных национальностей (Лебедева и др., 2004, с. 96). В наши дни этнический фактор становится чрезмерно выпуклым и приобретает особое значение как признак идентичности индивидов в школьных коллективах (Лебедева и др., там же).

Данные социологического опроса, проведенного Центром социологии образования РАО, свидетельствуют о высокой степени распространенности конфликтов на национальной почве среди российских подростков. Так, в той или иной степени в подобных конфликтах в течение года принимает участие каждый четвертый из опрошенных московских подростков. К проявлению открытых форм интолерантного поведения в области межэтнических отношений склонны 10 % школьников (Собкин и др., 1998).

Проблема подростковой интолерантности на этнической почве требует всестороннего комплексного изучения. Наряду с политологическими, социологическими и психолого-педагогическими подходами, очевидную пользу в освещении данного феномена может принести также этологический подход. Негативные стереотипы в отношении представителей других этносов в определенной мере связаны с «инаковостью» других, с различиями их невербального поведения, особенностями пространственного поведения и правил межиндивидуального общения. Так, по результатам нашего исследования, проведенного в Москве в 2001-2004 гг., современная русская городская культура не может быть отнесена однозначно к «контактным» или «неконтактным»: по фактору дистанции она попадает в категорию «неконтактных», тогда как по параметрам контакта глаз, тактильного контакта и ориентации тела при общении – к «контактным» (Борисова, Бутовская, 2004). В силу очевидных культурных различий в правилах дистанции, при социальном взаимодействии представителей различных этносов могут возникать напряженные ситуации, перерастающие в дальнейшем в открытый конфликт. Данных осложнений можно было бы легко избежать, если бы участники имели хотя бы элементарные представления о правилах невербального поведения в других культурах.

Современная Москва – многонациональный мегаполис, где контакты между представителями разных культур происходят ежедневно. Установлено, что у мигрантов, долгое время живущих в другой культуре и использующих неродной язык, характерные для культурной среды показатели проксемики, жестовой, мимической и тактильной коммуникации сглаживаются и унифицируются (Бутовская, 2004). Однако, происходит это не сразу, скорость адаптации к местным нормам поведения зависит от возраста, пола, образования и исходных психологических установок на интеграции в данном социуме. Несомненно, что образовательные учреждения Москвы могут играть ключевую роль в успешной интергации детей и подростков мигрантов, и способствовать созданию благоприятного социального климата в школе для этой цели.
Объекты и методика проведения исследования

Объект исследования – дети и подростки в возрасте от 9 до 17 лет, обучающихся в многоэтничных классах средних образовательных школах г. Москвы (азербайджанцы, армяне, грузины, ингуши, русские, чеченцы и др., всего дети 33 национальностей). В данном исследовании приняло участие 313 школьников: 154 мальчика и 159 девочки, из них 206 русские и 107 нерусские, 238 исповедуют православие и 37 – ислам, 67 детей в возрасте от 9 до 11 лет, 138 детей в возрасте от 12 до 14 лет и 108 подростков в возрасте от 15 до 17 лет.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconБеседа "Толерантность межкультурных отношений"
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconПрограмма Слёта
Красноярском крае стабильно работают 108 школьных лесничеств, объединяющих 1900 подростков, занимаются природоохранной, лесохозяйственной,...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов icon«Тайна Золотого Компаса»
Педагогическая цель: Развитие активной жизненной позиции детей и подростков в условиях детского санаторного лагеря

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconКлассный час «что такое толерантность» 8 класс Классный руководитель...
Познакомить с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconПрограмма по дисциплине опд в 28
Цель курса «Психология агрессивного поведения» – формирование у студентов представление об агрессивном поведении и о поведении, позволяющем...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconГрафик проведения I тура районного смотра – конкурса детских школьных...
«Алеша Птицын вырабатывает характер» по мотивам одноименного произведения А. Барто

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconИспользование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей
Яется правильное формирование речи в дошкольном возрасте. Любое, даже незначительное нарушение отражается на поведении ребенка, на...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов icon«Что такое толерантность?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconГаоу калининградской области «центр диагностики и консультирования...
Цель: совершенствование адаптивной модели сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, их родителей,...

М. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов iconПриказ «17» марта 2014г. №135 Об итогах проведения в общеобразовательных...
Интернет, увеличение возможности знакомства детей и подростков с позитивным контентом в сети Интернет, в том числе, способствующим...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск