Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка»






Скачать 137.75 Kb.
НазваниеДоклад «Г. Свиридов и его детская музыка»
Дата публикации10.03.2014
Размер137.75 Kb.
ТипДоклад
top-bal.ru > Литература > Доклад
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»


Доклад
«Г. Свиридов и его детская музыка»

Составитель:

преподаватель отделения фортепиано

МБОУДОД «ДШИ»

Одокиенко Е.С.

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Вступление …………………………………………………………..3

2. Жизненный и творческий путь Г.В. Свиридова…………………...5

3. Тематика и образный строй произведений Г. Свиридова ………..10

4. Детская музыка Г. Свиридова и ее особенности…………………..12

1. Вступление

В течение своей полуторавековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей. Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. И одним из основных проводников, помогающих ребенку ориентироваться в мире звуков, стала программность. Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов - события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы - полифонические, этюды и т.п., но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр.  Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и  карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего". Дебюсси писал: "Детский уголок" – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли".

Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".

Не стал исключением и Георгий Васильевич Свиридов, сочинивший в 1948 году «Альбом пьес для детей» по случаю рождения сына. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства…

Чтобы лучше понять особенности свиридовского стиля, обратимся к историческим событиям жизненного и творческого пути композитора.

2. Жизненный и творческий путь Г.В. Свиридова

Нет в нашей стране человека, который никогда не слышал бы музыки из кинофильма «Время, вперед!». Мощь ее упругих ритмов, сила воздействия властно захватывающей мелодии таковы, что она воспринимается как выражение духа времени. Надо быть глубоко современным художником, чтобы так почувствовать динамику и пульс XX века. А рядом — не менее известные иллюстрации к пушкинской «Метели» — художественное отражение классической эпохи русской культуры. Эту музыку любят знатоки и самые неискушенные слушатели: секрет ее всенародной популярности, вероятно, в отзывчивости, естественной красоте и искренности выраженных в ней чувств…

Творчество Георгия Свиридова - новый поворот славного пути, который прошла русская классика. Он духовный наследник Глинки и Мусоргского, Бородина и Рахманинова. В его музыке слышны их голоса. И в то же время это художник, который жил всеми бедами и радостями своего времени. Поэтому его сочинения, если даже они ведут в глубь веков, к нашей древней истории, всегда современны. Композитор умел почувствовать ту «связь времен», которая отличает художников крупного масштаба.

Какие разные, скажем, грандиозная «Патетическая оратория» на слова Маяковского и изысканные «Ночные облака», воскрешающие дух многозначной и сложной поэзии Блока. «Пушкинский венок» — микрокосм классической эпохи русской художественной культуры и маленькая хоровая поэма «Ладога» на слова А. Прокофьева, с ее безыскусной, свежей и благоуханной музыкой. И в то же время их объединяет одно очень важное свойство: все они посвящены России. «Чувство Родины — основное в моем творчестве» — эти слова Есенина с полным основанием мог бы повторить и Свиридов. Это чувство в каждом закладывается с ранних лет, и, может быть, именно впечатления детства остаются решающими во всей дальнейшей жизни.

Творческий путь Свиридова никак не назовешь легким, а его жизнь — безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду. Первые Сочинения Свиридова — романсы на стихи А. Пушкина — сделали его имя известным еще в 1935 году. Однако подлинная слава пришла к нему гораздо позже, только в конце пятидесятых годов. Он вошел в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов, авторов, пишущих в основном произведения для голоса.

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле и петь в церковном хоре. Но вскоре занятия по фортепиано прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки – Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов – его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора – создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог – яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова – от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику – за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития советской музыки Г.В. Свиридову присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Умер Георгий Васильевич летом 1997 года в Санкт-Петербурге.

3. Тематика и образный строй произведений Г. Свиридова

Музыку Георгия Васильевича Свиридова невозможно спутать ни с какой другой – её образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота – следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Герой свиридовских произведений – поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально-героической «Патетической оратории», в лирико-эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А.С.Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Блока. Но чьи бы стихи не лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по-свиридовски своеобразно, оригинально.

Большое место в музыке Г.В. Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», «Эти бедные селенья» на стихи Ф.И. Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевлена, таинственно-непостижима. Такое обострённое восприятие природы идёт от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Г.В. Свиридов стремится отразить в своём творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А. Блока), революционные события («Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского).

Но не только эпохальные явления нашли своё воплощение в свиридовской музыке, в ней – отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создаёт образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Народная жизнь в творчестве Свиридова – это и особый жизненный уклад, и особый мир верований и обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий – несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены им в музыке очень разнообразной: напряжённой лирического чувства – и тихого умиления, затаённой страстности – и строгой торжественности, возвышенной печали – и бесшабашной удали, озорства.


4. Детская музыка Г. Свиридова и ее особенности

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.
Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Все мы хорошо знаем, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес. 

В своем музыкальном альбоме композитор рассказывает о том, что интересно детям. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова включает семнадцать небольших произведений, различных по характеру, масштабу, технической трудности. Редакторы альбома — В. А. Натансон и Л. И. Ройзман — справедливо адресовали его учащимся детских музыкальных школ с третьего по седьмой класс. Впрочем, следует сразу же предостеречь от «занижения адреса» пьес Свиридова — большинство из них целесообразнее использовать не раньше четвертого-пятого классов.

Порядок в расположении пьес естествен и логичен как в художественном, так и в методическом отношениях в целом: трудность их — будь она главным образом технической или художественно-психологической — постепенно возрастает. Вместе с тем на каждом этапе из числа соседних пьес может быть выбрана группа контрастных миниатюр для одновременного прохождения и показа на вечере или в концерте.

Многогранна образность пьес альбома Свиридова.

Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаем мы в пьесах и элементы звукоподражания («Музыкальный ящик»); порою ощущается влияние «театральной» музыки («Веселый марш»). Но особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором (отнюдь не только в обработке песни «Звонили звоны» или таких русских по сюжету пьесах, как «Парень с гармошкой»). Любопытно отметить, что фольклорное начало преломляется иногда через призму традиций русской классической музыки, — например, в «Марше на тему Глинки» или в пьесе «Колдун», заставляющей вспомнить образ Бабы-яги из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Большое художественно-педагогическое достоинство пьес альбома Свиридова — в разнообразии их строения, в отсутствии столь частой в детских сборниках стереотипности в области музыкальной формы.

Мы встречаемся с построением пьес и в форме периода («Попрыгунья», «Ласковая просьба»), в трехчастной форме с контрастирующей серединой («Перед сном», «Старинный танец», «Грустная песня») или с развивающей средней частью («Колдун», «Зима»); в рондообразной форме («Парень с гармошкой»); в форме типа рондо-сонаты («Музыкальный момент»); в куплетно-вариационной форме («Колыбельная песенка», «Звонили звоны»); в свободных формах периода единого строения («Веселый марш», «Дождик», «Марш на тему Глинки»). Важно отметить оригинальность структуры формообразующих ячеек: так, I например, пьеса «Зима» начинается со свободного десятитактного проведения темы. Впрочем, оговоримся, что и самые обычные «квадратные» построения неизменно обретают у Свиридова свежесть и самобытность.

Если говорить о технически полезных в учебном процессе пианистических «формулах», которые встречаются в «Альбоме пьес для детей» Свиридова, то можно упомянуть примеры и пальцевой репетиции, и быстрых гаммообразных построений, и трелеобразного движения, игры двойными нотами, перекрещивания рук с переносом левой руки через две и более октавы, монументальной аккордовой фактуры и т. п. Пьесы помогают выработке различных штрихов (от полнейшей связности игры до острейшего staccato), учат сопоставлению их в различных комбинациях (иногда с быстрыми переключениями в двигательных приемах), ощущению выразительности динамических оттенков, использованию их широкой амплитуды, одновременному достижению различных уровней громкости в партиях обеих рук.

Главным достоинством пьес Свиридова является то, что написанные замечательным советским композитором без всяких «скидок» на педагогику в художественном отношении, они сочетают яркую образность, свежесть языка, самобытность стиля с доступностью детскому пониманию и педагогической целесообразностью применяемых средств музыкальной выразительности и технических приемов.

Особенно ценным представляется гармонический синтез простоты, ясности и глубокого стилистического своеобразия авторского письма. Свойство это вообще присуще зрелым произведениям Свиридова, которому удается сочетать новаторство музыки с широкой доступностью ее понимания. Видимо, поэтому и разговор композитора с детьми отличается такой естественностью, непринужденностью, внутренней свободой и гармоничностью.

Пьесы Свиридова принадлежат к числу именно тех немногих сочинений, которые, будучи доступными для детского восприятия и исполнения, в состоянии учить главному — исполнительскому творчеству, неразлучному с освоением современного музыкального языка, современных средств художественной выразительности.

Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».
Мы надеемся, что сегодня, учащиеся музыкальных школ, встретившись с музыкой Г.В. Свиридова, тоже станут чуточку лучше, чище и красивее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconДоклад по итогам 2011-2012 учебногогода маоу дод «Детская школа искусств»
Детская школа искусств является однопрофильным учреждением дополнительного образования детей, реализующим образовательные программы...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconСвоим словом они, своим делом стране помогали и других научили Россию...
Указом Президента Российской Федерации был утвержден День дипломатического работника. К исполнению гимна Российской Федерации просим...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconАнализ деятельности школьной детской организации «Цунами» за 1 полугод
В нашей школе уже 6 лет работает детская организация «Цунами». В его состав входят 218 учащихся среднего звена. Также есть детская...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconДоклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Этот доклад, читает, внимательно изучили его разделы, высказали свои замечания, суждения и отношения

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconЖданные гости Среди многочисленных гостей «Ждановца» немало известных имен
По дороге катер сломался. Пока его ремонтировали, замначальника лагеря Ю. П. Свиридов молча тосковал: очень хотелось курить, но было...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconМуниципальный этап олимпиады по предмету
А м. С. Березовский 2 в п. И. Чайковский 3 б н. А. Римский-Корсаков 4 б г. В. Свиридов

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconАнализ работы школьной детской организации «Цунами» за 1 полугод
В нашей школе уже 7 лет работает детская организация «Цунами». В его состав также входит детская организация «Ветерок» для младшего...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconПояснительная записка Публичный доклад отражает состояние дел в муниципальном...
Доклад адресован прежде всего, родителям (законным представителям), местной общественности, информирует об основных результатах и...

Доклад «Г. Свиридов и его детская музыка» iconДоклад на тему: "Роль визуального восприятия в процессе освоения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «змиевская детская школа искусств» свердловского...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск