Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого






Скачать 64.43 Kb.
НазваниеУрок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого
Дата публикации11.03.2014
Размер64.43 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Венгеровская СОШ №2


УРОК

Сочинение-описание по картине Ф.П.Толтого

«Цветы, фрукты, птица»

5 класс


Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Шунько Т.Н.

2013


Описание предметов на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Цель урока: Учить описанию картины (натюрморта); формировать умение строить

текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, расширить словарный запас обучающихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Ход урока:

  1. ^ Орг. момент.

Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: сегодня мы будем учиться описывать картину. Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача - научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

  1. Слово учителя о художнике и его картинах. Слайд: Портрет художника

Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А. Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. Прожил долгую жизнь. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

^ Федор Петрович Толстой, известный медальер (Медальер - художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

^ Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология - наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

3.Слайды: Картины художника

4.Словарная работа. Натюрморт.

- Что изображено на картинах? (Различные предметы: цветы, ягоды, вазы, птички). Попробуйте закончить стихотворение.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу , или торт,

Или все предметы сразу,

Знай ,что это ... «натюрморт».

- Правильно. Картина, на которой изображаются различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.) называется натюрморт.

Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт - слово французское, и значит оно буквально - «мертвая природа». ^ Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно - в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте - мир глазами художника.

^ 5.Беседа по картине

Остановим свое внимание на картине «Цветы, фрукты, птица» Слайд

В этой картине заключена удивительная тайна. Её могут открыть только внимательные зрители.

Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

-Какие предметы изобразил художник?

- Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Oтчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола,

перед вазой? .

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник па картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-­розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним - большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

-Определите основную мысль автора натюрморта. Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 317 в учебнике (стр.132).

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

6. Составление плана описания картины.

  1. Какие предметы изобразил художник?

  2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

  3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?

  4. О каком времени года напоминает натюрморт?

  5. Какие мысли и чувства он вызывает у вас?


^ 7.Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний

-Какой тип речи используете в сочинении?(описание)

-Какое описание –деловое или художественное? Художественное. Картина - произведение искусства.)

- Какова же будет главная мысль нашего описания?

( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

^ 8. Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

  2. Раскрыта ли основная мысль художника?

  3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

Д.з. упр. 315

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconУрок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н. Тема: Сочинение описание...
Тема: Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: Учить описывать картину

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconСочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» тема II
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:...

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconСочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития...
Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: «Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconИнтегрированный урок развития речи. Сочинение – описание по картине...
Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в...

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconУрок русского языка и музыки: «Сочинение по картине И. И. Левитана «Березовая роща»
Интегрированный урок русского языка и музыки: «Сочинение по картине И. И. Левитана «Березовая роща»

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconУрок развития речи во 2-м классе (1-4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconСочинение-описание по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в...

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconСочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа)
Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте

Урок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого iconСочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева; под ред проф. Л. А....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск