Скачать 108.64 Kb.
|
![]() Литературная игра - путешествие Автор: Крыжановская Л.В., библиотекарь первой квалификационной категории В публикации представлено внеклассное мероприятие для 3-5 классов, направленное на повышение мотивации к чтению, развитию творческих способностей. Материал предназначен для библиотекарей, учителей начальных классов, обучающихся 3-4 классов. Введение Данное внеклассное мероприятие проводится среди третьеклассников (программа «Школа 2100») в дни весенних каникул. К этому времени дети уже прочитали книгу Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков», познакомились с ее творчеством. Данная конкурсная программа хороша тем, что имеет большой охват участников, это КТД, в котором принимает участие весь класс, поделившись на две команды. До начала конкурса дети продумывают костюмы, рисуют рисунки по книге, осуждают неправильное поведение героя. То, что класс готовится к мероприятию коллективно, служит хорошим стимулом для детей младшего школьного возраста. Дети ждут этот творческий конкурс, и он становится настоящим праздником. В оформлении библиотеки так же участвуют сами дети. Цель игры: познакомить детей с книгой Л.Гераскиной «Путешествие по стране невыученных уроков», закрепить знания правил русского языка, научить ценить родной язык, способствовать развитию мышления, познавательной активности. Сплотить детей на КТД. Подготовка к игре: дети читают книгу Л. Гераскиной «Путешествие по стране невыученных уроков», готовят костюмы героев книги. Оборудование: таблички с названиями команд, тексты с заданиями, нарисованные мячики, для подсчета очков, грамоты для награждения, тетрадь Виктора Перестукина, плакат «Казнить нельзя помиловать». Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Это удивительная страна, в ней, кроме людей и животных, живут знаки препинания – точки, запятые, вопросительные и восклицательные знаки. Они устраивают главному герою книги различные испытания. Мы должны помочь ему в путешествии по стране невыученных уроков. Нас ждут интересные конкурсы, задания. Итак, в путь, друзья! Вместе с командами в путешествие отправляются наши гости и жюри … ( Представление жюри, гостей.) Разминка.
Ведущий: Ребята, нашим путеводным предметом в путешествии тоже будет мячик. Сколько очков заработаете, столько мячиков и получите. А теперь скажите мне, сколько двоек получил Виктор в тот день, когда отправился в путешествие? (Дети отвечают: «5 двоек»). В это время вбегают «двойки» и поют о себе песенку:
Вместе: А вот и мы! 1двойка: Смотрю я на вас, дорогие ребятишечки. 2 двойка: И так мне вас жаль. 1 двойка: Какие-то вы не такие. 2 двойка: И сидите вы как-то не так. 1двойка: И настроение у вас какое-то не такое. 2 двойка: Это все учебники вас учебой замучили. 1 двойка: Мало мы им пакостей сделали. 2 двойка: А чтобы было все у вас хорошо, 1 двойка: надо следовать нашим советам: 2 двойка: Лучше пропускать уроки, 1двойка: Рвать учебники, 2 двойка: Списывать, 1двойка: Подсказывать, 2двойка: Баловаться на уроках, 1двойка: Не учить стихи. Ведущий: Ребята, посмотрите, в руках у них двойки Виктора. Давайте поможем Виктору избавиться от двоек. Вы сейчас должны называть истины (правила). Если вы назовете их правильно, двойки исчезнут. ^ После того, как дети назовут правила, «двойки» уходят. Ведущий: А сейчас состоится Конкурс знатоков книги
Ведущий: А сейчас мы вами попадем в волшебную страну «Грамматику», где царствует Глагол Повелительного Наклонения. Сценка 1 команды. ^ Глагол: Перестань! НЕ злись, запятая. Запятая: Как же мне не злиться, ваше величество? Ведь мальчишка ни разу не поставил меня на свое место. Посмотрите на него, сразу видно, что безграмотный. ^ Расскажи, как ты учишься? Кузя: Скажи, что хорошо… Виктор: Как все… Глагол: А знаешь ли ты грамматику? Кузя: Скажи, что отлично знаешь… Виктор: Я знаю грамматику не хуже других. ^ : А какие у тебя отметки? Виктор: Разные… Запятая: А вот мы сейчас проверим. Внесите документ. (Точки вносят тетрадь Виктора). Запятая: Двойка! Глагол: Перевернуть страницу! ^ На второй странице я написал изложение. Кажется, оно было хуже диктанта, потому что под ним стоял кол. Глагол: Перевернуть! Виктор: На третьей странице ничего не написано. Я только нарисовал рожицу и написал: «Это Коля». Больше страниц в тетради не было. ^ Довольно. Как же ты, мальчик, говорил, что отметки у тебя разные? Кузя: Разрешите мне мяукнуть. Прошу прощения, но мой хозяин не виноват. Ведь в тетради не только двойки, но и единица. Значит отметки у него все-таки разные. ^ : Вы знаете, кто я, но я не знаю, кто вы. Глагол: Я познакомлю тебя с моими подданными. Точки:
Кузя: Знаешь ли ты, где их ставить? Виктор: Иногда я ставлю их правильно. Кавычки:
Виктор: Кавычки я не люблю. Никогда не угадаешь, где их надо ставить. Вопросительный знак:
Восклицательный знак:
Виктор: Эти знаки я знаю лучше других. Их реже надо ставить, не то что запятую. Запятая:
Ведущий: Ребята, вы видите, как важно ставить запятую на место. Конкурс друзей запятой Сейчас каждая команда получит стихотворение, оно называется «Запятая», но в нем нет ни одной запятой. Вы должны поставить запятые сами, но так, чтобы стихотворение зазвучало правильно. ( Читает стихотворение «Запятая»). Дети получают листы с текстом и выполняют задание. Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. ^ Речка за окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет улетая: «Вот что значит запятая!» А сейчас мы продолжим смотреть приключения Виктора в стране невыученных уроков . Сценка второй команды. (Точки выносят большой, свернутый лист). Запятая: Это приговор по делу невежды Виктора Перестукина. ^ Я прочел: « Казнить нельзя помиловать». Восклицательный: Казнить нельзя! Помиловать! Ура! Великодушно! Чудесно! Ура! Вопросительный: Вы думаете казнить нельзя? Виктор: О чем они говорят? Кого казнить? Меня? Да какое они имеют право? Нет-нет, здесь какая-то ошибка. Запятая: Знаки неверно понимают приговор. Казнить тебя надо, помиловать нельзя. Вот, как и надо понимать. ^ За что казнить, за что? Запятая: За невежество, лень и незнание родного языка. Виктор: Но ведь тут написано казнить нельзя. Восклицательный: Ах! Ох! Ужасно! Я не переживу! Виктор: Мне стало страшно. Хорошо же расправились со мной мои учебники. Просто не дали человеку оглядеться как следует – и, пожалуйста, сразу вынесли смертный приговор. Тут уж хочешь – не хочешь, а справляйся сам. И пожаловаться некому. Здесь никто не защитит – ни родители, ни учителя. Вопросительный: Неужели ничем нельзя помочь несчастному мальчику? ^ А все-таки они славные ребята, эти знаки. Запятая: Он сам себе может помочь, если правильно поставит запятую в приговоре. Пусть, наконец, поймет, какое значение имеет запятая. Запятая даже может спасти человеку жизнь. Вот пусть Перестукин и постарается спасти себя, если он этого хочет. ^ Конечно, я этого хочу. Запятая: Пять минут на размышление. Через пять минут будет поздно, Вопросительный: Вопросы будут? Виктор: Будут. Куда мне поставить запятую? Восклицательный: Увы! Решай сам! Виктор: Подскажите, подскажите мне, пожалуйста. Запятая: Здесь подсказки запрещены. Восклицательный: Торопись, мальчик! Осталась две минуты! Вопросительный: Вы желаете мальчику смерти? Запятая: Он ее заслужил. ^ Что же мне делать? Восклицательный: Рассуждать! Виктор: Хорошенькое дело – рассуждать! Ну, ладно. Если я поставлю запятую после слова «казнить», то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получается – нельзя помиловать. Нельзя! Восклицательный: Увы! Ох! Какое несчастье! Нельзя помиловать! Казнить! Ох! Ах! Увы! Вопросительный: Разве помиловать нельзя? Мальчик, торопись, разве ты не видишь, что осталась одна минута? Виктор: Одна минута? И что же будет потом? А если поставить запятую после слова «нельзя»? Получится: «Казнить нельзя, помиловать». Вот это мне и надо. Решено. Ставлю. Восклицательный: Ура! Победа! Хорошо! Чудесно! Запятая: Помни, когда ты даешь своим мозгам работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на свое место, я не причиню тебе никаких неприятностей. Виктор: Я научусь. Я обещаю! Ведущий: Ребята, видите, как важно рассуждать и думать. Так можно даже спасти свою жизнь. Если бы Виктор чаще думал и рассуждал, то и отметки у него были бы хорошие, и не попал бы он в такую странную историю. ^ Вот и вы, ребята, сейчас задумайтесь и рассуждайте. Я дам вам текст, в котором потерялась одна буква. На ее место встали другие буквы. Замените эти буквы на правильную. (Ведущий зачитывает текст «Лото», дети выполняют задание). ЛОТО. В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока не увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тотя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду, кувыркались на лугу в сани. А потом мы поохали в город. Ведущий: Ребята, путешествуя по стране невыученных уроков, Виктор не мог поесть. Почему? Виктор не смог правильно написать слова «хлеб» и «колбаса». Посмотрите, как написал эти слова Виктор, и исправьте ошибки. (Ведущий вывешивает слова «хлеп» и «калбоса», дети исправляют ошибки, обясняя их). Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что букву Б в слове хлеб можно проверить: хлеба, хлебушко, слово колбаса – словарное, его правописание нужно запомнить. И сейчас ^ Попробуйте сейчас, ребята, правильно вставить пропущенные буквы в словах. А или О С…лдат К…мандир Б…р…бан Б…рдовый Б…ссейн Б…лкон С…р…кА Е или И М…лл…метр В…н…грет Т…рраса С…ребряный М…ллион Ч…ремуха В…теран (Ребята выполняют задание) Ведущий: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Ребята, какова главная мысль книги? (Дать своей голове работу, надо думать, рассуждать, вот тогда и будет толк). Жюри подводит итоги и награждает победителей в номинациях: «Самые читающие», «Самые умные», «Самые артистичные», «Самые дружные». Литература: Гераскина, Л. В стране невыученных уроков / Л.В.Гераскина. – М.: Детская литература, 2000. |
![]() | Тогда давайте сегодня отправимся в путешествие по сказкам. Я думаю, мы узнаем ещё многих героев. Поговорим об их поступках. Просто... | ![]() | Цель игры: а обобщить и систематизировать полученные знания по сказкам Андерсена |
![]() | Домашний гусь Мартин. Он помог совершить Нильсу чудесное путешествие с дикими гусями и благополучно вернуться домой | ![]() | ... |
![]() | Вы выбираете сами, но помните: если вы не отвечаете на вопрос, то теряете столько очков, сколько выбрали | ![]() | Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную... |
![]() | Пояснительная записка. Игра готовилась совместно с группой восьмиклассников в форме коллективного творческого дела, затем проводилась... | ![]() | Никогда люди не оставались одни, всегда их сопровождали духи, добрые и не очень, шумные и незаметные. И наши предки всех умели уважить,... |
![]() | Перед вами на столах лежат карточки с заданиями, и мы с вами отправляемся в путешествие, а помогать нам сегодня в этом будет литература,... | ![]() | Русский язык. 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие) |