Календарно-тематическое планирование
№
| Дата
| Тема урока
| Элемент содержания
| Требования к уровню достижений
| Иметь представление
| Знать
| Уметь/иметь опыт, применять на практике
| Россия – Родина моя(5ч.)
Первая четверть
| 1
|
| Мелодия – душа музыки
| ^ Соединение изобразительного и выразительного в музыке. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Главная мелодия 2 – й части из симфонии № 4 П.Чайковский.
|
Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| 2
|
| Природа и музыка (романс). Звучащие картины
| Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника.
Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А.Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н.Римский – Корсаков, слова А.Толстого.
|
| 3
|
| Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава
| Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы 18 в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
|
| 4
|
| Кантата «Александр Невский»
| Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев.
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| 5
|
| Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки
веков сильна…НРК
| Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
|
День, полный событий (4ч)
| 6
|
| Утро
| ^ Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке. Утро из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
Утренняя молитва П. Чайковский
|
| 7
|
| Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек
| Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.
Болтунья. С.Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С.Прокофьев.
Джульетта – девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев.
|
Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| 8
|
| «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер
| Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. С няней, С куклой, На сон грядущий, Поехал на палочке из сборника «Детская» М. Мусоргский
Утренняя молитва, В церкви, Игра в лошадки из «Детского альбома» П. Чайковский
Прогулка, Тюильрийский сад, Лиможский рынок из Картинки с выставки М. Мусоргский
|
| 9
|
| Обобщающий урок 1 четверти
|
|
| «О России петь – что стремиться в храм» (4ч)
2 четверть
|
| 10
|
| Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
| Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. Богородице Дево, радуйся. №6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божьей Матери.
Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер. А.Плещеева.
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| 11
|
| Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
| Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве
Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, слова В.Шульгиной.
Осанна. Хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Л.Уэббер.
.
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| 12
|
| Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. НРК
| Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.
Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. Иисус Христос — суперзвезда рок-опера Ллойд Уэббер
Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока.
Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А.Толстого.
| Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| 13
|
| Обобщающий урок 2 четверти
|
|
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)
| 14
|
| Настрою гусли на старинный лад…(былины).
| Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения.
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н.Римского – Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина
|
| 15
|
| Былина о Садко и Морском царе
| Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.Жанр былины. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.
Имитация игры на гуслях.Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н.Римский – Корсаков.
|
| 16
|
| Певцы русской старины(Баян. Садко). Лель мой Лель…
| Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.
Ой, ты, темная дубравушка, Заиграйте, мои гусельки, Высота ли, высота, из оперы «Садко».Н.Римский – Корсаков
Туча со громом сговаривалась из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков
|
|
17
|
| Звучащие картины. Прощание с
Масленицей. НРК
| Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.
Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.
Проводы Масленицы, хор из оперы «Снегурочка». Н.Римский – Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
| Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
Характерные особенности музыкального языка великих композиторов
| 18
|
| ^
| Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии Музыкальные темы – характеристики главных героев. Интонационно – образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка
|
| 19
|
| Опера «Орфей и Эвридика»
| Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
Хор фурий, Мелодия. Орфей и Эвридика опера К.Глюк
| Знать/понимать
Жанры музыки (песня, танец, марш);
Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| 20
|
| Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
| Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. С подружками по ягоду ходить, Полна, полна чудес могучая природа…, Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.
|
| 21
|
| Полна чудес могучая природа…В
заповедном лесу
| Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). Третья песней Леля, заключительный хор «Свет и сила Бог Ярило» Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.
|
| 22
|
| «Океан море – синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу
| Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.
Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
Океан – море синие. Вступление к опере «Садко». Н.Римский – Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский.
|
| 23
|
| В современных ритмах (мюзиклы).
| Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина.
Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М.Цейтлиной
| Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
| В концертном зале (6ч)
| 24
|
| Музыкальное состязание (концерт)
| Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.
Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исрлнителей. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3 – я часть (фрагмент). П.Чайковский.
|
| 25
|
| Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины
| Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, сифонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная).
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.Глюк.
Шутка. Из сюиты №2 для оркестра. И. – С.Бах.
|
| 26
|
| Обобщающий урок 3 четверти
|
|
|
4 четверть
| 27
|
| Музыкальные инструменты (скрипка).
| Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.
Каприс №24 для скрипки соло. Н.Паганини.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р.Бойко, слова И.Михайлова.
|
| 28
|
| Сюита №Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная
| Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты); Сюита №2 (фрагменты). Э.Григ.
|
| 29
|
| «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена
| Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.
Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Симфония №3 («Героическая») (фрагменты). Л.Бетховен.
Соната №14 («Лунная») (фрагменты). 1 – я часть. Л.Бетховен.
Весело. Грустно, К Элизе Л.Бетховен
|
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч)
| 30
|
| Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки
| Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».Определение характерных элементов джазовой музыки.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз – музыка 20 века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
|
| 31
|
| Люблю я грусть твоих просторов. Мир Пркофьева
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».
Весна; Осень; Тройка. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.
Запевка. Г.Свиридов, стихи И.Северянина.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г.Свиридов, стихи Б.Пастернака.
Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С.Прокофьев.
|
| 32
|
| Певцы родной природы. (Э.Григ, П.Чайковский)
| Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ.
| Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
Уметь:
Выявлять жанровое начало музыки;
Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
Определять средства музыкальной выразительности;
| 33
|
| Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет
| Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Слава солнцу, слава миру! Канон. В. – А.Моцарт.
Симфония №40. Финал. В. – А.Моцарт.
Симфония №9. Финал. Л.Бетховен.
|
| 34
|
| Обобщающий урок 4 четверти
| Мы дружим с музыкой. И.Гайдн, русский текст П.Синявского.
Чудо – музыка. Д.Кабалевский, слова З.Александровой.
Всюду музыка живет. Я.Дубравин, слова В.Суслова.
|
| -
|
| Заключительный урок – концерт
|
|
| |