Элемент содержания






Скачать 171.46 Kb.
НазваниеЭлемент содержания
Дата публикации16.03.2014
Размер171.46 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Календарно-тематическое планирование





Дата

Тема урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

Россия – Родина моя(5ч.)

Первая четверть

1




Мелодия – душа музыки
^

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».


Соединение изобразительного и выразительного в музыке. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Главная мелодия 2 – й части из симфонии № 4 П.Чайковский.



Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


2




Природа и музыка (романс). Звучащие картины

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.
Жаворонок. М.Глинка, слова Н.Кукольника.

Благословляю вас, леса. П.Чайковский, слова А.Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н.Римский – Корсаков, слова А.Толстого.




3




Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава


Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы 18 в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.




4




Кантата «Александр Невский»


Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С.Прокофьев.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

5




Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки

веков сильна…НРК



Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М.Глинка.


Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;



День, полный событий (4ч)

6




Утро
^

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.


Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Утро из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Утренняя молитва П. Чайковский




7




Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек


Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.

Болтунья. С.Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С.Прокофьев.

Джульетта – девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С.Прокофьев.


Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


8




«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер

Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.
С няней, С куклой, На сон грядущий, Поехал на палочке из сборника «Детская» М. Мусоргский

Утренняя молитва, В церкви, Игра в лошадки из «Детского альбома» П. Чайковский

Прогулка, Тюильрийский сад, Лиможский рынок из Картинки с выставки М. Мусоргский



9




Обобщающий урок 1 четверти







«О России петь – что стремиться в храм» (4ч)

2 четверть





10




Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.
Богородице Дево, радуйся. №6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божьей Матери.

Аве, Мария. Ф.Шуберт, слова В.Скотта, пер. А.Плещеева.


Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


11




Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!


Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве

Мама. Из вокально - инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, слова В.Шульгиной.

Осанна. Хор из рок – оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Л.Уэббер.

.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов


12




Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. НРК

Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
Иисус Христос — суперзвезда рок-опера Ллойд Уэббер

Вербочки. А.Гречанинов, стихи А.Блока.

Вербочки. Р.Глиэр, стихи А.Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А.Толстого.

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


13




Обобщающий урок 2 четверти








«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч)

14




Настрою гусли на старинный лад…(былины).

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения.

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н.Римского – Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина




15




Былина о Садко и Морском царе



Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.Жанр былины. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.

Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н.Римский – Корсаков.



16




Певцы русской старины(Баян. Садко). Лель мой Лель…

Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.
Песни Бояна из оперы «Руслан и Людмила». М.Глинка.

Ой, ты, темная дубравушка, Заиграйте, мои гусельки, Высота ли, высота, из оперы «Садко».Н.Римский – Корсаков

Туча со громом сговаривалась из оперы-сказки «Снегурочка» Н. Римский-Корсаков







17




Звучащие картины. Прощание с

Масленицей. НРК


Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

Проводы Масленицы, хор из оперы «Снегурочка». Н.Римский – Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни.

Знать\понимать Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

Характерные особенности музыкального языка великих композиторов

18




^ В музыкальном театре (6ч) Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра

Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон. 3-частная форма арии Музыкальные темы – характеристики главных героев. Интонационно – образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения. Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М.Глинка





19




Опера «Орфей и Эвридика»

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.

Хор фурий, Мелодия. Орфей и Эвридика опера К.Глюк

Знать/понимать

Жанры музыки (песня, танец, марш);

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


20




Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование.
С подружками по ягоду ходить, Полна, полна чудес могучая природа…, Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.





21




Полна чудес могучая природа…В

заповедном лесу

Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).
Третья песней Леля, заключительный хор «Свет и сила Бог Ярило» Снегурочка опера Н.Римский – Корсаков.





22




«Океан море – синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы. Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.

Океан – море синие. Вступление к опере «Садко». Н.Римский – Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский.





23




В современных ритмах (мюзиклы).



Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А.Рыбников, сценарий Ю.Энтина.

Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М.Цейтлиной

Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


В концертном зале (6ч)


24




Музыкальное состязание (концерт)

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исрлнителей.
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3 – я часть (фрагмент). П.Чайковский.





25




Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины



Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, сифонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная).

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.Глюк.

Шутка. Из сюиты №2 для оркестра. И. – С.Бах.





26




Обобщающий урок 3 четверти











4 четверть


27




Музыкальные инструменты (скрипка).


Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.

Каприс №24 для скрипки соло. Н.Паганини.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р.Бойко, слова И.Михайлова.





28




Сюита №Пер Гюнт». Странствия Пер Гюнта. Севера песня родная

Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты); Сюита №2 (фрагменты). Э.Григ.





29




«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Симфония №3 («Героическая») (фрагменты). Л.Бетховен.

Соната №14 («Лунная») (фрагменты). 1 – я часть. Л.Бетховен.

Весело. Грустно, К Элизе Л.Бетховен




«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч)

30




Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».Определение характерных элементов джазовой музыки.

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз – музыка 20 века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты – исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А.Гершвина, русский текст В.Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.





31




Люблю я грусть твоих просторов. Мир Пркофьева

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».

Весна; Осень; Тройка. Из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель». Г.Свиридов.

Запевка. Г.Свиридов, стихи И.Северянина.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г.Свиридов, стихи Б.Пастернака.

Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С.Прокофьев.





32




Певцы родной природы. (Э.Григ, П.Чайковский)


Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

Мелодия для скрипки и фортепиано. П.Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ.

Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

Уметь:

Выявлять жанровое начало музыки;

Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Определять средства музыкальной выразительности;


33




Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет


Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. Слава солнцу, слава миру! Канон. В. – А.Моцарт.

Симфония №40. Финал. В. – А.Моцарт.

Симфония №9. Финал. Л.Бетховен.




34




Обобщающий урок 4 четверти

Мы дружим с музыкой. И.Гайдн, русский текст П.Синявского.

Чудо – музыка. Д.Кабалевский, слова З.Александровой.

Всюду музыка живет. Я.Дубравин, слова В.Суслова.




-




Заключительный урок – концерт








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элемент содержания iconУрока Тема урока Элемент содержания
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния

Элемент содержания iconУрока Тема урока Тип урока (применение икт) Элемент содержания Требования к уровню
Повторить правила обращения с книгами; развивать навыки чтения, составления рассказа по картинке

Элемент содержания iconН. И. Неупокоева, иорш, Санкт-Петербург. Общая характеристика задачи
Программа: Любая программа основной школы по курсу обществоведения. Элемент содержания, который изучается с помощью данного задания,...

Элемент содержания iconВыходные данные Выходной файл output. Txt должен содержать одно целое...
Заданы первый и второй элементы арифметической прогрессии. Требуется написать программу, которая вычислит элемент прогрессии по ее...

Элемент содержания iconВикторина по русским народным сказкам
Русские народные сказки неотъемлемый элемент воспитания и развития каждого ребенка. И, надо заметить, горячо любимый детьми элемент....

Элемент содержания iconУчебный план программы mba производственный менеджмент
Международные экономические отношения. Инструменты взаимодействия. Элемент курса «Международный бизнес»

Элемент содержания iconУрок повторения на тему: Все действия с дробями
Ввести занимательный и познавательный элемент в процесс пройденного материала и повторить его

Элемент содержания iconКосмический элемент года — вода, цвет — чёрный
Год Змеи вступит в свои права 10 февраля 2013 г и продлится по 31 января 2014 г

Элемент содержания iconРазвитие звуковой культуры речи у детей
Как элемент речевого развития в образовательных областях «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы» проводится 2 раза в...

Элемент содержания iconОбеспечение регионального содержания образования № п/п
Утков П. Ю. Национально-региональный компонент содержания государственного образовательного стандарта в начальной школе. Экспериментальный...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск