Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»






Скачать 432.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
страница1/4
Дата публикации23.03.2014
Размер432.53 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дусюмская начальная общеобразовательная школа» Атнинского района РТ


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ Бурганова Р.Н.
Протокол №1 от «27» августа 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора Кубянской средней общеобразовательной школы

_________ /Ганиева Л.Ф/

«27» августа 2012 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «Кубянской СОШ»

_______ /Хакимзянов Х.Г./
Приказ №53 §4 от «29»августа 2012 г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литературное чтение»

2 класс

ФГОС «Перспективная начальная школа»
Закирзянова Эндже Рахимзяновна

учитель нач. классов 2 кв. категории




2012/2013 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по «литературному чтению» разработана на основе:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);

  • Приказа МО и Н РТ от 23 июля 2012 года №7999/12/ «Об учебных планов для 1-9 классов школ Республики Татарстан , реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования».

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Приказ №65-о/д 31.08.2011)

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, от 24декабря, 2010 №2080, номер19776 ;

-Учебный план МБОУ «Дусюмская НОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2012 -2013 учебный год( утвержденного решением педагогисечкого совета Протокол №1, от 29 августа 2012г.)

-концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний;

- программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по математике и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Учебник: Литературное чтение Н.А Чуракова Москва Академкнига учебник 2011

^ Цель курса

  • Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

  • Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.

  • На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;



Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

^ Содержание тем учебного курса

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных . Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

^ Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнениезвукописьконтраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

^ Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

^ Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

^ Классики русской литературы

Поэзия Д. Кедрин: «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».

Проза М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев«Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия Я. Аким: «Яблоко»*;

А. Ахундова: «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов: «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка»,

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев: «Осень»;

Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер: «Собачкины огорчения»;

С. Козлов: «Желудь»;

Ю. Коринец: «Тишина»;

А. Кушнер: «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева: «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С. Михалков: «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир: «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова: «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс: «Врун»*;

Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»;

С. Черный: «Что кому нравится»*;

К. Чуковский: «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.

Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран: «По дорожке босиком»;

Во Куанг: «Заходите»;

Т. Кубяк: «О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев:«Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов: «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев: «Братишка»;

С. Воронин: «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*; Ю. Коваль: «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов: «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов: «Фантазеры»;

Б. Окуджава: «Прелестные приключения»;

С. Седов: «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов: «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари: «Бриф! Бруф! Браф!».

Учебно-тематический план
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа педагога Барсуковой Галины Михайловны по учебному курсу «Литературное чтение»
Данная рабочая программа по чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «литературное чтение»
Программа: Кубасова О. В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоват учреждений / Смоленск: Ассоциация...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса разработана на основе рабочей программы «Литературное чтение»...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу Литературное чтение

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в 1 классе Составитель
«Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О. В. –Смоленск: Издательство...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Мо и н РФ от 06. 11. 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск