Рабочая программа по курсу «Русский язык»






Скачать 242.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Русский язык»
Дата публикации11.04.2014
Размер242.58 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

на 2013– 2014 учебный год

2класс

Образовательная система:

«Гармония»

2013 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык», 2 класс составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); основной образовательной программой начального общего образования (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, учебно-методическим комплексом учебного предмета «Русский язык»:

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1.Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Мустаевская СПОШ».

2. Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1–4 классы.

Поурочно - тематическое планирование: 1–4 классы / М. С. Соловейчик,Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

3.Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетради-задачнику по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Издание 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012

4.Соловейчик М. С. С 60 Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Русский язык» в рамках образовательной системы «Гармония». Пособие для учителя / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

5.Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. «К тайнам нашего языка» в двух частях. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

6.Рабочая тетрадь к учебнику «К тайнам нашего языка», 2 класс в трёх частях. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013 г.

Программа рассчитана на 170 часов

В неделю - ^ 5 часов

Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету

« Русский язык»

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся.

^ Цель курса - обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
^ Задачи начального курса русского языка:

  1. Создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи.

  2. Заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации.

  3. Сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

  4. Средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

  5. Обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Предлагаемый курс русского языка, построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений. Под развитием учащихся – формирование их лингвистического мышления, способности осознавать язык как предмет наблюдения. Выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности. В том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:

а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Формы организации образовательного процесса:

  • Урок

  • Лекционно – практические занятия

  • Применение мультимедийного материала

  • Проектная деятельность

  • Исследовательская деятельность


Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

  1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

  2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

  3. ^ Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

  4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.



^ Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»

2 класс

Цель курса: обучение построению высказываний правильному, умелому использованию средств языка и в целом эффективному устному и письменному обобщению в различных жизненных ситуациях. Формирование осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений.
Задачи курса:

  1. Сформировать базовые орфографические умения (орфографическую зоркость).

  2. Развивать представления о речи, её назначении, видах, об основных правилах общения.

  3. Обеспечить приобретение детьми опыта наблюдений за словом, предложением, текстом.

4. Добиться хорошего уровня фонетических, грамматических умений.

5. Формировать знания об «опасных местах» в словах при их записи, появление умения обнаруживать орфограммы по освоенным признакам.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности обучающихся 2 класса

Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю. Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.

^ Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:

    • основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;

    • основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);

    • основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.

В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности».

Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
^ Содержание курса

Раздел 1. Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Осознание главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой. Практическое овладение диалогической и монологической формой речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя). Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в объёме, предусмотренном учебником). Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке. Озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ. Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

^ Раздел 2. Фонетика и графика.

Различение звуков и буква. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й,]. Полный фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слова. Обозначение мягкости согласного звука в положении перед другим согласным. Освоение обозначения звука [й,] с помощью разделительных ь и ъ. Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

^ Раздел 3. Лексика.

Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.

^ Раздел 4. Словообразование (морфемика).

Овладение понятиями «родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»; представление о нулевом окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу. Разграничение однокоренных слов, изменений одного и того же слова, синонимов и слов с омонимичными корнями. Разграничение приставок и предлогов. Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности и выразительности речи. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления, над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.).

^ Раздел 5. Морфология.

Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» «что?». Постановка вопросов к словам-названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов».

^ Раздел 6. Синтаксис: предложение.

Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи. Виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); их использование и оформление при письме.

Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?». Практическое освоение побудительных предложений с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.

^ Раздел 7. Орфография и пунктуация.

Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных – положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме сонорных (без термина) и [в,в,]. Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу; первая буква в начале предложения и в собственном имени; граница между словами. Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части орфограмм. Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Выбор букв, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей «она», «оно», «они». Понятие «орфографическое правило», применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм: прописная буква в начале предложения, в собственных именах; раздельное написание слов; перенос слов (основные случаи); сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным ( в сочетаниях [с,т,, з,д,, н,т,,н,щ,, нч]; чк, чн, чт, щн); проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова; непроизносимые согласные звуки; непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах программного списка); гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах; разделительные ь и ъ.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжѐт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй (те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лестница. лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

Проверка написанного: практическое овладение. Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими словами (что, чтобы, потому что и др.). Наблюдение за возможностью запятых и других знаков внутри предложений.

^ Планируемые предметные результаты освоения программы

2-го класса

Ученик получит возможность научиться (в области речи, речевой деятельности):

  • участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения;

  • понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;

  • создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;

  • соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

  • под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

  • самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

  • понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме,

  • коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

  • замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;

  • участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;

  • при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

  • строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;

  • понимать в тексте тему и основную мысль, отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;

  • использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;

  • подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки);

  • проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку);

  • создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).

^ Ученик получит возможность научиться:

  • вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;

  • слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;

  • создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;

  • соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

  • самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

  • самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

  • отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;

  • создавать предложения, обдумывая предмет речи и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

  • среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;

  • по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;

  • редактировать, улучшать собственные тексты.

В области освоения языка:

В области фонетики и графики ученик научится:

  • различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

  • сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);

  • объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными;

  • использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

  • проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

  • правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.


Ученик получит возможность научиться:

  • обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;

  • проводить полный фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).

В области лексики

Ученик научится:

  • понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

  • объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

  • выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

  • замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

  • выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;

  • подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;

  • осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);

  • понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

  • классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученик получит возможность научиться:

  • выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);

  • замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;

  • конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.



В области морфологии

Ученик научится:

  • различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;

  • узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный;

  • изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам – без терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

  • отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);

  • различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);

  • различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

  • характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

  • находить в тексте предложения разных видов;

  • отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

  • правильно оформлять границы предложений;

  • ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Ученик получит возможность научиться:

  • строить предложения разных видов;

  • замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;

  • наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

  • замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».

^ В области орфографии

Ученик научится:

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы, решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

  • осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

  • применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);

  • грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;

  • соблюдать изученные правила переноса слов;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника;

  • использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;

  • проверять написанное;

  • списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.

Ученик получит возможность научиться:

  • обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

  • замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);

  • оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;

  • эффективно осуществлять проверку написанного.


^ Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык» на конец 2-го класса
Личностные результаты:

- представление о русском языке как языке своей страны и о себе как носителе этого языка; положительное отношение к учению (к урокам русского языка);

- появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).
^ Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);

– планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;

– выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).

^ Познавательные УУД:

– слушать учителя, понимать и решать поставленные задачи;

– под руководством учителя читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе словарях, применять её для решения практических задач;

– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;

– понимать информацию, представленную в изобразительной и освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;

– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач (П-1);

– участвовать в коллективных наблюдениях за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, аналогии, классификации, группировки, конструирования по указанным основаниям, делать умозаключения, выводы;

– подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме) (П-2).

^ Коммуникативные УУД:

– участвовать в общей беседе, в диалоге, стараясь соблюдать правила общения;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;

– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;

– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
^ Основные виды учебной деятельности

1. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способность к самооценке и самоконтролю.

2. Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для её выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
^ Формы проведения аттестации обучающихся 2 класса

Промежуточная аттестация по русскому языку проводится согласно Положения «О промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» в форме итоговой контрольной работы или теста.

Методы обучения

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы контроля и самоконтроля.


Формы работы на уроках

  • учебный диалог

  • коллективное составление плана предстоящей деятельности;

  • самостоятельная организация деятельности;

  • работа в паре;

  • работа в микрогруппе;

  • конструирование и моделирование.


Здоровьесберегающий компонент

Ежедневно на уроках используются:

  • физминутки,

  • гимнастика для глаз,

  • беседы по ТБ:

  • «Организация рабочего места»


Список литературы
Для учителя:


  1. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык. « К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

  2. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 2 класс в трёх частях. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013г.

  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка» 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012г.

  4. Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя


Для учащихся:


  1. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. Русский язык «К тайнам нашего языка» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

  2. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» 2 класс в трёх частях. - Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013 г.

  3. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011

  4. Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др

Дополнительная литература

  1. Балашова Е.К. Сборник диктантов. Начальная школа. – Саратов: «Лицей», 1999.

  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.

  3. Нестандартные уроки русского языка. 1 класс. / Сост. Н.Г. Шепитько. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  4. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах / авт.-сост. О.В. Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006.

  5. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы / авт.-сост. Н.Н. Максимчук. – М.: ВАКО, 2008.


Справочная литература

  1. Васильева Л.С. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2010.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2010.

  3. Орфоэпический словарь русского языка – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011.

  4. Толковый словарь русского языка для школьников. М.: Издательство «Евро-пресс» при участии фирмы «Рест», составитель А. Васильев, 2009.

  5. Фразеологический словарь русского языка для школьников / сост. А.А. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2010.

  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.

  7. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения / М.А. Штудинер. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2010.

  8. Этимологический словарь русского языка для школьников / сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория; Владимир: ВКТ, 2011.


Интернет-ресурсы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа педагога Барсуковой Галины Михайловны по учебному курсу «Русский язык»
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРамзаева Т. Г. Русский язык: учеб для 2 класса в 2 ч
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа По курсу «Русский язык» Ступень обучения начальное общее, 1 4 классы
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г)...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «Русский язык» (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (2 класс) составлена на основе авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной,...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «Русский язык» (3 класс)
Рабочая программа по предмету «Русский язык» (3 класс) составлена на основе авторской программы по русскому языку В. П. Канакиной,...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа учителя Крыловой Светланы Геннадьевны по учебному...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный умк в полной...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «родной (русский) язык» для 7 класса Составила
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа VIII вида «Русский язык»
«Русский язык» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных...

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа по предметам: «русский язык», «математика», «литературное чтение»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по курсу «Русский язык» iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск