Программа научно-исследовательского семинара "Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст" для направления 032700. 62 «Филология»






Скачать 150.52 Kb.
НазваниеПрограмма научно-исследовательского семинара "Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст" для направления 032700. 62 «Филология»
Дата публикации17.04.2014
Размер150.52 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Литература > Программа


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет филологии

Программа

научно-исследовательского семинара

"Проблемы изучения английской и американской литератур:

текст, подтекст, контекст"
для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра

Авторы программы:
Островская Е.С., к. филол.н., elena.ostrovskaya@gmail.com
Свердлов М.И., к. филол.н., mi-sverdlov@mail.ru
Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия]
Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2012
^ Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС, и студентов, обучающихся по направлению «Филология» и выбравших данный научно-исследовательский семинар.

Программа разработана в соответствии с:

- стандартом НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.62 «Филология»

- Рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Филология» на 2012/2013, утвержденным в 2012 году.

^

2 Цели освоения НИС



Целями освоения научно-исследовательского семинара "Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст" являются:

систематизация и углубление знаний, приобретенных студентами за время обучения на первом и втором курсе бакалавриата (дисциплины: «Правила чтения текстов русской литературы XIX и XX веков», «Правила чтения. Ключевые тексты англоязычных литератур» «Английский язык», «Академическое письмо» и др).

овладение профессиональной терминологией, методами и навыками чтения и филологического анализа текста на русском и английском языке, методами ведения научной дискуссии

дальнейшее развитие умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельного научного исследования и написания научной работы.

^

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения НИС



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б3

При анализе художественного текста видит наиболее уместный подход и проблематику.

Филологический анализ текстов на английском языке, постановка проблем

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

СК-Б4

Умеет выявить проблему, поставить задачу и найти ее решение.

Компаративное изучение различных подходов к анализу художественного текста, их обсуждение и сопоставление.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет пользоваться библиотекой, архивом, Интернет-ресурсами и оценивать потребность в них в определенной ситуации.

Регулярная работа с различными источниками и сопоставительный анализ их уместности и эффективности в разных ситуациях

Способен создавать тексты различных типов на русском и иностранных языках

ИК - Б2.2. 2/4.1-2/5.2

Умеет писать краткую и пространную аналитические работы на русском и английском языках

Написание работ разного объема с последующим их обсуждением.

Способен применять полученные знания в области теории и истории русского и иностранных языков, русской и иностранных литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности 

ИК – Б5.3/7.1

Активно использует специальную литературу на иностранном языке, владеет приемами компаративного анализа

Чтение и перевод текстов с дальнейшим сопоставительным анализом грамматических структур, синтаксических конструкций, идиоматики

Способен аннотировать и реферировать документы, научные труды и художественные произведения на иностранных языках 

ИК –Б.3.1-2

Вычленяет логику текста, распознает его стилистические особенности, владеет приемами компенсаторного чтения, интерпретирует и воспроизводит содержание прочитанного на иностранном и русском языках

Аннотация и рефераты как вид задания.

Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации


СЛК –Б9









^

4 Место НИС в структуре образовательной программы



Участие в НИС предполагает углубление знакомства студентов с текстами литератур Англии и США и оттачивание навыков филологического анализа текста, помещения его в культурно-исторический контекст.

В ходе НИС студент должен освоить основные филологические техники, необходимые для работы с иноязычным (англоязычным) художественным текстом, познакомиться с основными филологическими работами, задающими систему научных координат в русскоязычной и англоязычной англистике и американистике.

По завершении НИС студенты должны уметь анализировать англоязычные художественные произведения с учетом как русской, так и англоязычной филологической мысли, а также критически отзываться о чужих научных изысканиях в этой области, как письменно, в форме рецензий, так и устно, в жанре свободной и модерируемой научной дискуссии.

НИС опирается на компетенции, получаемые студентами при освоении таких дисциплин как «Правила чтения: ключевые тексты англоязычных литератур» и «Английский язык», а также на те знания и навыки, которыми студенты овладели, участвуя в НИС на первом курсе обучения.

Основные положения НИС должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История литератур Европы и США (Профессиональный цикл, базовая часть);

  • Сравнительно-историческое литературоведение и проблемы перевода (Профессиональный цикл, вариативная часть, профиль «Компаративистика»);

  • История европейского романа (Профессиональный цикл, вариативная часть, профиль «Компаративистика»);

  • Основные мотивы европейской лирики (Профессиональный цикл, вариативная часть, профиль «Компаративистика»);

а также в научно-исследовательской работе бакалавров, прежде всего в научно-исследовательских семинарах и при написании курсовой и диплома на третьем и четвертом курсе.

^

5 Тематический план НИС



На втором году обучения РУП для направления подготовки 032700.62 «Филология», утверждённый в 2012 г., предусматривает на научно-исследовательский семинар 36 часов аудиторной работы и 36 часов самостоятельной работы.



Название раздела/темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Семинары

1

Введение в предмет

4

2

2

2

Основные принципы и техники библиографического поиска в англоязычных ресурсах. Электронные ресурсы НИУ-ВШЭ: JSTOR, MUSE, EBSCO и др. Oxford English dictionary. Поиск в библиотечных ресурсах: РГБ, ВГБИЛ

4

2

2

3

Ключевые имена англоязычной англистики.

4

2

2

4

Композиция филологического текста, построение анализа. Введение проблемного вопроса, разворачивание классификаций, использование антитез и парадоксов, техника связок и отбивок.

4

2

2

5

Методы анализа поэтического текста. «Пристальное чтение» в духе «новой критики». Анализ стихотворения У.Б. Йейтса «Ирландский летчик предвидит свою смерть»

4

2

2




Методы анализа поэтического текста. Применение терминов «ambiguity» У. мпсона и «paradox» К. Брукса. Анализ стихотворения Э. Марвелла «Горацианская ода на возвращение О. Кромвеля из Ирландии»

4

2

2

7

Методы анализа «темных» текстов. Использование комментариев и поиск ключа к интерпретации. Анализ стихотворения Дж. М. Хопкинса «Инверснейд» и «Полых людей» Т.С. Элиота

4

2

2

8

Методы контекстного анализа в духе концепции «биографии идей» (А. Лавджоя). Анализ «Улисса» А. Теннисона и эволюция идеи преодоления границ в европейской поэзии (Данте. Ш. Бодлер, Р. Киплинг)

4

2

2

9

Методы «лейтмотивного» анализа прозаического текста. Поиск лейтмотивов, определение композиционного соотношения и метафорических связей между лейтмотивами. Анализ рассказа Дж. Сэлинджера «A good day for bananafish»

4

2

2




Итого:

36

18

18


6 Формы контроля знаний студентов


^ Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

2

3

4

Текущий

(неделя)

Аннотация научных статей

*







Представление аннотации по нескольким научным статьям по индивидуальной теме

Выступление с презентацией по индивидуальной теме










Представление результатов индивидуальных изысканий в форме презентации

Итоговый

Зачет








*





^ 6.1 Критерии оценки знаний, навыков
Критерии оценки устных выступлений (сообщений, докладов, участия в дискуссии)
Наличие четкой структуры выступления и логики изложения;

Оригинальность;

Доказательность аргументации;

Умение услышать собеседника, отвечать на поставленный вопрос

Стилистическая выдержанность устной речи;

Владение нормами академического этикета.
^ Критерии оценки письменной работы (аннотация)
Соответствия требованиям жанра

Наличие четкой структуры и логики изложения;

Стилистическое соответствие.


^ 7 Содержание НИС
Научно-исследовательский семинар «Проблемы изучения английской и американской литературы: текст, подтекст, контекст» посвящен широкому кругу вопросов, связанных с исследованиями в области английской и американской литературы. Среди тем семинара – проблематика жанра, проблемы литературной эволюции (моменты слома, сдвига), проблемы установления и смены риторической системы, проблема литературных связей, переклички, компаративная проблематика: сопоставительные исследования прежде всего по английской и русской литературам.
План курса включает следующие темы:


  1. Введение в предмет.

  2. Основные принципы и техники библиографического поиска в англоязычных ресурсах. Электронные ресурсы НИУ-ВШЭ: JSTOR, MUSE, EBSCO и др. Oxford English dictionary. Поиск в библиотечных ресурсах: РГБ, ВГБИЛ.

  3. Ключевые имена англоязычной англистики.

  4. Композиция филологического текста, построение анализа. Введение проблемного вопроса, разворачивание классификаций, использование антитез и парадоксов, техника связок и отбивок.

  5. Методы анализа поэтического текста. «Пристальное чтение» в духе «новой критики». Анализ стихотворения У.Б. Йейтса «Ирландский летчик предвидит свою смерть».

  6. Методы анализа поэтического текста. Применение терминов «ambiguity» У. Эмпсона и «paradox» К. Брукса. Анализ стихотворения Э. Марвелла «Горацианская ода на возвращение О. Кромвеля из Ирландии».

  7. Методы анализа «темных» текстов. Использование комментариев и поиск ключа к интерпретации. Анализ стихотворения Дж. М. Хопкинса «Инверснейд» и «Полых людей» Т.С. Элиота.

  8. Методы контекстного анализа в духе концепции «биографии идей» (А. Лавджоя). Анализ «Улисса» А. Теннисона и эволюция идеи преодоления границ в европейской поэзии (Данте. Ш. Бодлер, Р. Киплинг).

  9. Методы «лейтмотивного» анализа прозаического текста. Поиск лейтмотивов, определение композиционного соотношения и метафорических связей между лейтмотивами. Анализ рассказа Дж. Сэлинджера «A good day for bananafish».


Литература по разделу.
1. The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, 1993.

2. Wimsatt W.K. The Verbal Icon. Studies in the Meaning of Poetry. Kentucky: University of Kentucky Press, 1954.

3. Daiches D. Critical Approaches to Literature. Prentice-Hall, 1956.

4. Brooks C. The Well Wrought Urn. Studies in the Structure of Poetry. L., 1968.

5. Empson W. Seven Types of Ambiguity. L., 1953.

6. Brooks C.; Warren R. P. Understanding Poetry, 1938.

7. Brooks C.; Warren R. P. Understanding Fiction, 1943.

8. Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton, 1957.

9. Richards I.A. How To Read a Page: A Course in Effective Reading. N.Y., 1942.

10. Race W.H. Classical Genres and English Poetry. N.Y., 1988.

11. Lovejoy A. The Great Chain of Beings. Cambridge, Massachusetts, 1936.

12. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca, N.Y., 1981.
8 Образовательные технологии

Основные образовательные технологии, используемые в ходе НИС – дискуссия и индивидуальная работа со студентом над его курсовой работой.
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
^ 9.1. Тематика заданий текущего контроля
Примерные вопросы для выполнения домашнего задания в форме эссе
1. Пространство и время в стихотворении А. Теннисона «Улисс».

2. Лейтмотивы и подтекст в рассказе Дж. Сэлинджера «Хорошо ловится рыбка-бананка».



^ Примерные вопросы для подготовки к контрольной работе
Ambiguity - кто ввел термин, в какой работе и что он означает? Пример(ы).

Pathetic fallаcy - кто ввел термин и что он означает? Примеры.

Simultaneously composition - кому принадлежит этот термин и что он означает. Пример(ы) из стихотворений курса.

Примеры размеров (назвать по-английски) из стихотворений курса (см.: Абрамс «Метр»).

Что означает терминологический коррелят «Tenor - Vehicle» (см.: Уимсатт)

Onomatopoeia; Antithesis; Isocolon; Homeoteleuton; Chasmus. Значения терминов – желательно с примерами (см.: Уимсатт).

Объясните фразу: «chronos suddenly becomes kairos». Чьи это слова? (см.: Абрамс)

«Spots of Time». Чья это формула? Что означает? Примеры из 6 романтических стихотворений (см.: Абрамс).

Объясните значение слова «Reverdie». Примеры из «Жаворонка» Шелли.

Dissociation of sensibility – кто вводит в научный обиход это словосочетание. В какой работе? Что оно означает?
^ 9.2. Вопросы для оценки качества освоения НИС

Будет проведен комплексный итоговый зачет, включающий задание с элементами монолога, анализа текста и теста по грамматике и лексике.
^ 10 Порядок формирования оценок по НИ
Преподаватель оценивает работу студента на семинарах и самостоятельную работу по степени подготовленности к занятию (подготовленный перевод текста; выученный материал). Формой проверки является устный опрос (чтение и перевод текста), а также экспресс-опрос. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по выполнению письменных домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам.работа.
^ Оценка складывается из следующих факторов:

итоговая контрольная работа - 25%

оценка за текущую работу - 75%, в том числе:

регулярное посещение и активное участие в занятиях 30 %,

письменные работы 25%

устные ответы и доклады 20%
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,25 · Отекущий + 0,5 · Оауд + 0,25 · Осам.работа

где Отекущий = Оитоговая к/р

Способ округления накопленной оценки текущего контроля арифметический.
Результирующая оценка за НИС рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,7 · Онакопл. + 0,3 · Оэкз..

Способ округления результирующей оценки арифметический.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС


^ 11.1 Базовый учебник

отсутствует

11.2 Основная литература

1. The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics. Princeton, 1993.

2.Wimsatt W.K. The Verbal Icon. Studies in the Meaning of Poetry. Kentucky: University of Kentucky Press, 1954.

3. Daiches D. Critical Approaches to Literature. Prentice-Hall, 1956.

4. Brooks C. The Well Wrought Urn. Studies in the Structure of Poetry. L., 1968.

5. Empson W. Seven Types of Ambiguity. L., 1953.

6. Brooks C.; Warren R. P. Understanding Poetry, 1938.

7. Brooks C.; Warren R. P. Understanding Fiction, 1943.

8. Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton, 1957.

9. Richards I.A. How To Read a Page: A Course in Effective Reading. N.Y., 1942.

10. Race W.H. Classical Genres and English Poetry. N.Y., 1988.

11. Lovejoy A. The Great Chain of Beings. Cambridge, Massachusetts, 1936.

12. Jameson F. The Political Unconscious: Narrative as a Socially Symbolic Act. Ithaca, N.Y., 1981.
11.3 Дополнительные материалы
Lauter, Paul, and Richard Yarborough. The Heath Anthology of American Literature: Concise Edition. Boston: Houghton Mifflin, 2004. Print. ISBN 0618256636 9780618256631

The Norton Anthology of English Literature. The Major Authors (Single-Volume 8th Edition) by Stephen Greenblatt, M. H. Abrams, Carol T. Christ and Alfred David (2006) ISBN 978-0-393-92828-0

12 Материально-техническое обеспечение НИС



Ноутбук, проектор.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Русская поэзия ХХ века: текст и комментарий»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинар, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700. 62 «Филология»,...

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Истоки европейских литератур» (Античная литература;...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Ключевые тексты англоязычных литератур» для...
Программа предназначена для преподавателей ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Ключевые тексты франкоязычных литератур» для...
Программа предназначена для преподавателей ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины История русистики  для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Современные проблемы...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080500- «Бизнес-информатика»,...

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Русская словесность допетровского времени ...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины Латинский язык для направления 032700. 62 «Филология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа научно-исследовательского семинара \"Проблемы изучения английской и американской литератур: текст, подтекст, контекст\" для направления 032700. 62 «Филология» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск