Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»






Скачать 115.46 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Дата публикации24.04.2014
Размер115.46 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 31

Урок русского языка в 10 классе

Тема : « Пунктуация. Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания»

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 31

Шушпанова Клавдия Сергеевна

Белгород 2010

Цели: обобщение и систематизация знаний о назначении и функциях знаков

препинания и о принципах, на основе которых строится система правил русской

пунктуации.
Задачи: подвести учащихся к пониманию того, зачем нужно знать принципы

русской пунктуации, каковы функции знаков препинания и в чем заключается

их основное назначение; научить осознанно применять теоретические знания

в практической работе.
^ Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Методические приемы: фронтальный опрос, фронтальная работа с текстом;

индивидуальная и групповая работа; выполнение творческого задания.
^ Оборудование урока: учебники, тетради, компьютер и проектор с

презентацией учебного материала.
Ход урока
1). Подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие; фиксация

отсутствующих; проверка подготовленности к уроку; организация внимания;

четкость требований; раскрытие общей цели урока; ознакомление с планом

работы (по плану учителя).

2). Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока

( с обращением к домашнему заданию).
Учитель: Ребята! Вам дана была возможность самостоятельно осмыслить

теоретическую часть раздела лингвистики. Почему теоретическую?
Ученик: Чтобы грамотно и умело справляться с практической частью.
^ Фронтальный опрос.
- Что такое пунктуация?

(Лат. punktum – точка) означает, во-первых, совокупность знаков препинания,

используемых в письменной речи, во-вторых, собрание правил постановки

знаков препинания и расстановку знаков препинания.)
- Можно ли пунктуацию изучать вне синтаксиса?

(Нет, потому что предложение - это единица синтаксиса, а она- то и требует

пунктуационного оформления.)
- Какие же цели преследует пунктуация?

- Служит целям общения между людьми. При помощи знаков препинания

пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое

письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте,

на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

- Какой можно сделать вывод? Так как все пишущие выступают в роли

читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков

препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся

данным языком.
- Значения знаков препинания едины для всех. А едина ли функция всех знаков

препинания? Нет. Одни знаки препинания (их большинство) выступают в роли

отделяющих («.», «!», «?», «;», «:», «…», «абзац»), а другие - в роли выделяющих

(« ( )», « «» », «, ,» «, и –» (запятая и тире при парном употреблении выступают в

роли выделяющих при обособлении, при выделении вводных и вставных

конструкций.
- А что же лежит в основе пунктуации, русской пунктуации?

Ученик отвечает: три принципа:

1. Структурный (грамматический или синтаксический) принцип, который

обусловлен структурой предложения.
Презентация: ( читаем и записываем в тетрадь)
^ Структурный принцип (грамматический или синтаксический)

обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке

твердых общеупотребительных правил расстановки знаков

препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут

быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на

котором строиться современная русская пунктуация.
Ученик продолжает свой ответ.

2. Принцип семантический (смысловой, логический).
Презентация: (читаем и записываем в тетрадь)
^ Семантический принцип (смысловой, логический). В основе правил

постановки знаков препинания лежит смысл высказывания.

Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания

тем самым организует его смысловое членение.
Учитель дополняет ответ ученика и презентацию.

- Довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе

структурное. Это мы осознаем, когда будем работать с текстом.
Ученик называет третий принцип.

3. Интонационный принцип
Презентация: (читаем и записываем в тетрадь).

^ Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е.

значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется

интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь

на ее составные части.
- Чем же являются для нас принципы русской пунктуации?

- Основными правилами для деятельности.
Презентация: (читаем и записываем в тетрадь)
«Принцип (лат. principum – основа, начало) – основное, исходное

положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея,

основное правило для деятельности».


/ Стеркина А. Г. «Словарь иностранных слов»/
- Ребята, у вас прочные теоретические знания о пунктуации, о значении этого

раздела языкознания. Но задумывались ли вы над тем, какого пристального

внимания требуют к себе всего лишь знаки, которых немного, но которые

требуют только осознанного употребления в письменной речи? (Предполагаю

ответ «нет».)
- Посмотрите на экран (презентация):
«Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

/Валгина Н. С./
- Вдумайтесь в слова Валгиной Н. С., запишите их и запомните.
3). Обобщение знаний и способов действий.
- Перед нами стоит задача – научиться применять теоретические знания в

практической деятельности.
Презентация: на экране 2 строфы стихотворения Н. Гумилева «Слово».
1-я строфа без знаков препинания;

2-я строфа со знаками препинания, но на экране она появится позже.
- Предлагаю учащимся представить такую ситуацию: стихотворение Н. Гумилева

было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось

ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную

пунктуацию.
В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Учащиеся индивидуально выполняют работу, а учитель контролирует их

«творческий процесс», но только глазами.
Работа закончена, 1-я строфа стихотворения записана и пунктуационно

оформлена.

- Предлагаю ученику выразительно прочитать свой вариант работы.

- Есть другие варианты?

- Есть.
Большинство учащихся 2-ю строку оформили таким образом:
В оный день, когда над миром новым,

Бог склонял лицо свое тогда,

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.
Оставляем (пока) все так, как есть, а к исправлению допущенной ошибки

постараемся подойти осознанно.
- Кто готов поделиться последовательностью своей работы?
- Ребята изъявляют желание защищать свой творческий опыт.
- С чего вы начали свою работу?
- Вспомнил о том, что лежит в основе русской пунктуации.
- Следующее действие.
- Так как знаков препинания нет, я решил, что надо вдуматься в смысл текста.
- И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая

смысла. Далее я стал искать границы предложения. В конце строфы поставил

точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией

повествования, а не восклицания или вопроса. Далее я нашел сложное

предложение, внутри главной части которого есть придаточная , и вспомнил,

что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится

внутри главной части, поэтому запятую поставил не после слова «тогда», а

перед ним. И получилось следующее:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

- Так почему была допущена пунктуационная ошибка, когда вы работали над

первой строфой стихотворения?

- Наверное, мы все-таки не поняли смысл 1-ой и 2-ой строк. А если нет связи

смысловой, то нет и грамматической.
Далее ученик объясняет постановку запятой между 3 и 4 строками.
- Какой же принцип помог вам осмыслить постановку знаков препинания?
- Структурный.

-А вы не задумывались во время работы о том, что перед вами текст, о том, что

такое текст?

(Предполагаю ответ «нет»)
- Давайте вспомним сейчас.
- Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Вот и из определения текста вырисовались два принципа – смысловой

(семантический) и грамматический (структурный). Как вы думаете, их можно

отделять друг от друга?

- Нет. Смысл определяет структуру, а структура дает восприятие смысла.
- Давайте посмотрим на восстановленную 1-ую строфу стихотворения

Н. Гумилева «Слово».
В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.
- Прочитайте глазами четверостишье и подумайте, о чем надо помнить, чтобы

прочитать его выразительно.
- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и

о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками

препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность

и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)
- Предлагаю ребятам выразительно прочитать 2-ую строфу стихотворения и

объяснить постановку знаков препинания:
И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к Луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

- Какие функции выполняют запятые в данном четверостишье?
- Отделяют независимые предложения и выделяют сравнительный оборот.
- Теперь можно прочитать две строфы стихотворения Н. Гумилева.
- Презентация 1-ой и 2-ой строф стихотворения:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к Луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.
- Обобщение. О каких трех принципах русской пунктуации мы говорили

сегодня на уроке?

- Можно из трех этих принципов выделить основополагающий (-ие)?
- Синтаксический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую

сторону текста.
4. Контроль и самопроверка знаний и способов действия учащихся.
- Предлагаю выполнить работу под диктовку. Вызываю к доске ученика и

определяю цель его работы:

1) расставить знаки препинания;

2) объяснить, использовал ли ученик теоретические сведения при расстановке знаков препинания или расставил их интуитивно. Записываем предложения.

( Класс выполняет эту же работу.)

- Раздался свисток, поезд тронулся. - Раздался свисток – поезд тронулся.
Ученик объясняет постановку знаков препинания: предложения лексически

одинаковые, но представляют собой разные конструкции по интонационному,

смысловому и грамматическому исполнению. Прежде, чем поставить знак препинания, я осмыслил интонацию, с которой учитель читал предложения,

затем вспомнил о смысловом принципе. И эти два принципа позволили мне

оформить предложения . В данном примере смысловое членение речи подчинило себе структурное. (Учащиеся класса включаются в работу и дают оценку

проделанной работе ученика и оценивают свою.)
5. Самостоятельная работа. ( С последующей проверкой учителя. Работу

анализируем на следующем уроке.)

Задание: расставить знаки препинания (текст распечатан на каждого ученика).

Я ждал И вот в тени ночной

Врага почуял он и вой

Протяжный жалобный как стон

Раздался вдруг и начал он

Сердито лапой рыть песок

Встал на дыбы потом прилег

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил…
6. Вывод-обощение по теме урока.

- Можно ли выучить пунктуацию?
Ребята вспоминают слова Валгиной Н. С.

-На экране презентация высказывания Валгиной Н. С. о пунктуации:
«^ Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

- Согласны ли вы с таким высказыванием ?
- О чем же мы должны помнить, когда пишем текст под диктовку, когда есть

необходимость расставить знаки препинания, объяснить их постановку?
- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о

ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и

письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность.


Домашнее задание : творческая работа с текстом без знаков препинания и со

знаками препинания (по образцу работы с текстами в классе). (Тексты распечатаны на каждого ученика.)
Подведение итогов урока.

Общая характеристика работы класса, индивидуальной работы.

Анализ степени успешности в овладении содержанием урока.

Вскрытие недостатков в деятельности учащихся.

Рекомендации по пути преодоления недостатков.
Рефлексия.

Предлагаю кратко, но емко ответить на вопрос: «После урока я почувствовал

себя уверенно, не очень или «я все тот же»?»


Литература к уроку

1. Адамчик Н. В. «Самый полный курс русского языка»

2. Бабайцева В. В. «Русский язык, синтаксис и пунктуация»

3. Валгина Н. С. «Трудные вопросы пунктуации»

4. Гумелев Н. «Избранное. Библиотека словесника»

Белгород 2009

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка, проведенный в 5 классе. Тема: «понятие об обращении....
Цели: 1 закрепить умение проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка во 2 классе тема: Главные члены предложения....
...

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка в 5 классе на тему: «Диалог. Знаки препинания...
Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и...

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах
Цели и задачи урока: 1 повторить и обобщить знания уч-ся по различным разделам современного русского языка, как-то: морфологии, словообразованию,...

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка во 2-ом классе. Тема урока: Исследование слова...
Оборудование: симфония Вивальди “Весна”, тсо, слайды, музыкальные композиции на весеннюю тему

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconМоу алексеевская оош им. Д. В. Майского Урок русского языка в 9 классе
Цель: помочь учащимся проанализировать текст К. Паустовского с точки зрения стиля, синтаксиса, орфографии и пунктуации, определить...

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Урок русского языка в 10 классе Тема : «Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания» iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока "Правописание парных согласных в корне слова"
Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну «Орфография»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск