Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт






Скачать 69.71 Kb.
НазваниеУрок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт
Дата публикации30.04.2014
Размер69.71 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок в 6 классе

Туптина С.В.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт

Цели и задачи:

образовательные: обобщить и систематизировать полученные знания учащихся по теме урока; закрепить и углубить учебно-языковые навыки;

развивающие: развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)

воспитательные: воспитывать интерес к более глубокому изучению русского языка, формировать умение работать в группах.

Оборудование: компьютерная презентация, электронное учебное пособие «Фразеология»

Метод: частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности учащихся:

    • Индивидуальная работа

    • Работа в группах

Ход урока.

  1. Организационный момент. Оформить тетради: дата, классная работа. (2 минуты)

  2. Сообщение темы и целей урока; мотивация. (1 минута)

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы завершаем цикл уроков по теме «Лексика и фразеология». Целью нашего урока будет обобщение и углубление знаний по теме, развитие умений узнавать новое в уже известном. Вы должны показать ваши знания, смекалку, умение работать в группах, сотрудничать.

Я надеюсь, что вы хорошо подготовились к уроку и успешно справитесь с заданиями.

^ III. Опрос. Вхождение в тему урока. (3 минуты)

- Итак, что такое «Лексика»? «Фразеология»?

- Сколько нужно человеку слов, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться?

Учитель.

Словарный запас современного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении Агнии Барто.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с нею заодно…
Ух, и сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

- Почему сестрёнка ничего не поняла из рассказа брата?

- Значит, какая задача стоит перед вами? (обогащать свой словарный запас)

- А что для этого необходимо делать? (много читать, пересказывать, сочинять).

Учитель. (1 минута)

Знание языка необходимо для общения. Чем богаче словарный запас человека, тем богаче его духовный мир. Современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 тысяч слов.

Количество слов в русском языке постоянно пополняется, поэтому назвать их точное количество невозможно. 17-томный словарь современного русского литературного языка Академии наук насчитывает 120 тысяч слов.

- А теперь я предлагаю проверить богатство вашего словарного запаса. Назовите слово по его лексическому значению (ответы записать в тетрадь).

Лексический диктант (5 минут)

  1. Растительный мир. (Флора).

  2. Животный мир. (Фауна).

  3. Степень отчётливости произношения. (Дикция).

  4. Акустическая окраска голоса, музыкального инструмента. (Тембр).

  5. Специальное устройство в местах большого скопления людей для прохода по одному. (Турникет).

  6. Объявления о том, что все билеты (на спектакль, концерт) проданы. (Аншлаг).

  7. Театральная кукла, приводимая в движение при помощи нитей. (Марионетка).

  8. Перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта. (Антракт).

  9. Литературное произведение в форме воспоминаний. (Мемуары).

  10. Тоска по Родине. (Ностальгия).

III. Работа по теме урока

1) Учитель. (5 минут)

- Все слова обладают лексическим значением. На какие две группы делятся слова по значению? (однозначные и многозначные)

- Приведите пример однозначного слова, воспользуйтесь толковым словарем учебника.

Запись предложений под диктовку.

  1. За ночь дождь сильно намочил землю. (почва)

  2. На пятый день плавания мы увидели землю. (суша)

  3. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

  4. Береги землю любимую, как мать родную. (родина)

- Какое слово повторяется в записанных предложениях?

- Сколько значений имеет слово земля? Какие?

- Сделайте вывод. (слово земля многозначное)

^ 2) Устная работа. Ответьте на вопросы-шутки.(2 минуты)

  • Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной и чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить (Кожа )

  • Можно ли отрезать без ножа или другого режущего инструмента? ( Да. Отрезать – резко ответить).

  • Что можно собрать без помощи рук? ( Собрать силы, собрать лоб в морщины и т.д.)

- О каких значениях слова сейчас шла речь? (прямом и переносном)

^ 3) Сообщение новых знаний. (см презентацию) (5 минут)

От многозначности слов следует отличать омонимию – звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего. Следующее задание заключается в умении распознавать виды омонимов:

  1. Омоформы.

  2. Омофоны.

  3. Омографы.

  1. Белок – белок.

  2. Сток – стог.

  3. Простой (парень) – простой ( в работе).

  4. Печь (пироги) – печь ( растопить.)

  5. Грипп – гриб.

  6. Лечу ( больного) – лечу (на большой высоте).

  7. Ели (за столом) – ели (высокие).

  8. В лес – влез.

  9. Покрывало ( мягкое) – покрывало ( снегом).

  10. Плач (громкий) - плачь( громче).

4) Обратимся к этимологии. Слово почка (орган человека) образовано от исчезнувшего пока, родственно глаголу печь и существительному печень. К слову почка (побег растения) отношения не имеет, так как последнее образовалось от древнего глагола со значением “пухнуть”, то есть набухать.

^ 5) Чтение стихотворения А.Хайта “Песенка про лишние слова”: (3 минут)

Как проехать на вокзал? –
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает:
- В общем, где-то, так сказать,
Это близко очень,
Просто тут рукой подать.
Говоря короче…
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе:
Вы проехали давно.
Возвращаться нужно…

Явление, которое, играя со словами, продемонстрировал нам поэт А.Хайт, называется “лишние слова”. Существует и другой термин для данного явления – “речевая избыточность”. Это один из часто встречающихся видов речевых ошибок. Если в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова, то это явление называется тавтология. Перед вами деформированное задание. Исправьте речевые ошибки, отмечая в вариантах – ( речевая избыточность) или (тавтология). (см презентацию)

  1. Они окончательно закончили работу.

  2. Он учился в музыкальной консерватории.

  3. Они накупили много памятных сувениров.

  4. Он облокотился локтем на стол.

  5. Он был мужественным и смелым человеком.

  6. Книга уже отредактирована главным редактором.

  7. Пётр действительно ведущий лидер класса.

  8. Атмосферный воздух был чист и свеж.

  1. Блиц-опрос. (3 минуты)

Говорят «Язык живой как жизнь». Докажите справедливость этих слов.

Закончите фразу:

  1. Дидактическая игра «Эрудит» (13 минут)

Переводчики

Следствие ведут знатоки

Отгадай загадку.

Соколиный глаз

Бумеранг

Перевертыш

Эрудит

Корректор

Шеренга

Ход игры


Класс делится на четыре команды. Посовещавшись с командой, командир выбирает игровое поле. Если команда не справляется с заданием, то его выполняет другая команда. Выигрывает та команда, которая выполнит больше заданий.

Задания.

1. Переводчики.

  • Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими.

  1. При проверке было выявлено немало дефектов.

  2. Он пишет мемуары.

  3. Ваши аргументы убедительны.

  4. Все работали с энтузиазмом.

  5. Мы гордимся голкипером.

2. Эрудит.

  • Угадай слово по толкованию его лексического значения.

  1. Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью. (айсберг)

  2. Небольшая книжка (брошюра)

  3. Дословная выдержка и какого либо текста. (цитата)

  4. Основная часть слова (корень)

  5. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. (богатырь)

3. Перевертыши.

  • Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

  1. Ледяная глыба

  2. Голубое море

  3. Железный гвоздь

  4. Золотое кольцо

  5. Седые волосы

^ 4. Соколиный глаз (выполнить тест)

Электронное учебное пособие «Фразеология»

5. Шеренга.

  • Расположите синонимы в порядке усиления признака.

  1. Колосс, титан, гигант, великан, исполин.

  2. Отважный, храбрый, неустрашимый, смелый.

  3. Страшиться, трепетать, ужасаться, робеть, бояться, опасаться,

  4. Холод, стужа, мороз,

  5. Бежать, мчаться, лететь.

6. Корректор.

  • Найдите ошибку в выборе слова.

  1. Из передовой бригады он перешел в отсталую.

  2. Петя ушиб колено ноги.

  3. Многие города были превращены в руины и развалины.

  4. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  5. Он написал свою автобиографию.

7. Бумеранг.

  • Найдите антоним и “ возвратите” его учителю.

  1. 1. Близкий берег (далекий)

  2. 2. Близкий человек (чужой)

  3. 3. Веселая комедия (скучная)

  4. 4. Глубокий колодец (мелкий)

  5. 5 . Мелкая рыба (крупная)

^ 8. Следствие ведут знатоки.

  • Отгадайте.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. (нос)

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. (уши)

  3. Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле. (ветер)

  4. Я антоним к слову зной,
    Я в реке, в тени густой
    И в бутылке лимонада,
    А зовут меня… (прохлада)

  5. Я антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна,
    Называюсь…(тишина)

  1. Отгадай загадку. К данным рисунка подписать фразеологизмы. Угадать, какие из них зашифрованы художником.



Подведение итогов урока, выставление оценок. (2 минуты)

-Вот и подошел наш урок к концу. Пора подводить итоги.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие трудности вы испытали?

Домашнее задание: выполнить тест.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №11 города Лениногорска Лениногорского муниципального района рт

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрока: Дидактическая : систематизировать навыки и умения по теме...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconМорфологический разбор деепричастия
Обобщение и систематизация знаний. Анализируемый урок 5, входит в систему уроков по теме «Деепричастие», на изучение которой отводится...

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация....
Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок по дисциплине «География»
Дидактическая: обобщение, систематизация и углубление знаний и проверка их качества по теме: «География мирового хозяйства»

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок по русскому языку в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»
По каждому кругу написано шесть букв. Сколько различных слов- имен существительных – сумеете вы прочесть. Читать можно по ходу часовой...

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»
«Русский язык 10-11 классы», авторы-составители: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»
«Русский язык 10-11 классы», авторы-составители: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина

Урок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика и фразеология» с применением икт iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск