Скачать 123.45 Kb.
|
Русская красавица Задачи: 1.Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. 2.Формирование у детей чувства прекрасного. 3.Эмоциональное развитие детей. Технические средства обучения: компьютер, диск - песня «Берёза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ», слайды с иллюстрациями русской природы – берёзы. Оборудование: русские народные костюмы, изделия из берёзы: шкатулки, лапти, берёзовый сок, берёзовый веник, лыжи; картины русских художников: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Берёзовая роща» А. И. Куинджи, И. И. Левитана «Берёзовая роща». Ведущий 1: - Добрый день, ребята! Ведущий 2: - Добрый день, дорогие гости нашего праздника, который называется «Русская красавица». Ведущий 1: - Наш праздник мы начнём с обращения известного русского писателя Михаила Пришвина к вам, ученикам нашей страны. «Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. Ведущий 2: - Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину… Природа хороша по – своему во все времена года. Ведущий 1: - И сегодня мы поговорим о русской красавице – берёзе, о самом важном в жизни каждого человека – о красоте! Ведущий 2: - Умели ли авторы примечать прекрасное в жизни? Посмотрите, какие краски нашёл художник, чтобы передать искрящийся холодок опущенных веток. Ведущий 1: - Это же чудо! Выглянул он утром и увидел эту сказочную красоту. Пройдёт время, подует ветер, осыплется иней, наступит весна, снег растает, но красота морозного зимнего утра останется с нами навсегда. (Лунная соната Л. Бетховена, Ведущий 2: - Звучит стихотворение С Есенина «Берёза». Ученик 1. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы. Ведущий 1: - Каждое из деревьев имеет своё место в устной народной словесности, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей - берёзой. Ведущий 2: - Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Ученик 2. «Берёзка» А. Прокофьев Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзу русскую. Она всегда с подружками, Под ветром тихо клонится И гнётся, но не ломится! Ведущий 1: - Учащимися 2 – го класса исполняется хороводная песня «Во поле берёзка стояла». Ведущий 1: - С чего начинается Родина? Наверное, с белых берёз, С их царства сквозного, молочного И с пухлых ребячьих грёз. Ведущий 2: - Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Ведущий 1: - Исполняется танец . Ведущий 2: - Стихотворение С. Есенина « Берёза» с детства знакомо всем: Ученик 3. Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Ведущий 2: - Не зря берёза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву. Именно про него сложено много загадок. Ведущий 1: - Объявляется конкурс «Знатоки загадок». Ученик 1: - Стоит дерево цветом зелено: В этом дереве четыре угодья: Первое – больным на здоровье, Другое – от теми свет, Третье – дряхлых, вялых пеленать, А четвёртое – людям колодец. (Берёза угодила нам четырежды. Из её веток делали банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и ещё весной пили берёзовый сок). Берёзовый сок рекомендуют для лечения авитаминоза. Из молодых листьев берёзы весной готовят витаминный напиток. Про берёзовый веник что и говорить! Каждый знает, что русская баня полезна и старым, и малым. Все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует. И незаменим в бане берёзовый веник: им хлещут себя. Ученик 2: В белом сарафане Встала на поляне. Летели птицы, Сели на косицы. (- Белый сарафан – это ствол берёзы, косицы – это её ветви.) Ученик 3: Клейкие почки, Зелёные листочки, С белой корой Стоит под горой. Ученик 4: А что это за дерево? Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. (- Верно, берёза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость.) Ученик 5: Стоит Алёна – платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. Она весну встречает – Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаёшь…(берёзку)? Ведущий 2: - Берёза… Сколько стихов и песен посвящено этой красавице! Ведущий 1: - А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Ученик 5: - Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России. Ученик 6: Ты до того, берёзонька, красива! И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия. И я немыслим без твоей красы. Россия, сторонка весёлая, Дорогой бежит просёлочной, Тонкой берёзкой качается, В светлых дождях купается. Россия, моя грустинка! По окнам стучат слезинки, Кричат журавли, печалясь, С Россией своей прощаясь. Россия моя, моя мама, С тобой я горда и упряма. Твоею живу я силой, Отчизна моя, Россия! Ученик 7: - Перед картиной «Берёзовая роща» А. И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки, напоённые её соками. Русь моя! Люблю твои берёзы! С первых лет я с ними рос и жил, Потому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. Ученик 8: - Перед нами картина И. И. Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется причитать строки: На поляне, на пригорке, Под окном, среди полей Белокорые берёзки – символ Родины моей. Ты так мила мне До любой росинки, В твоих просторах Дремлет тишина, Берёзова, русская Россия, Ромашковая, добрая страна. Ведущий 1: - Какой русский человек не любит красавицу – берёзу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А. А. Фета: «И вечно радужные грёзы Тебя несут под тень берёзы, К ручьям земли твоей родной». Ведущий 2: - Где бы ни росла берёза - всюду она приносит людям свет и радость. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна наша земля русская! Ученик 9: Опять о них, кудрявых и белёсых… А что тут делать, если на Руси У всех дорого встречаются берёзы, Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси. «Россия» - шепчут мне берёзки, «Россия» - шепчут камыши, «Россия» - ключ журчит в ложбинке, И я им тихо вторю: «Русь!». Мне не трудны твои нагрузки: Я в поле рос, я чубом рус, И я люблю тебя по – русски, Моя берёзовая Русь! Звучит мелодия русской песни. (На экране через компьютер показывают берёзы). Ведущий 1: - Часто о берёзе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдерживать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху. ^ ( Ученик обращает внимание на выставку детских рисунков с изображением берёзы). Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где её белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Берёза – это стройное дерево высотой до 20 – 25 м. Это дерево живёт до 100 – 150 лет. Берёза растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Берёза – дерево – пионер. Она первая растёт на вырубленном или выгоревшем месте. Берёзы не требовательны к плодородию и влажности почв: они могут расти везде, обходя лишь сухие места. Семенами берёзы, собранными в длинные свисающие серёжки, кормятся птицы. Берёза развёртывает листья почти одновременно с началом цветения, ранней весной. Молодые берёзовые листочки пахучие, клейкие, покрыты особым смолистым веществом. Цветут берёзы в мае. В конце февраля – начале марта у берёз начинается сокодвижение. Птицы и люди пробивают кору и пьют сок. Это приносит вред берёзам. Ученик 11: Познавательные сведения: ( Ученик показывает изделия из « музея» берёзы.)
Ведущий 1: - Ребята, я вам не сказала о берёзовом соке. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь» Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь берёзы! Ведущий 2: - Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Ведущий 1: - О белоствольной берёзе можно говорить ещё долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. Давайте послушаем стихотворение Всеволода Рождественского «Берёзка». Ученик 12. Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Берёзка зелёные косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Наряд её лёгкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И столько задумчивых песен Поётся в народе о ней! Он делит с ней радость и слёзы, И так уж она хороша, Что кажется – в шуме берёзы Есть русская наша душа. Ведущий 1: - Ребята, берёза на Руси широко использовалась на многих весенне – летних праздниках. Ведущий 2: - Её заламывали (не ломали!), связывая с травой её макушку, создавали своеобразные ворота; на самой берёзке из веточек плели «оконца» для кумления – девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись быть подружками; под берёзой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей… Ведущий 1: - В некоторых местах был такой обычай: берёзу срубали, приносили и устанавливали в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама троицкая берёза в русских зонах называлась по – разному: кума, гостейка, семик, сад, куст и другое. Ведущий 2: - Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом берёзу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская берёза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание берёзы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица. Накануне праздника в лесу рубили зелёные ветки берёзы, собирали траву. Ведущий 1: - Сейчас прозвучит стихотворение Олега Шестинского Ученик 13. Без берёзы не мыслю России – Так светла по – славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы – вся Русь рождена. Под берёзами пели, женили, Выбирали на торгах; Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были берёзы в ногах. Потому, знать, берёзы весною Человеческой жизнью живут: То смеются зелёной листвою, То серёжками слёзы прольют. Ученик 14: «Берёза». Под окном нашего старого дома растёт берёзка. Весной её ветви одеваются маленькими листочками. Первые листочки нежно – зелёные и клейкие. Ствол берёзы белый, с чёрными пятнышками. Он стройный и тонкий. Ветви берёзы гибки. Хороша наша берёза весной! Мы любим и бережём её. Ведущий 1: - Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу. Ведущий 2: - Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего праздника вы ещё больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. А может, кто – то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить музыку. Мы будем этому очень рады. (Через компьютер ребятам показывают картины русской природы – берёзовые рощи, звучит песня «Берёза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ».) Ведущий 1: - А сейчас мы проведём игру «Знатоки природы» (Ведущие задают вопросы, учащиеся на них отвечают и прикрепляют из бумаги листочки на дерево.) Ведущий 2: - На каком дереве две коры вместо одной? (На берёзе сверху кора белая да тонкая, а снизу - чёрная да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.) Ведущий 1: - Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Берёзы) Ведущий 2: - Беленькие палочки, зелёные махалочки (Берёза) Ведущий 1: - Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.(Берёза) Ведущий 2: - Какой гриб растёт под берёзой ? (подберёзовик). Ведущий 1: - Как называется кора берёзы? (Береста) Ведущий 2: - Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь). Ведущий 1: - Почему кору берёзы очень любят учёные – историки? (В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные – историки смогли много узнать о жизни наших предков). Ведущий 2: - Какое дерево весной может утолить жажду? (Берёза, её сок). Ведущий 1: - Молодцы, ребята вы правильно ответили на вопросы и наша берёзка стала ещё краше – на ней зазеленели молодые зелёные листочки. |
![]() | Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | ![]() | Проведение урока по представленной разработке целесообразно во II-III четвертях в зимние месяцы, когда учащиеся пятых классов изучают... |
![]() | ... | ![]() | Цель курса: познакомить студентов с широким кругом произведений русских композиторов, написанных специально для детей или адаптированных... |
![]() | Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» | ![]() | Цель проведения: знакомство школьников с произведениями поэтов Нижнего Прикамья о городе Набережные Челны; формирование возвышенного... |
![]() | Соединение изобразительного и выразительного в музыке. Мелодия – душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические... | ![]() | Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы |
![]() | Времена года: стихи русских поэтов (или другой сборник стихов русских поэтов о природе, по выбору читателя) | ![]() | Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу... |