Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах






Скачать 449.27 Kb.
НазваниеКурсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах
страница1/3
Дата публикации08.05.2014
Размер449.27 Kb.
ТипКурсовая
top-bal.ru > Литература > Курсовая
  1   2   3


Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Черемховский педагогический колледж»
Особенности работы над стихотворением на уроках чтения в начальной школе

Курсовая работа

по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы работы над стихотворением

1.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов……………..6

1.2. Из истории методики работы над лирическими стихотворениями. …………………………………………………………………………………….27

1.3. Психология восприятия лирических стихов младшими школьниками……………………………………………………………………..33

Выводы к 1-ой главе……………………………………………………………..36

^ Глава 2. Современной состояние изучение лирики в начальной школе

2.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями ………………………………………………………………..37

Выводы ко 2-ой главе……………………………………………………………40

Заключение ………………………………………………………………………41

Список литературы………………………………………………………………42

Введение

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика – это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания» [20,9].

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой.

Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся недостаточно разработанной.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев.

Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы - исследование процесса усвоения детьми лирических стихотворений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.

2. Исторический обзор методики работы над лирическими стихами.

3. Раскрытие особенностей восприятия лирических произведений младшими школьниками.

4. Изучение современного состояния работы над лирическими стихами.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

Глава 1. Теоретические основы работы над стихотворениями

1.1. Литературоведческие основы изучения лирических стихов
На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов.«Лирическая поэзия, -пишет он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование – это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала – слова,- вовсе не означает их однородности» [20, 5].

Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую поэзию Т.И. Сильман: «Стихи, в особенности лирические, представляют собой сжатую и совмещенную форму звука – словесного искусства, причем на каждом отрезке лирического пространства слово и словесный ряд становятся вместилищем одновременно и логико–понятийного, и образного, и эмоционально- оценочного, и ритмико-звукового начала, - не говоря уже о величайших возможностях самого смыслового ряда наращивать и разнообразить свою семантику путем раскрытия внутренней формы слов, их взаимных столкновений, сопоставлений и т.д.»[ 47,47-48]. Признание за лирикой статуса самостоятельного, хотя и тесно связанного с другими видами словесного творчества, искусства ведет к необходимости определить ее место не только внутри литературного ряда, но и среди других искусств. В решении этого вопроса пока много спорного и неясного. Одни авторы без всяких оговорок относят лирическую поэзию к числу выразительных искусств. Например, в книге Г.Н.Поспелова «Искусство и эстетика» говорится:
«Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они – изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни сознаются в их внешних проявлениях…"[38,12].

А лирика, музыка, танец, архитектура также очень сильно отличаются друг от друга по средствам и способам воспроизведения жизни. Однако все это- экспрессивные искусства, осознающие существенные особенности «внутреннего мира» людей в их национально-исторической жизни.» [38,13-14].

К выразительным искусствам относит лирику и В.В.Кожинов: «Лирическое стихотворение – в отличие от новеллы, повести, романа, поэмы – основано не на изображении, а на выражении того или иного переживания и, шире, мироощущения» [20, 6]. И хотя далее В.В.Кожинов допускает возможность появления в лирических произведениях изобразительных элементов, он считает их неспецифическими для лирики: «…такие изобразительные элементы не необходимы; есть немало классических лирических стихотворений, которые полностью их лишены…»[20, 6]. Так, свойство, присущее лишь части лирических произведений, переносится на всю лирическую поэзию.

На наш взгляд более права Т.И. Сильман, которая пишет, что «в каком-то отношении лирика тоже является искусством «отображения момента» (момента «постижения истины») и в чем-то ближе стоит к изобразительным искусствам, чем к эпической поэзии» [47, 11].

Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Первоначально к лирике относили лишь те песни, которые сопровождались игрой на лире. С освобождением лирического слова сначала от музыкального сопровождения, а затем и от мелодии лирика всё теснее сближается с другими видами словесного творчества и сам термин приобретает расширительное значение. В широком смысле в настоящее время в лирику включают и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущение. И тем не менее, как замечает М.А.Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего имеют ввиду не лирическую прозу, а лирические стихи» [36,3].

"Лирика" - это издавна установившееся обозначение одного из трех родов в художественной литературе, в его отличии от двух других родов - эпоса и драматургии. Это слово произошло от древнегреческого названия одного из струнных щипковых музыкальных инструментов - лиры, подобной нашим древнерусским гуслям. Под аккомпанемент ее звуков древние греки пели некоторые свои песни.

В настоящее время термин «лирика» имеет достаточно много определений, которые можно найти, в частности, у таких авторов как Р.М.Вернер, Г.Л.Абрамович, Ф.М.Головенченко, Т.И.Сильман и др. Эти определения в очень многих работах получают скорее описательно-психологический, нежели методологический характер.

Возьмем сначала в качестве примера одно из специальных и очень обстоятельных исследований по интересующему нас вопросу, - книгу немецкого теоретика литературы Рихарда Вернера «Лирика и лирики», изданную еще в 1890 году. Вот данное в ней общее рассуждение о лирике: «Чувства, ощущения или созерцания в каком-то определенном случае, в возвышающейся через него или над ним восприимчивости назовем мы чем-то лирическим; выражение таких чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме - лирической поэзией» [5,10].

Г.Л.Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое определение лирики: «Эпический способ был основан на воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический - на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни» [1,46]. В работе Ф.М.Головенченко «Введение в литературоведение» мы встречаем такое определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека… Лирический способ в отличие от эпического способа литературного изображения предполагает не изображение внешнего по отношению к писателю мира, а непосредственное выражение мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями этого внешнего мира» [11 260].

Т.И.Сильман дает определение произведениям лирического жанра, лирике: «лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигму субъективного переживания и с установкой на обнаружение подлинной сути этого переживаемого отношения» [47, 27].

Такие определения (за исключением определения Т.И.Сильман) никак нельзя признать соответствующими действительности и методологически убедительными. Получается, что эпический писатель только изображает внешний мир и не выражает своего осмысления этого мира и своего эмоционального отношения к нему, а писатель лирический только выражает свои мысли и чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали в нем эти мысли и чувства.

К тому же данные определения наводят на мысль о тождественности поэтических чувств с обычными переживаниями. Однако при всей своей кажущейся очевидности представление о лирике как о непосредственном выражении реальных жизненных чувств и переживаний, в сущности далеко от истинности. Но если теоретики литературы дают подобные определения, то нет ничего удивительного во мнении простых читателей, которые считают, что лирические переживания есть не что иное, как обычные житейские чувства, но только облеченные в стихотворную форму.

М.А.Палкин в своей работе «Лирика как искусство стихотворного слова» подобное представление о лирике объясняет "…особой структурой лирического образа-переживания, в котором непосредственность и безыскусность выдвинуты на первый план, а всё опосредованное и условное спрятано в глубину образа"[36,36].

Так как выше было указано, что все эти рассуждения не относятся к определению Т.И.Сильман, то хотелось бы более подробно рассмотреть мнение Т.И.Сильман. Она в своем определении отвлекается от таких сторон лирического стихотворения, как ритмическая, звуковая и графическая организация текста, «…имея в виду, что они не менее характерны для всякого произведения поэтического характера…Мы отбрасываем здесь также часто связываемое с понятием лирики понятие так называемой эмоциональной взволнованности». Т.И.Сильман объясняет это тем, что взволнованность является характерной не только для лирики. Данный автор, как и выше перечисленные, сравнивает лирику и эпос, но ее сравнение кажется нам более удачным, верным, она считает, что для лирики, в отличие от эпического повествования, «…характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения.

Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром её семантической структуры является момент постижения лирическим героем того или иного явления или события, составляющего определенную веху в некой индивидуальной душевной биографии» [47, 5].

Для нас важно то, что Т.И.Сильман и М.А.Палкин в своих работах попытались показать, чем же действительно отличается лирика от других жанров. Так М.А.Палкин пишет, что лирическое произведение не просто выражает чувства и переживания автора, а «…образно, художественно воссоздает их средствами стихотворной речи… Уже одно то, что поэт для образного воплощения своих переживаний вынужден пользоваться исключительно речевыми средствами и к тому же высказываться стихами, т.е. так, как в повседневной жизни люди чувств не выражают, свидетельствует о том, что нельзя определять лирику как непосредственное выражение чувств» [36,35].

Т.И.Сильман видит отличие в том, что лирическое стихотворение «…отражает в смысловом плане миг постижения поэтом (или лирическим «я») какого-либо явления или события внешнего или внутреннего мира в качестве личного переживания этого лирического я» [47, 27]. Кроме того М.А.Палкин говорит об особом отношении лирической поэзии к слову и речи. Отношение это–особое, отличное от того как относится к слову эпическая проза. «В лирике слово воспроизводит не столько внешний объект, сколько вызванные им переживания, поэтому оно более «выдвинуто» и «осязаемо», чем в эпической прозе» [36,143].

Следующий важный для нас вопрос - предмет и содержание лирики. Этому вопросу в современной литературе уделено достаточно много внимания. Мы приведем рассуждения Т.И.Сильман и М.А.Палкина.

Так по мнению Т.И.Сильман "Лирическое стихотворение является итогом постижения некоего содержания, сути какого-то предмета, факта, явления, события внутренней жизни, «схватыванием» некоей истины…"[47, 29]. Но, вырастающее из "некоего мгновения", лирическое стихотворение в то же время "должно вмещать в себя и некое развернутое содержание"[47, 32].

По традиции предметное содержание лирики ограничивается выражением лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. Характеризуя лирическую поэзию, В.Г.Белинский заявлял: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но всё зависит от того, какое значение дает ему субъект, всё зависит от того веяния , того духа, которым проникается предмет фантазиею, ощущением». По мнению М.А.Палкина, "…представление о лирике как о литературном роде, в произведениях которого всё или почти всё сводится к выражению внутреннего мира самого поэта, стойко держится и в современной теории литературы"[36,22].

Если для некоторых лирических произведений наличие объективно- изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в целом она как искусство без познания и воспроизведения «внешних» явлений обойтись никак не может. Исходя из этого М.А.Палкин говорит о том, что "Предмет лирической поэзии вовсе не ограничивается самопознанием и самовыражением лирического субъекта, ему подвластен весь мир"[36,24]. Т.И.Сильман соглашается с ним: «Стихи должны убеждать читателя, не только искренностью выраженной в них эмоции и тем самым заряжать его эмоционально, - они должны убеждать его глубиной и правильностью познания каких-то сторон мира, внешнего и внутреннего» [47, 75].

У Г.Н.Поспелова в его работе "Лирика: Среди литературных родов" нам показалось интересным выделение видов лирики. К Этому вопросу он подходит с точки зрения социального сознания: "Все особенности лирики как рода художественной литературы вытекают из того, что у нее есть свой, особый предмет идейного познания и художественного воспроизведения и что таким предметом в ней является не характерность социального бытия людей, как это всегда бывает в эпосе и драматургии, но характерность их социального сознания…"[39, 62].

Лирика по границам познания своего предмета на первый взгляд как будто беднее эпоса. Для лирического писателя как субъекта художественного познания непосредственно открыт только его собственный внутренний мир, только его социальное сознание как объект такого познания.

Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено - или в глубь самого себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления природы. Все это и создает в лирике ее общие, типологические, исторически повторяющиеся тематические различия"[39, 62-63]. Таким образом Г.Н.Поспелов выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей лирика может быть по преимуществу "обращена к самоанализу, заключать в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на постижение идеала"[39, 64].

Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью проявляются в медитативной лирике.

В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные возможности лирики. "Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в произведениях отвлеченно–медитативной лирики социальное бытие людей не типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном лирическом субъекте"[39, 83]Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение оказывается обычно очень кратким. Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод:
"…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего, объективного мира. Тем самым "лирическая медитация развивает в себе свой собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и разнообразный"[39,102].

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть описательной или же повествовательной, чаще всего описательно- изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика, по определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их характерности"[39, 118]

О видах лирики также говорится и в "Методике русского языка в начальной школе" Н.П.Каноныкина и Н.А.Щербаковой. Они полагают, что школьной работы важно различать живописную и психологическую лирику, которые, однако, редко встречаются в чистом виде, т.е. преобладает смешанный тип лирики. Но нам необходимо уметь распознавать виды лирики, чтобы методически правильно работать со смешанным типом.

Живописную лирику Н.П.Каноныкин и Н.А.Щербакова характеризуют тем, что "…она дает тот или иной образ: утра, сенокоса и пр. Под живописным образом при этом разумеется целостная картина, состоящая из ряда отдельных образов"[18,206]. При этом образы могут быть различными: зрительные, звуковые, обонятельные. Психологическая лирика имеет дело с переживаниями самого автора или персонажей, которых он изображает. Автор может изображать какие-либо переживания персонажей в связи с определенной внешней обстановкой, вызвавшей их; или в связи с какими-нибудь обстоятельствами жизни. Психологическая лирика также может говорить о размышлении, раздумьях автора В живописно-психологической лирике, по мнению авторов, дается какой- либо целостный живописный образ и говорится о впечатлениях, переживаниях поэта или персонажа в связи с этим образом.

Заканчивая разговор о видах лирики, хотелось бы повторить, что эти знания необходимы для организации правильной методической работы при работе с лирическими произведениями.

Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин "образ"(В.Ф.Огнев,
Б.П.Городецкий), другие- "лирический герой"(Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев,
Б.О.Корман). Однако Г.Н.Поспелов не согласен ни с теми, ни с другими, он высказывает мнение, что такое обозначение не соответствует особенностям предмета: "Герой, в широком смысле слова,–это действующее лицо произведения, а медитативная лирика не изображает действий в их «бытийной» конкретности". Он считает неудачным и термин «лирический персонаж»:"…Персонаж–это «бытийно» индивидуализированная личность, а в медитативной лирике нет такой индивидуализации"[39,71]. Поэтому Г.Н.Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом».Мы в дальнейшем будем пользоваться термином "лирический герой", так как он наиболее употребим в школе.

Мы говорим: поэзия мыслит образами. В большинстве современных работах о лирике своеобразие лирического образа сводится к тому, что он представляется как образ чувства или переживания. «Основным содержанием образа в лирике, - считает Б.П. Городецкий, -становится не столько лицо, предмет или какое-либо другое явление внешнего мира, сколько вызванное ими чувство или тот или иной оттенок его, передаваемые в ореоле предметных конкретных ассоциаций из внешнего мира» [12 6].С точки зрения В.Ф.Огнева "Образ – это как бы спеленатая мысль"[34, 60]. М.А.Палкин считает лирическую образность многослойной: "Её наружный, непосредственно воспринимаемый слой – словесно-речевой. Восприняв образную речь автора или вымышленного лирического персонажа, читатель проникает во второй слой – образ говорящего, а через него и его речь постигает образы тех предметов и явлений, в окружении которых находится лирический герой"[36,21].

По словам В.Ф.Огнева в образе всегда "…аккумулируется большая смысловая энергия"[34, 60]. Но до какого-то момента все это скрыто. Чтобы образ обнаружил скрытую мысль, «заговорил», надо, чтобы он пришел в движение, в соприкосновение с другими образами.

Термин "лирический герой" впервые был употреблен Ю.Н. Тыняновым в статье «Блок» "[51,21]: «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой не рожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас» [51,118].

В настоящее время термин «лирический герой» имеет несколько значений.

В широком смысле лирическим героем называют образ любого человека, находящегося в центре лирического стихотворения. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» для школьников говорится: «Лирический герой – это образ такого героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены» [39,73]. О лирическом герое как о «родном брате» эпического и драматического героев пишет в «Заметках о лирике» Т.И.Сильман.

Неповторимая ценность лирики состоит в том, что, воспринимая и запоминая лирическое стихотворение, читатель отождествляет себя с лирическим героем: он не созерцает, а творит новый художественный мир, в котором факты реальной жизни обогащаются фантазией, а поэтический вымысел закрепляет впечатления повседневного бытия. Тем самым личный духовный опыт читателя (учащегося) приобщается к духовному опыту всего человечества.

Далее мы рассмотрим особенности стиха, одной из которых являются ритмометрические свойства стиха. Лирика использует их сознательно и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу ритма уделили внимание М.А.Палкин в работе "Лирика как искусство стихотворного слова", Т.И.Сильман в "Заметках о лирике", В.Ф.Огнев в "Книге про стихи".

Человеческий организм весьма чутко и активно реагирует на все ритмические раздражения, идущие как из внутренних органов, так и из внешнего мира. Под влиянием сильных ритмических раздражителей человек испытывает особое ритмическое состояние, его охватывает ритмическое переживание, влияющее на его самочувствие и мироощущение. Размеренность стихотворной речи, её специально организованная ритмичность не только не мешает, но и способствует формированию и воплощению поэтической мысли- переживания. М.А.Палкин верно заметил: "Для лирического поэта забота о ритме и его содержательности равнозначна заботе о самой поэзии"[36,212].

М.А.Палкин выделил много видов и разновидностей ритма: "…фонетический, создаваемый чередованием гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов; вербальный, возникающий на основе чередования слов и разделяющих их пауз; синтагматический – чередование синтагм; синтаксический, как результат чередования однородных синтаксических конструкций; образно-смысловой. Однако для возникновения специфического эффекта стихотворной речи все эти виды ритма должны быть соподчинены с собственно стиховым ритмом"[36,222].

Стихотворные ритмы, как и музыкальные, могут быть быстрыми и медленными, сильными и слабыми, резкими и плавными, монотонными и меняющимися. Все эти ритмические разновидности, создаваемые речевыми средствами, подчиненными правилам стихосложения, используются поэтами в изобразительно-выразительных целях.

Замедленные и ослабленные ритмы «навевают» грустные и печальные чувства и настроения, также они хорошо передают спокойную повествовательную интонацию и интонацию торжественной размышляющей речи. Замедленность и ослабленность ритма создает стихотворная речь, разбитая на многосложные стихи. Более быстрые и энергичные ритмы, создаваемые чередованием коротких стихов, усиливают радостное, бодрое настроение или подчеркивают динамизм изображаемых событий, быструю смену впечатлений и т.д.

По мнению М.А.Палкина, основным ритмообразующим элементом стихотворной речи, является "…особым образом организованный и отделяемый от предшествующих и последующих стихов специальными паузами стих- строка"[36,222]. Именно наличие стихов и стихотворных пауз, отсутствующих в прозе, и позволяет отличить то, что написано стихами, от того, что написано прозой. В.Ф.Огнев в своей работе обращает внимание на содержательное начало ритма – "динамическое выдвижение слова поэзии как особого по значению слова, способность выдвинуть в слове его эмоциональную энергию"[34, 177].

На ритмику стиха, а следовательно, и на его эмоциональную окраску влияет характер окончаний стихотворных строк. Обратимся к М.А.Палкину:
"Стихи, заканчивающиеся ударным слогом, звучат ритмически более четко и энергично, чем те, в которых конечное ударение стоит на втором, а тем более на третьем или четвертом слоге от конца строки. Причина этой ритмической неоднородности проста: переход от звучания к паузе в стихах с мужскими окончаниями происходит резко и сразу, в то время как в стихах с женскими окончаниями звучание переходит в паузу постепенно, что смягчает и ослабляет ритм"[36,231].

Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха прозаизируется"[36,233]. Имеет значение и то, насколько удалены друг от друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее активна как ритмообразующий фактор"[36,233]. Следует также обратить внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.

Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит "…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт- лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении, варьировании"[36,186].

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.

В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения"[34, 169].

Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем"[47, 139].

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. Для этого обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"[34, 256]. Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа – законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"[34, 256].

Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"[34, 263].

В одной строфе, внешне как будто завершенной, поэзия способна дать такой простор домысливания и дочувствования, что "…ощущение образной перспективы, «открытости» строфы не оставляет сомнения"[34, 264].
Действительно, строфа таит в себе возможность выражения недоговоренности прямого смысла при полной иллюзии досказанности и завершенности.

Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки зрения рифмы. Отметим только два момента. Во-первых, «притухание» рифмы, если рифмующиеся слова находятся далеко друг от друга. Чем дальше раздвинуты созвучные слова, тем более крепкой и звучной приходится быть рифме. Иначе она попросту не слышна. Поэтому многострочная строфа тяготеет к парной или перекрестной рифмовке. Во-вторых, яркий акцент одной пары рифм в четырехстрочной строфе делает возможным ослабление другой пары рифм.

Но строфа «держится»не только метрически (система рифм), но и мелодически. Цельность строфы, ее композиция зависит от системы рифмовки в сочетании с интонационным движением. Поэтому для полноты раскрытия вопроса, рассмотрим следующую особенность стиха: интонацию. Наиболее полно интонация показана у В.Ф.Огнева.

Интонация–«смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи»,-такое определение А.Квятковского приводит А.А.Михайлов в "Азбуке стиха"[29,99]. В.Ф.Огнев также связывает интонацию со смыслом: "Интонация – выделение слов в соответствии с данной мыслью"[34, 139].

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе читаются и произносятся по-разному. То, что мы называем поэтической интонацией, свойственно всякой человеческой речи (выразительность речи).
Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. А между тем роль интонации в поэзии чрезвычайно велика, как удивительно точно и красиво сказал В.Ф.Огнев "Интонация – душа поэзии".

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, - интонация тоже участвует в реализации идеи. Не зная целого, нельзя верно прочитать часть.
Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения. В.Ф.Огнев приводит такой пример: "Бывает, что чтец, весьма внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектами переживания и жестов, их выражающих, - оказывается весьма далекими от верного донесения идеи в целом. Утрирование частностей почти всегда говорит об искажении главного". Таким образом, интонация подчинена смыслу и чувству. Но важно заметить, что она также зависит и от мелодии.

У М.А.Палкина мы встречаем замечание о восклицательной интонации. «Предметные» слова и слова, обозначающие события, действия, поступки, отвлеченные понятия, в тексте лирических произведений могут приобретать «переживательный», эмоционально-экспрессивный характер благодаря особой восклицательной интонации, с которой они в этих случаях произносятся.

Подобная интонация свидетельствует о том, что главное внимание поэта обращено не на сам предмет, а на вызванные им мысли, чувства и переживания.

Такая интонация не обязательно всегда должна обозначаться восклицательным знаком. "По форме это могут быть повествовательные фразы и предложения, но общая лирическая атмосфера, включённость этих слов в стихотворный контекст– все это преображает бесстрастную повествовательность в эмоциональное утверждение или отрицание тех реалий и предметов, о которых идет речь"[36,150-151].

Заканчивая обсуждение вопроса об интонации, приведем еще одно рассуждение В.Ф.Огнева: "В лирике диапазон интонаций определяет богатство оттенков чувства, щедрость духовного мира, мастерство выявления оттенков жизни человеческой души. Неспроста стих «живет», «дышит» там, где есть мысль, поиск… Движение поэтической мысли – как движение крови по жилам. Интонация – это живая краска лица, подвижность черт, оживленное выражение точно отражающее движение идеи… Интонация всегда связывалась с живым, слышимым словом, с очарованием жизни, неповторимо трепетной" [34, 153].

А.Квятковский дает следующее определение: Метафора – «один из основных тропов художественной речи… В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким–либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Будучи по своей конструкции образным выражением, основанным на сравнении, метафора в различных формах и модификациях присутствует во всяком поэтическом тропе» [29,27].

Насыщенность метафорами – отличительная черта поэтической речи.
Метафор не чуждается и бытовая речь. Но в повседневном общении метафора как таковая остаётся незамеченной, и это является её достоинством. Когда мы говорим: «ручка двери», «ножка стула» и т.д., мы забываем о первоначальной образности, метафоричности этих выражений и воспринимаем эту образность пассивно. Иное положение в поэзии. Здесь "…как создание, так и восприятие метафор носит весьма активный, художественно-эмоциональный характер"[36,167].

По словам М.А.Палкина "Удачно найденная метафора будит, стимулирует воображение читателя в процессе художественного восприятия, заставляя его вместе с поэтом пройти по сложному пути ассоциаций и творческого синтеза"[36,168]. «…Смысл метафоры ,-писал Ю.Олеша, - в том, что художник как бы подсказывает читателю определение сходства, которое читателю и самому приходило на ум, но не оформилось. Читатель чувствовал, что данная вещь что-то ему напоминает, но не мог догадаться, что именно. Только такие метафоры имеют успех, которые могли бы быть сочинены самим читателем.

Изысканная метафора не вызывает реакции. Она может быть очень верной и тонкой и художественно высокосортной, но в то же время впечатления от нее не получается».

Очень точно подмечено М.А.Палкиным то, что "Высокой культуре метафорического мышления чужд как наивный буквализм, при котором читатель не замечает скрытого плана метафорического выражения, так и склонность к рассудочному аллегоризму, когда читатель видит в произведении только его иносказательный ,плоско и однозначно трактуемый смысл, оторванный от образно-эмоциональной основы" [36,169]. Прекрасной школой развития метафорического мышления являются народные загадки, структура которых основана на образном замещении признаков загадываемого предмета признаками предмета, его замещающего. Пока загадка не разгадана, её текст представляется парадоксальным соединением несоединимого.

Поэтому их сравнения и метафоры не становятся для читателей ребусами и загадками, а входят в сознание естественно и просто по мере развертывания образа-переживания"[36,176]

Далее при характеристике языковых средств мы ограничимся определениями, взятыми из работы А.А.Михайлова "Азбука стиха".

"Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное чаще всего прилагательным («веселый ветер»), а также существительным («судьба – злодейка»), наречие («горько плачет»), деепричастием («жить, сквозь годы мчась»)" [29, 65].

"Сравнение – один из тропов, служащий для косвенной характеристики явления, сопоставление двух предметов или явлений по общему признаку, придающее одному из них художественную выразительность"[29, 55]

"Метр–«стихотворный размер. В широком смысле метр обозначает: 1) свойственную стихам(метрической, размеренной, мерной речи) ритмическую упорядоченность, основанную на соблюдении определенной меры; 2) саму эту меру, то есть определенное сочетание звуковых элементов, служащее эталоном стихового ритма».

"Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым"[29, 35].

"Олицетворение - наделение человеческими свойствами животных, неодушевленных предметов, явлений природы" [29,40].

"Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем установлено правилами грамматики"[29, 68].

"Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, типичные для него художественные средства, язык[29, 185]

Творчество выдающихся лириков заставляет обратить внимание на такую особенность лирического образа, которую можно назвать музыкальностью.

Истинный поэт-лирик, как правило, воплощает в своих стихах такие мысли- переживания, которые "…ускользают от четких логических определений, требуя для своего выражения как словесных, так и музыкальных, звуко-мелодических средств"[36,78]Музыкальность, ритмичность и напевность лирической мысли являются показателями её повышенной эмоциональности и приподнятости над прозаической повседневностью. Отмечая особую напевность лирического стиха, М.А.Палкин напоминает, что "…в пределах конкретного лирического стихотворения эта напевность далека от монотонности и однообразия. Художественный ритм никогда не бывает абсолютно однообразным. В пределах единого ритмического движения поэты используют многообразные ритмические варианты, то строго совпадающие с требованием избранного метра, то отходящие от него"[36,238].

Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые в лирике, мы можем сделать следующий вывод: они очень разнообразны, необходимы, но не стоит забывать, что "Тропы, как и все в искусстве, могут и мешать и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры.", как верно заметил В.Ф.Огнев [34, 64].
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconПубличный отчет по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах»
Подготовка специалистов по специальности 050709. 52 «Преподавание в начальных классах» осуществляется с 1981г на основании приказа...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconОсновная профессиональная образовательная программа углубленной подготовки
Нормативные документы для разработки ооп по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconРеспублики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение
Составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconМетодическое пособие Специальность 050146 «Преподавание в начальных...
Методическое пособие предназначено для специальностей 050144 «Дошкольное образование», 050146 «Преподавание в начальных классах»...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconКонспект урока по предмету «Детская литература с практикумом по выразительному...
Департамент образования администрации Владимирской области вогоу спо во «Муромский педагогический колледж»

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconМетодика проведения динамических пауз на уроках Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconПримерная программа профессионального модуля пм. 01 «Преподавание...
«Преподавание в начальных классах» укрупненной группы специальностей 050000 «Образование и педагогика», утвержденного Приказом Министерства...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconКурсовая работа
Курсовая работа состоит из одного задания. Вид графического объекта, движение которого надо будет реализовать в работе, выбирается...

Курсовая работа по специальности 050709-52 Преподавание в начальных классах iconУчебно-методическое пособие Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах» Канск 2012
Автор-составитель: Э. Ю. Радыгина, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск