Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева






Скачать 102.19 Kb.
НазваниеУрок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева
Дата публикации21.05.2014
Размер102.19 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
УРОК – ИГРА «ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ»

Тема: Биография И.С. Тургенева

Цель:

  1. Формировать у учащихся понимание эпохи, в которой жил писатель.

  2. Учить учащихся видеть взгляды Тургенева, особенности его литературного творчества.

  3. Воспитывать у учащихся интересы к творчеству Тургенева.

Методы: рассказ, беседа.

Оборудование: диафильмы, фрагменты фильма.

На доске: «Нет счастья вне Родины» И.С. Тургенев
ХОД УРОКА

Вдумайтесь в слова эпиграфа… каждый из вас внимательно послушайте рассказ учащихся, составьте план к биографии писателя. В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Что повлияло на формирование личности писателя, гражданина И.С. Тургенева?

За стол садится ученик, исполняющий роль Тругенева. Второй ученик обращается к Тургеневу:

  • На 10 часов назначена Ваша встреча с корреспондентами.

Тургенев:

  • Если они пришли, зовите.

2-ой ученик выходит за дверь, приглашая корреспондентов:

  • Входите господа.

(Тургенев и корреспонденты приветствуют друг друга легким поклоном, а потом все усаживаются за стол).

  1. корреспондент:

  • Иван Сергеевич, какие воспоминания остались у Вас о детских, юношеских годах, о родителях, о доме, где вы воспитывались?

Тургенев:

  • Я родился 28 октября 1818 года в г. Орле но детские годы моли прошли в имении моей матери – селе Спасское-Лутовиное. Умной, образованной, но своевольной, властолюбивой женщиной была моя мать. Она прожила сиротливую несчастную молодость, но став наследницей громадного состояния, дала волю своему деспотизму.

Домашнее воспитание было поручено гувернерам и учителям. В доме громадном, барском доме в сорок комнат – была большая библиотека. Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма «По тургеневским местам», где увидите Спассколе-Лутовиное моих родителей. (Показывается фрагмент фильма или диафильма).

Да, я родился и врос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне.

  1. корреспондент:

  • Кто оказал влияние на Ваше мировоззрение, с кем Вы были дружны? Где учились? Кто был Вашими друзьями?

Тургенев:

  • В 1827 году наша семья переехала в Москву. Сначала в частном пансионе, затем в пансионе при Лазаревском институте прошел я средне-школьный курс и осенью 1833 года поступил в Московский университет. Проучился год, а затем перевелся в Петербургский университет на историко-филологический факультет. В мае 1838 года я еду в Берлин «доучиваться». В Берлинском университете изучал историю, филологию, философию Гегеля.

В Берлинском университете я сошелся со Станкевичем, Грановским, Бакуниным, которые были также слушателями университета. В 40-х годах большое влияние на меня оказал Белинский. Дружба с ним началась вскоре после возвращения на Родину. В середине 40-х годов я сблизился и с Некрасовым. С Некрасовым меня связывают долгие годы крепкая дружба.

Бакунин (ученик из класса):

  • Из писем Ивана Сергеевича ко мне видно, как он увлекался чтением, как страстно любил читать, каким он был трудолюбивым. (Бакунин читает письма)

«Бакунину. 1840 г. Мариенбад.

У нас в деревне был огромный дом. Нам, детям, казался он тогда целым городом. В нашей комнате стояли запыленные шкафы домашней работы, черной краски со стеклянными дверями: там хранились груды книг 70-х годов, в темно-бурых переплетах, кверху ногами, боком, плашмя, связанные бечевками, покрытые пылью… Мне было 8 или 9 лет. Я сговорился одним из наших людей, молодым человеком, даже стихоплетом, порылся в заветных шкафах. Дело было ночью: мы взломали замок, и я, став на его плечи, исцарапавши себе руки до крови, достал две громады: одну он тотчас унес к себе – а я другую спрятал под лестницу, и с биением сердца ожидал утра… Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали! Или правильнее он читал – и как читал! Сперва каждый стих скороговоркой, так себе – начерно, потом с ударением, с напряжением и с чувством – набело. Немного пестро, но приятно. Я слушал – мало! Внимал – мало! Обращался весь в слух – мало! И классически: пожирал все – мало! Глотал – все еще мало! Давился – хорошо!»

«Михаилу Бакунину, 1840. Мариенбад.

Я приехал в Берлин, предался науке… Мишель! Нам надо будет заняться древними языками. Нам надо будет усердно работать в начале зимы… Университет, занятия, а вечером будет сходится у твоей сестры, ходить слушать хорошую музыку, составим чтения…»

  1. корреспондент:

  • Январь 1847 года был для культурной жизни России и для Вашей творческой судьбы знаменательным. В 1-ом номере «Современника», уже редактируемого Некрасовым, был напечатан Ваш очерк «Хорь и Калиныч» с пометкой после заглавия «Из записок охотника». Был исключительный успех. Это побудило Вас продолжить серию «Охотничьих рассказов». Помнится, что в 1848-1851 годах в «Современнике» было напечатано еще 20 рассказов, а в 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой.

^ 2-ой корреспондент:

  • Сколько всего рассказов входило в окончательный состав книги?

Тургенев:

  • 25 рассказов. Мне хотелось бы обратиться к моим читателям с вопросами: какие рассказы из «Записок…» вам особенно запомнились?

^ Ученик из класса:

  • Я прочитаю отрывок из рассказа, а Вы назовите сам рассказ. (Читает отрывок из рассказа «Певцы», ребята называют рассказ). Еще один ученик читает наизусть отрывок из рассказа «Бургомистр» и объясняет свой выбор: чем понравился ему рассказ.

^ 1-ый корреспондент:

- Скажите, за что Вы подверглись ссылке?

Тургенев:

  • В 1852 году я был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при опубликовании статьи, посвященной памяти Н.В. Гоголя. Но это обвинение было использовано, как удобный предлог. Истиной же причиной ареста были «Записки охотника» и в связи с прогрессивными кругами революционной Европы – Бакуниным, Герценом и др. Месяц я провел на съезжей (в полицейском участке) Адмиралтейской части в Петербурге, а потом по высочайшему повелению, был сослан в родовое имение Спасское под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии.

^ Корреспондент «Русского вестника»:

  • Я внимательно следил за Вашим творчеством. В 50-е годы Вы написали рассказ «Муму», ряд повестей, роман «Рудин» (1855 г.), «Дворянское гнездо» (1856-1858 г.г.), рассказ «Ася» (1858). Роман «Рудин» очень интересен. Я знаю, что в облике Рудина без труда все узнали друга М.А. Бакунина – известного в будущем всему миру революционера-анархиста. Скажите, какой вопрос волновал Вас, когда Вы создавали «Рудина»?

Тургенев:

  • Да. В начале 1869 года журнал «Русский вестник» напечатал мой третий роман «Накануне». Вспомните, какие прекрасные слова говорит главный герой Инсаров: «А люблю ли я свою Родину? Что же другое можно любить на земле?… И когда эта Родина нуждается в тебе…».

Елена уехала в Болгарию продолжить революционное дело своего мужа. Почему уехала, не осталась? Реальных возможностей в России я не видел.

Так вот. В связи с выходом романа «Накануне» Добролюбов написал статью «Когда же придет настоящий день?»

Добролюбов (ученик из класса):

  • В своей статье я утверждал, что вы, Иван Сергеевич, чутко уловили «веяния новых требований жизни, попробовали встать на дорогу, по которой совершается передовое движение нашего времени».

Я высоко оценил Вашу писательскую честность и правдивость. Я сделал ввод, что несмотря на то, что вы сделали Инсарова болгарином, а Елена не вернулась в Россию, «приближается время «широкой деятельности». Нам нужен русский Инсаров. Придет же он наконец, этот день».

- Около 10-ти лет я был сотрудником журнала «Современник». Статья Добролюбова была по моим убеждениям, и я буквально умолял Некрасова не печатать ее, а когда статья была опубликована, я покинул журнал «Современник». Уход из журнала был тягостен для меня.


Корреспондент:

  • Какой роман Вам более всего дорог?

^ Ученик, обращаясь к Тургеневу:

  • Иван Сергеевич, Вы отдохните, а я расскажу Вашим слушателям историю создания романа. Думаю, Вы (обращается к классу) сами назовете этот роман.

Роман писался, пожалуй, в самый тревожный и драматический период жизни писателя. Замысел возник в 1860 году в Англии, во время летнего отдыха на острове Уйат. Тургенев продолжал работать над романом в конце 1860 – начале 1861 года в Париже. В мае 1861 года писатель вернулся в Спасское. В августе 1861 года роман был напечатан в самом реакционном журнале «Русский вестник».

Что это за роман?

^ Класс: - «Отцы и дети».

Корреспондент:

  • Какие проблемы волновали Вас в 70-е годы?

Тургенев:

  • Эпоха 70-х годов – эпоха революционного народничества. Она, эпоха, обострила мой интерес к вопросам политической борьбы. Я близко сошелся с одним из идейных вдохновителей «хождения в народ» П.Л. Лавровым.

Лавров (ученик из класса):

- Вы считали невозможным для нас сблизиться с народом, внести в него пропаганду социалистических идей. Не во всех Ваших высказываниях видна была ненависть к правительственному гнету и сочувствие всякой попытке бороться против него. Это настроение определило идейный замысел в романе «Новь», который Вы написали в 1876 году.

Корреспондент:

  • Вы часто и подолгу жили за границей. В чем причина?

Тургенев:

- Я с детства ненавидел крепостное право. Я не мог видеть как оно губит русский народ. Реформа 1861 года тоже ведь не принесла счастье народа. Я уехал за границу, чтобы не видеть этого ужаса. Второй причиной была Полина Виардо.

(В класс входит Полина Виардо в белом длинном платье…она здоровается по – французски. Все мужчины встают, приветствуют даму легким поклоном. Тургенев идет ей на встречу, берет за руку, подводит к столу. Они стоят вместе).

Тургенев:

Еще в 1843 году произошло важное событие в моей жизни: я познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Она принесла мне много счастья, но радость и горе, счастье и отчаяние шли рядом. Женой моей она стать не могла: у нее были дети, муж. Отношения сохранили чистоту дружбы.

^ Полина Виардо:

- Нельзя без волнения читать строки из письма Ивана Сергеевича ко мне.

«Полина Виардо, 1846 год. Петербург.

Пишу вам накануне отъезда в деревню. Собираюсь в полнейшем уединении провести четыре месяца, среди статей, которые я так люблю. Беру с собой несколько хороших книг, надеюсь, что воспоминания, планы насчет будущего, труд и охота помогут мне довольно приятно провести время. Смею думать, что Вы не забудете сообщать мне время от времени, что у Вас делается. Будьте здоровы и счастливы на сколько возможно. Работайте много и думайте немножко о тех, кто Вас любит…

Вот уже три месяца, как Вы уехали… Сколько остается еще до Вашего возвращения? Вернетесь ли Вы?

Прощайте пока. Возвращайтесь к нам такой же, какой уехали… Здесь Вы найдете все также, как Вы оставили.

Итак, досвидания, рано или поздно…

Весь Ваш И. Тургенев». (№ 58)

«Полине Виардо, 1850 г. Петербург.

Дорогая моя, хорошая мадам Виардо, любимая, дорогая женщина, как Вы поживаете? Дебютировали ли Вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не приходило бы мне на ум сотни раз, нет ночи, когда бы я не видел Вас во сне. Теперь в разлуке, я чувствую больше, чем когда-нибудь силу уз, скрепляющих меня с Вами и вашей семьей, я счастлив, что пользуюсь Вашей симпатией, и грустен от того, что так далеко от Вас!

^ Суббота, 28 октября.

В будущий вторник исполняется 7 лет с тех пор, как я первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, мне кажется хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении 7-ми лет, что я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своем пути - было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность не имеет границ и умрет только со мной». (№ 133)

Тургенев:

  • Прочитайте такие мои произведения, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», и Вы увидите, как поэтически рисую я чувства любви, приносящего человеку и радость, и горе, но всегда делающего его лучше, чище. Когда я писал эти произведения, перед глазами была моя Полина.

^ Полина Виардо:

- Способность человека глубоко любить Тургенев считал мерилом его ценности. Иван Сергеевич живет за границей интересами и радостями моей семьи. Однако, связи с родиной он никогда не терял. Переписка с друзьями, встреча сними, неослабимый интерес к русской литературе, регулярные наезды в Россию помогали Ивану Сергеевичу чутко улавливать новые веяния в России.

Живя за границей, Вы (смотрит на Тургенева) познакомились и подружились с выдающимися французскими писателями: Флобером, Золя, Доде, Мопассан. Вы были пропагандистом русской литературы за рубежом. Вы сами переводили на иностранные языки лучшие произведения русских писателей. Вы много сделали для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность. (Тургенев сажает Полину Виардо за стол, садится сам).

Корреспондент:

- Расскажите о цикле стихотворений в прозе. Какие из них больше любите?

Тургенев:

- Я был уже больным стариком. Назвал цикл стихотворений в прозе «Старческое». Одно из самых замечательных среди них – стихотворение «Порог». Это страшное испытание, которое испытывает девушка-революционерка, она перешагнула порог. Прототип стихотворения – революционерка Вера Засулич.

Но одно стихотворение я люблю больше всех. Послушайте его. (звучит грамзапись стихотворения «русский язык»).

Корреспондент:

- Лучше сказать, чем я сказал в стихотворении «Русский язык», я не могу, так как считаю, что русский язык и Родина едины. (Все встают из-за стола и уходят).

Ученик:

22 августа 1883 года Тургенев умер. На проводах праха Тургенева из Парижа в Россию Эмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы этого пожелали, но Вы всегда оставались верными России…»

9 октября 1883 года прах Тургенева прибыл в Петербург. Вокруг Волкова кладбища были расположены казачьи сотни, в похоронной процессии находились агенты наблюдательной охраны. Публика допускалась на кладбище по специальным билетам. Анна Ильинична Ульянова, которая была на похоронах вместе с братом Александром, вспоминала: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительств», неблагонадежного «писателя».

^ Г. Лопатин (в письме к П. Лаврову от 22 октября 1883 года)

«… Правительство явно сделало все, чтобы отнять у похорон демонстративный характер и обесцветить их, несмотря на это, т.е. прямо назло ему демонстрация вышла грандиозно, т.е. щелчком ему по носу».

Он не увидел Родины, но родина поклонялась ему, его бессмертным творением. Письма, просьбы, статьи уехавших и тех, кто просится назад свидетельствуют об этом.

Беседа с классом по теме «Бывшие». Зачитывается или рассказывается от статье газеты «Аргументы и факты» № 43, 1987 г. о судьбе английского поэта Уолтера Льэя, переехавшего к нам постоянное место жительства, «Аргументы и факты» № 377, 1987 г. Д-р Локшин с семьей, «Известия» № 325 от 21.11.1987 г. (статья «Человек из Гавриловки»). Русское зарубежье сегодня (Войтович, Аксенов, Солженицын и др.).

ВЫВОД: Лучше нашей родины нет. Наша Родина делает нас настоящими людьми. Но если человек все же расстается с Родиной, надо и на чужбине оставаться человеком честным. «Нет счастья вне Родины…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconУрок-беседа за круглым столом по теме «Любите ли вы спорт?»
Активизация и автоматизация употребления ранее изученных ле и мф по теме «Спорт»

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconУрок. Тема: “Биография”
Технологии: проектная, коммуникативно-ориентированное обучение, личностно-ориентированное обучение, учебно-познавательная игра, информационные...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconУрок смотр знаний «Жизнь и творчество И. С. Тургенева»
Цель урока : Проверить знания учащихся по биографии и творчеству И. С. Тургенева

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconРодительское собрание по теме «От мечты к реаль ности»
И я предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения родительского собрания по предпрофильной подготовке на тему «От мечты к реальности»...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconКуда идем мы с Пятачком?
Кузбассе в очередной раз оказалась в центре внимания – на этот раз областная Общественная палата и Кузбасская тпп собрали заинтересованных...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconУрок литературы в 7 классе по умк «Вокруг тебя мир»
Умк «Вокруг тебя мир», стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской», презентация, портреты И. С. Тургенева, Ю. П. Вревской, сестер...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconТема: «Повторение пунктуации простого и сложного предложений»
Оборудование урока: текст на каждого ученика, сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенева, эпиграф на доске, проектор, файл с данным...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconТема урока: «Герасим и его окружение» по рассказу И. С. Тургенева "Муму"
Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему...

Урок игра «за круглым столом» Тема: Биография И. С. Тургенева iconА. С. Пушкин (встреча с родителями за круглым столом)
Так приятно произносить это слово, ведь оно подразумевает не только приветствие, но и пожелание здоровья. А здоровье всегда необходимо....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск