Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии






НазваниеТипология и поэтика портрета в русской лирической поэзии
страница1/4
Дата публикации30.05.2014
Размер0.53 Mb.
ТипАвтореферат
top-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Колосова Светлана Николаевна

ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА ПОРТРЕТА

В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10.01.01 – русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Москва, 2012

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А.М.Горького

Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации

^ МИНЕРАЛОВ Юрий Иванович

Официальные оппоненты:

Дворяшин Юрий Александрович,

доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации
^ Долженко Людмила Васильевна,

доктор филологических наук, профессор
Завгородняя Галина Юрьевна,

доктор филологических наук, доцент
Ведущая организация:

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.109.01 по филологическим наукам при Литературном институте им. А.М.Горького по адресу: 123104, Москва, Тверской бульвар, д.25.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. А.М.Горького.
Автореферат разослан «____» __________________ 2012 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, профессор М.Ю.Стояновский

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Портрет как феномен культуры и эстетический объект обнаруживает себя изначально в изобразительном искусстве. Под портретом априори понимается перенесение облика человека «на полотно». Как писал Б.В.Шапошников, «портретом мы называем изображение определенного человека, когда только он является единственной темой картины»1. Художник, создавая портрет, стремится изобразить, запечатлеть отдельного человека, его внутренний мир, мысли и чувства в определенный момент, особенно поразивший создателя, и преломить в данном произведении свое собственное отношение к предмету изображения. Не случайно о живописном портрете говорят, что – это «продукт лирического отношения к миру»2.

Портрет в литературе – одна из составляющих так называемого «текстового полотна» – понятие не менее распространенное и актуальное. Под «портретом в литературе» понимают характеристику героя, его описание, словесное воспроизведение изображенного персонажа и часто соотносят сам феномен портрета именно с компонентами описаний в прозаическом произведении. Положенное в основу любого портрета изображение внешности человека по-разному проявляется в различных видах искусства (изобразительном искусстве, литературе, музыке, фотографии и т.д.). В каждом из видов искусства портрет будет иметь свои собственные формы презентации. Для литературы наиболее актуальны понятия: «литературный портрет», «портрет в прозе» и «портрет в лирике». Все названные явления связаны с изображением человека в литературном художественном произведении и в основе своей имеют родство с портретом живописным, однако понятия имеют принципиальные различия, и степень и свойства родства с живописью у них также отличаются.

Под «литературным портретом» традиционно понимают:

1. «Изображение человеческой внешности»3 в литературном произведении вообще, т.е. художественный прием, и тогда это понятие совпадает с понятием, которое дается в литературоведческих справочниках как «портрет в литературе». В книге А.И.Белецкого «Избранные труды по теории литературы» в главе «Изображение внешности лиц», написанной М.О.Габель, рассматривается вопрос о том, какие именно бывают портреты в художественных произведениях различных эпох и направлений. Автор выделяет, в частности, портрет паспортных примет, отвлеченный портрет, портрет переходного стиля, живописный портрет, портрет с меняющимся выражением, пластический, архитектурный портреты. Заметим, что в данной работе портрет рассматривается исключительно как прием и размежевания понятий «портрет в лирике» и «портрет в прозе» нет, хотя примеры портретов в лирике приводятся.

2. «Литературный портрет» – это литературный жанр, близкий мемуарному, которому свойственны документальность, стремление к точному, достоверному воспроизведению избранного объекта, на которое накладывается личное восприятие автора. «В первую очередь, это рассказ о характере и судьбе определенной личности, интерес к которой и формирует содержание нового жанра. Документально-биографический материал, положенный в основу литературного портрета как жанра, требовал от автора и особых способов его художественной обработки. Процесс создания образа героя в литературном портрете, с одной стороны, «ограничен» фактами биографии конкретного человека, но с другой – закон жанра не стесняет автора в выборе форм авторского комментария, объяснения характера героя повествования»1. О жанре литературного портрета убедительно писали Барахов В.С.2, Трыков В.П.3, Уртминцева М.Г.

«Портрет в прозе» зачастую определяется как художественный прием, используемый в качестве средства создания образа4. Наиболее точно определение портрета, характерное для прозаического произведении дано в монографии Л.Н.Дмитриевской «Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н.Гиппиус))». Автор пишет: «Портрет в литературном произведении – одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение (portrait) внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя»5. Однако приведенное определение вполне справедливо для портрета в прозаическом произведении, но учитывает далеко не все особенности портрета в лирике.

А.Г.Габричевский в статье «Портрет как проблема изображения» писал: «Проблема портрета делается проблемой стиля, наличие или отсутствие портрета, его характер, выбор и трактовка модели оказываются следствием или, в лучшем случае, выражением того или иного мировоззрения»6. Философия живописного портрета как нельзя более гармонично раскрывает философию портрета в лирике, поскольку, в отличие от прозы, где портрет выступает часто как инструмент, как одно из средств создания героя, в лирической поэзии портрет (как и в живописи) – есть и предмет, и цель изображения, и одновременно выражение авторского мировоззрения. Поэтому при определении портрета в лирике, необходимо учитывать определение портрета живописного. «Портрет – прежде всего изображение, но не всякого предмета, а человека <…> не изображения человека вообще, а индивидуального или лучше – единичного, но и не только индивидуального, а находящегося в спокойном состоянии, т.е. не вовлеченного в действие»1. Итак, основополагающим для портретного полотна является 1) изображение какого-либо героя; 2) его внешность есть единственный сюжет написания картины; 3) те средства, которыми оперирует художник, отражают его видение и отношение к герою. Когда в лирической поэзии создается портрет, то художественное содержание произведения сосредоточено исключительно на описании героя (пусть и фрагментарном) и посредством этого описания выражается индивидуальный авторский стиль который, по словам П.Н.Сакулина, «выражает собою психоидеологию писателей»2 (подчеркнуто П.Н.Сакулиным).

Конечно, с течением времени (а к концу XIX века в особенности) в литературном процессе портрет в лирике (да и не только в лирике) приобретает все большую значимость, большую смысловую нагрузку и философское наполнение. Во многом это объясняется тем, что слово приобретает все большую ассоциативную широту, «слово есть искусство»3, по словам А.А.Потебни. Портрет в этой связи постепенно становится своеобразным визуальным аналогом слова. Лирический портрет есть не только изображение какого-либо объекта, образа, но и, в первую очередь, отражение сложных душевных процессов самого поэта.

Портрет – интереснейшее явление в искусстве соединяющее внутреннюю сущность и внешнее воплощение, сходство с оригиналом и авторское видение объекта. «<…>портрет по своей природе наиболее философский жанр живописи. Он в основе своей строится на сопоставлении того, что человек есть, и того, чем человек должен быть»4. Изучению понятия портрета посвящены ряд работ, в частности: М.Алпатова «Очерки по истории портрета»5, Ю.М.Лотмана «Портрет» 6, Н.Дмитриевой «Изображение и слово»7, Б.Галанова «Искусство портрета», «Живопись словом. Человек. Пейзаж. Вещь»8, Л.С.Зингера «Очерки теории и истории портрета»9, В.Фриче «Социология искусства»10 и др. О портрете в прозаических произведениях на сегодняшний день существует достаточно работ, в которых роль портрета эмпирически определена1.

Одним из выразительных исследований в области лирического портрета является работа Башкеевой В.В. «Русский словесный портрет: Лирика и проза конца XVIII - первой половины XIX века». Автор рассматривает в поэзии Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, портрет в прозе Н.М.Карамзина и А.А.Бестужева-Марлинского, а также портрет в творчестве А.С.Пушкина. Заметим, что В.В.Башкеева ставит перед собой задачу рассмотреть «своеобразие портретных форм в их историческом развитии в русской поэзии (лирике) и прозе периода становления собственно-литературного словесного портрета в 1780-1830-е гг.»2, однако теоретического обоснования понятия портрета в лирике, его функциональных отличий автор не дает. Не представлена и соответствующая типология.

Портрет в поэтическом творчестве – явление емкое и многофункциональное, его функционирование в тексте выходит далеко за рамки художественного приема. Это не просто средство создания героя (как в прозаическом произведении), композиционный прием или даже жанр, это часто создание образа идеи произведения3, отражение авторского понимания мира в целом.

В словарях и справочниках понятие «портрет в лирическом произведении» не обозначено, лишь в Литературной энциклопедии терминов и понятий под ред. А.Н.Николюкина упоминается, что «в лирике и особенно в драматургии словесное портретирование более или менее затруднено и ограничено»4. Однако портрет в лирике не лишен внимания в современной науке. Напротив, существует достаточно отдельных статей, аналитических материалов5, затрагивающих данную проблему, что свидетельствует о несомненном интересе к ней как к теоретическом, так и историко-литературном отношении. При наличии фрагментарных, эпизодических подходов к вынесенному в заглавие диссертации феномену вызрела потребность в проведении исследования, в котором бы были определены как теоретические, так и историко-литературные признаки названного явления в русской поэзии. Актуальность исследования определяется необходимостью выявления типологических черт лирического портрета, а также насущным требованием современной истории литературы, определения специфики комплекса художественных приемов и форм создания портрета в истории русской лирики.

^ Объектом настоящего исследования являются преимущественно поэтические произведения, показательные с точки зрения изучения избранного для историко-литературного художественного феномена, — И.А.Бунина, В.Я.Брюсова, М.А.Волошина, Н.С.Гумилева, И.Северянина и др. поэтов рубежа XIX – XX веков, рассмотренные в контексте русской поэтической традиции, сложившейся в творчестве Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, М.Ю.Лермонтова, А.А.Григорьева, А.Н.Апухтина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева; а также в зону исследовательского внимания попали отдельные стихотворные произведения В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, Г.Иванова и др. В работе анализируются лирические стихотворные произведения, в которых портретное изображение оказывается в центре внимания автора. Сатирическую поэзию мы не рассматриваем, поскольку она соотносима с особыми «комическими» и сатирическими формами изобразительного искусства, а значит, представляет собой тему отдельной работы.

^ Предметом исследования являются приемы, способы создания, функционирование портретных изображений в лирической поэзии, а также роль портрета в формировании художественного мира поэта в целом.

В нашей работе мы преследуем цель определить, охарактеризовать и дифференцировать столь значительное, многогранное явление в русской лирике, как портрет. Соответственно задачи исследования обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:

- раскрыть и теоретически обосновать понятие «портрет в лирике», не обозначенное в литературоведческих справочниках и словарях как особое явление, имеющее существенные отличия от терминов, близких по наименованию («литературного портрета» и «портрета в прозе»);

- показать принципиальные различия между лишенным развернутого описания, часто фрагментарном (но по фрагменту сохраняющим целостность портретного изображения) метонимичным «портретом в лирике» и эпически развернутым, многократно «рассыпанном» в тексте, нередко имеющим авторское комментирование, аналитичным «портретом в прозе»;

- определить функциональные проявления портрета в поэтическом тексте, который имеет больше аналогий с искусством живописи, более развернутое поле взаимодействия с общесодержательным аспектом произведения, чем портрет в прозе, а также позволяет в «сгущенном» виде представить авторскую философскую картину мира;

- обосновать аргументированность последовательного обращения к портрету в русской литературе, особенно в конце XIX века, когда скрупулезное исследование микромира Человека и его места в общей картине мироздания приводит к разработке новых портретных форм, в том числе и в поэзии, поэтому и значимость этого явления для культуры того времени существенно возрастает;

- охарактеризовать основные средства создания портрета в лирическом произведении, спектр которых существенно расширяется по сравнению с портретом в прозе, что обусловлено общеконструктивными особенностями стихотворных произведений, позволяющими вмещать в свернутом виде описательную фактуру портрета, сохраняя при этом необходимую динамику;

- на основе анализа художественных текстов исследуемого периода (поскольку именно в указанную эпоху портрет в лирике приобретает самое широкое распространение и становится знаковым явлением эпохи) выявить, систематизировать и обосновать типологию портрета в лирической поэзии;

- показать особенности портретного «живописания» в индивидуальном стиле русских поэтов.

Методология. В исследовании были использованы сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурно-типологический, историко-функциональный методы. Методологическую основу работы составили труды Ф.И.Буслаева, А.А.Потебни, А.Ф.Лосева, П.Н.Сакулина, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Ю.М.Лотмана, В.М.Жирмунского. Использованы приемы анализа и подходы к исследованию текста, разработанные А.А.Потебней, В.В.Виноградовым, А.Н.Веселовским, В.М.Жирмунским, Ю.М.Лотманом и др. Особое внимание при разборе художественного произведения уделялось внутренней форме слова и произведения как основному семантическому центру, формирующему наполнение художественного образа и соответствующие ассоциативные связи, позволяющие раскрыть содержание произведения как многомерную систему.

Учение А.Ф.Лосева о диалектике художественной формы («художественная форма<…> есть личность как символ или символ как личность» (курсив А.Ф.Лосева)) было положено в основу рассмотрения понятия «портрет», в котором преломилась проблема соотношения формы и содержания: внешность человека (героя) есть отражение глубинного содержания не только образа героя, но произведения и мировоззрения автора в целом. Поэтому одним из основных в диссертации стало понятие индивидуального стиля, разработанное в трудах А.Ф.Лосева, П.Н.Сакулина, П.А.Николаева, Ю.И.Минералова. Так, П.Н.Сакулин считал, что «всякий большой стиль есть формальное выражение определенного мировоззрения»1, а А.Ф.Лосев называл стиль «подлинным ликом художественного произведения»2.

В основу разработки типологии портретов в лирике были положены труды М.М.Бахтина об авторе и герое, Ю.М.Лотмана о портрете. В исследовании аналогий изобразительного искусства, живописи (иконописи) и лирической поэзии использованы труды М.В.Алпатова, Ф.И.Буслаева, Б.Галанова, Н.Дмитриевой, М.О.Габель, Н.М.Тарабукина, Е.Трубецкого и др.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconАустин Андрея стихотворные диалоги вячеслава иванова (поэтика, эволюция и типология) (1900-1910)
Работа выполнена в Отделе русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века Института мировой литературы им. А. М. Горького ран

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconАнтология русской поэзии
Антология русской поэзии от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Аф. 03. 4б Художественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине (Художественная типология северокавказской поэзии) составлен в соответствии с требованиями...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconРечевая структура немецкой лирической песни: лексические средства выражения
Охватывает широкий круг явлений: лирическая, детская, солдатская, тюремная и т д.; эстетика лирической песни несколько упрощенная;...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconЛитература: Основная: Аристотель. Поэтика. Любое издание. Аверинцев...
«Проблемы изучения зарубежной литературы и русско-зарубежных литературных связей»

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconЕвгении Путиловой «Четыре века русской поэзии детям»
Яснов М. Уроки детской поэзии: Об антологии Евгении Путиловой «Четыре века русской поэзии детям» / М. Яснов // Библиотека в школе....

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconИсследовательский проект образ карелии в русской поэзии
В работах по истории русской поэзии я нашел только общий обзор пейзажной лирики, посвященной северу России2, но специальный подробный...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconСсылки на сайты по русскому языку и литературе
Антология русской поэзии от зачинателей новой русской поэзии до наших дней. Музыка стиха русского. Эволюция ритмики, рифмы, интонационно-ритмических...

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии icon"Судьба Бальмонта"
Развитие познавательности и творческих способностей суворовцев на основе знакомства и анализа лирической поэзии К. Бальмонта

Типология и поэтика портрета в русской лирической поэзии iconКошкинская Центральная универсальная библиотека Сценарий вечера-портрета, посвященного
И сегодня мы в очередной раз собрались, чтобы поговорить о ней – простой и сложной, чистой и многогранной. И не просто о поэзии,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск