Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»






Скачать 125.04 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»
Дата публикации07.06.2014
Размер125.04 Kb.
ТипМетодические указания
top-bal.ru > Литература > Методические указания
Приложение 2

К приказу от «________» ____________ 2007 г.

№_______________________________________
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет
ИЯИиКНЮ

факультет
мансийской филологии

кафедра

Динисламова С.С.
ф. и. о. автора
Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов

название дисциплины
Специальность «Родной язык и литература»

название и номер специальности


Курс 4 курс з-3440

курс
Семестр осенний 2007-2008 учебного года

осенний, весенний учебный год
Ханты-Мансийск 2007

^ 1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы





темы

Наименование темы,

наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно

1.

^ Литературоведческий анализ рассказа П. Чейметова «Два охотника»

2.

Литературоведческий анализ повести М.П. Вахрушевой «На берегах Малой Юконды»

3.

Литературоведческий анализ поэмы Ю. Шесталова «Языческая поэма»

4.

Литературоведческий анализ текста «Силька» из повести «Синий ветер каслания» Ю. Шесталова

5.

Литературоведческий анализ стихотворения А. Тарханова «Снежная симфония»

6.

Литературоведческий анализ стихотворения А. Тарханова «У священного кедра»

7.

Литературоведческий анализ сказки А.М. Коньковой «Мяснэ и зайчонок»

8.

Литературоведческий анализ сказки А.М. Коньковой «Мохнатая нянька»


2. ^ Основные формулы для выполнения контрольной работы

На переднем плане каждого художественного произведения, даже если оно целиком фантастическое, находится какая-то конкретная жизненная ситуация, состояние из личной жизни или общественной, т.е. из сферы непосредственного общения человека с окружающим миром. Это необходимое условие для художественного творчества. Человек приближает мир к себе и творчески осваивает его, делает его своим миром. Итак, художественное творчество – это прежде всего процесс, в котором объективное богатство реального мира и субъективное богатство авторской мысли, чувства, воли переплавляются в нечто качественное новое и уникальное. Писатель переживает при этом особое состояние творческого подъема, вдохновения. Поэтому не результат творчества – произведение искусства, но сам творческий процесс имеет огромное содержательное значение.

Прочтите любой рассказ, обратите внимание на тему, это то общее, что единит рассказ. Обратите внимание на идейный смысл произведения. Тема, идейный смысл - это и есть начало литературоведческого анализа произведения. Проследите по произведению - дату его издания, соотнесите с творческой биографией писателя, найдите основные мотивы, определите жанр, проанализируйте стихотворение, рассказ.
^ ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Существуют три рода художественной литературы: эпос, лирика, драма.

Эпос – это повествовательная литература (в отличие от драмы и лирики). Роман, повесть, рассказ – эпические произведения.

Лирика – поэтические произведения, выражающие чувства, переживания поэта. (Поэмы, баллады, стихотворения).

Драма – литературные произведения в диалогической форме. Комедия, трагедия, драма – три вида этого рода.

Драматические произведения предназначены для исполнения на сцене.

Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения (композиция повести, комедии, поэмы и т.д.).

Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются дальше. В экспозиции происходит первое знакомство с главными действующими лицами, с обстановкой.

Завязка – начало, исходный пункт каких – нибудь действий, событий.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия в произведении.

Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта) сюжета.

Конфликт – столкновение, борьба взглядов, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия и основным средством раскрытия характеров.

^ Сюжет – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. В литературе часто встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Портрет Печорина).

Пейзаж – изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различную роль.

Природа в романтических произведениях соответствует бурным страстям героев. Она выступает и как элемент композиции. Гармоничная и благодатная природа противопоставляется противоречиям социальной жизни. (Пушкин «Деревня», Тургенев «Записки охотника», Некрасов «Железная дорога»). Лирический пейзаж может передать смену настроения героя (Есенин «Метель», «Весна»).

Не менее важен интерьер, то есть внутреннее помещение для раскрытия характера того или иного образа. Чтобы лучше понять важность интерьера, следует обратиться к «Мертвым душам» Гоголя или к произведениям Достоевского.
^

Для художественной речи характерны свои особенности и особые приёмы


Эпитет – красочное определение, подчеркивающее какие-либо свойства предмета, качества или признаки.

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)

^ Постоянные эпитеты употребляются в сочетании с одним определенным словом (живая вода, добрый молодец и т.д.), они характерны для произведений устного народного творчества.

Сравнение – художественный прием, в котором одно явление или понятие сопоставляется с другим:

«У меня ль молодца кудри – чесаный лён» (Некрасов)

«Заутра казнь, привычный пир народу» (Пушкин)

Особым видом сравнений являются отрицательные:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевия. (М.Ю. Лермонтов)

Метафора – художественный прием, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Метафора образуется по принципу олицетворения, когда качества, признаки живых предметов переносятся на неодушевленные предметы (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности). Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела…

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков. (А. Фет)

Большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм. (С. Есенин)

Гипербола чрезмерное преувеличение тех или иных свойств предмета или явления, чтобы усилить нужное впечатление или подчеркнуть, что писатель прославляет, а что высмеивает.

^ Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

Символ – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления. В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Условная символичность таится в любом сравнении, в любой метафоре. Олицетворения встречаются в баснях, аллегории – в сказках; аллегории вообще – это в сущности разновидности символики.

^ Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Сатира – обличающая, бичующая ирония.

Гротеск – изображение в фантастическом, уродливо-комическом стиле («История одного города» С.-Щедрин).

Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Она усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую мысль.

^ Примеры решения (выполнения) задач (заданий)
Пример 1. «Образ природы в творчестве Ювана Шесталова». Для раскрытия содержания, определим для себя, что значит образ в художественном произведении. По литературоведению нам известно, что художественный образ – это результат осмысления автора какого-либо явления, процесса жизни способа, свойственным тому или иному виду искусства, объективированный в форме как целого произведения, так и его отдельных частей. Так, литературное произведение, как художественное целое – является образом. Оно может включать в себя систему образов, персонажей, а эти образы, в свою очередь, и предметный мир произведения создаются с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности.

Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания в искусстве, а образы-сравнения, образы-символы, используемые в научной литературе, играют второстепенную и подчиненную роль, прежде всего, иллюстрируя те или иные положения. И также скажем, что основные свойства художественного образа имеют предметно-чувственный характер, целостность отражения, индивидуализированность, эмоциональность, жизненность, особая роль творческого вымысла – отличаются от таких свойств понятия, как абстрактность, обобщенность, логизированность.

Образ Природы, во всех его сравнениях, символах в творчестве Ювана Шесталова хотя играет и второстепенную роль, и иллюстрирует те или иные положения, но выступает так ярко, красочно, что можно поставить его в ряд основных, первостепенных художественных образов.

У Ювана Шесталова мир начинается с Природы. От национальной культуры поэта вера в живую одухотворенную связь с тайгой, с каждым деревом. От русской культуры – вера, которая возвышала, звала в небо, звала в братство людей. Его произведения прежде всего о земле, о той красоте земного мира, который дарован нам, людям, самой Вселенной. Юван Шесталов не только умеет видеть красоту, он очарован ею. Рассвет и закат, лес и река, равно радуют поэта, вызывая восторженное его признание. Лирический герой поэта вписан в Природный мир своего земного бытия. Трудно выделить его предпочтение, ибо волнуют его и Природа родного края и Природа тех мест, где поэту приходилось жить, и красота мифической феи Миснэ, и современной ленинградской девушки, ибо все это нераздельно и есть мир его Бытия. А все что есть с мире, - истинная благодать – и есть Природа. Мансийский писатель органично впитал свойственную его народу одухотворенную связь с природой. Он сам выделил характер этой – именно одухотворенной – связи.

^ Я смотрю как вольно,

Обь моя играет.

Плещет так раздольно:

Сердце замирает.

Здесь весной, бывало,

Мать меня купала,

И река волною

Легкою качала.

Это одно из ранних стихов Ювана Шесталова. Его раннее творчество, как и у многих других поэтов началось с лирики. В одной из последних статей (апрель 2004г.), посвященных творчеству Шесталова – ранняя поэзия сравнивается со свежестью букета «пронзительно ярких васильков, собранных в поле, наполненных звоном». Действительно, ранние стихи Ювана, переложенные на русский язык талантливыми переводчиками, похожи на северный орнамент, простой и многозначительный одновременно.
Пример 2. На первом этапе своего формирования национальные литературы народов Севера вынуждены были выполнять, прежде всего «социальный заказ» - художественное осмысление «социалистической перестройки» национального уклада жизни по заданной схеме: прошлое – плохо, новое – хорошо. Опубликованные произведения созданы под сильным воздействием русского художественного реализма. Национальными писателями активно используются приемы социально-детерминированного художественного реализма. Национальными писателями активно используются приемы социально-детерминированного художественного мышления, разрабатываются нетрадиционные характеры – типы, новые приемы поэтики. Для оправдания этого явления официальная культурологическая наука разрабатывает специальные теории. «…при менее развитом культурном фонде, - пишет советский ученый В.Ю.Арутюнян, - нация активнее воспринимает инонациональную культурную информацию». (Ю.В.Арутюнян. Изучение культурного взаимодействия народов СССР. – М.: наука, 1973. – с.9). Идеалом становится вненациональный «советский человек».

Произведения Вылки, Савина и других реалистичны, жизненно правдивы и обстановка социалистического строительства, и изображенные события со всеми конкретными деталями, и богатый этнографический фон, на котором развивается повествование.

Таковы стихи тех лет Матрены Панкратьевны Вахрушевой (позднее Баландиной), одной из первых зачинателей мансийской литературы, педагога ученого автора учебников по языку манси, была доцентом ЛГПИ им.Герцена в Ленинграде. Ее поэзия 30-х гг. – гимн новой жизни, пробуждению к общественной жизни женщин-манси. Поэзия эта конкретна, образы имеют точные «координаты».

Кто не знает дедушку Копьева,

Рыбака Турпольского колхоза?
^

Кто не знает вечно молодого


Национальное здесь – факты либо автобиографические, либо окружающей действительности. Но картины природы абстрактно – обобщенные. Это вообще природа без национальных красок, без той слитной нерасторжимости человека и природы, что так характерна для народного поэтического мышления.

^ Водная птица стремится

Осенью поздней на юг,

Девушки манси учиться

Едут из дальних юрт.

(«Ленинград». Пер. В.Сенкевича).

Но этот день холодный,

Как и все наши зимние дни,

Женщине-манси свободной

Дороже теплой весны.

(«8 Марта». Пер. И.Гудкова)

Однако, в основе стиховой поэтики М.Вахрушевой (а не переводчиков) лежат устно-поэтические народные истоки. Автор пишет, как правило, белым стихом, народная поэтическая традиция манси не знала рифмы. Этот стих основывается на ритмике и внутреннем созвучии. Четко определен порядок слов в предложении. Доминирует хореический размер народного мансийского стиха. Широко используются аллитерация и параллелизмы. Переводы В.Сенкевича и И.Гудкова не передают этой специфики.

Таким образом, в многонациональной Советской литературе, зарождающаяся мансийская литература преемственно перенимая опыт старших товарищей по перу, вносит и свою тематику. Тематика первых произведений характерна для только для начального этапа литературы. В дальнейшем эта тематика будет изменяться, как и стиль повествований. И хотя, по своей форме первые опыты были в виде маленьких рассказов или стихотворений, в дальнейшем это будут автобиографические повести, романы-сказания, поэмы.



^ 4. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:
Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения

Специальность______________________________________


Группа______________________________________________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта________________________________________
_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________________________________________

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата предоставления на проверку______________________
4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах тетради оставлять поля.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4.4. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4.5. Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.



  1. Темы контрольных работ.


Тема контрольной работы выбирается по желанию.
6. Литература



1. Каргополов Е.П. Христианские мотивы в поэзии Андрея Тарханова //Эринтур, Выпуск 4// Ханты-Мансийск, 1999. - С. 376.

2. Энциклопедия Югория. Том 3. Ханты-Мансийск. 2000г. - С. 431.

3. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Москва.2000г. - С. 940.

4. Андрей Тарханов// Колокол грянет// Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 2003г. - С. 123.

  1. Андрей Тарханов// Исповедь язычника// Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 2001г. - С. 400.

  2. Огрызко В. После потрясений / Мансийская литература. Москва, 2003

  3. Солоухин В. Ю.Шесталов – внук шаманов / Юван Шесталов. Собр. соч. – СПб. – Х – Мансийск, 1997 – Т.2

  4. Лебедев В.Д. Манси. Очерк истории литературы. – Тобольск, 1995

  5. Зелинский К.Л. Октябрь и национальные литературы. – М., 1967

  6. Комановский Б.Л. Пути развития литератур народов Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР. – Магадан, 1977

  7. Пошатаева А.В. Литература народов Севера. – Москва, 1988

  8. Шесталов Ю. Собрание сочинений. – С-Пб., - Ханты – Мансийск: Фонд Космического Сознания, 1977

  9. Чёрная Г.А. Лирическая проза Ю.Шесталова. Проблематика, особенности жанра. – СПб.: «Идейно-стилевое многообразие советской литературы». – М., МГПИ, 1982

  10. .Воскобойников М.Г. Развитие литературы и устного народного творчества народов «Крайнего Севера»,-«Звезда»,1951 №2.

  11. Литература Югры. 1930 – 2000. ПРОЗА. Антология. Часть 2. Редактор-составитель Н.И.Коняев, составление,2002.

  12. Мансийская литература. Москва, Литературная Россия, 2003.

  13. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 2. Москва - Концерн «Литературная Россия», 1999.

  14. Литература Тюменского края: Книга для учителей и ученика/ Под ред. Н.А.Рогачевой. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.

  15. Огрызко В. Краткая литературная хроника //Слово народов Севера//.- 1996-№3.

  16. Лебедев В.Д. Манси: очерк истории литературы. Тобольск, 1995.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания и задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Макроэкономика»

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Общие положения

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Выполнение контрольной работы по курсу «Финансовый менеджмент» предусмотрено учебным планом специальности 080109. 65 «Бухгалтерский...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
«Финансы и кредит», «Экономическая оценка инвестиций», «Менеджмент», «Организация производства на предприятиях отрасли»

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина Литературоведческий анализ русско-мансийских текстов название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Цель дисциплины – дать студентам необходимые знания, умения и навыки в области современных информационных технологий в различных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск