Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению






Скачать 181.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Дата публикации22.06.2014
Размер181.74 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию

по литературному чтению.
Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле;


Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
2.^ Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, сопоставляют и описывают различные предметы и процессы, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. ^ Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность.
4. ^ Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно – этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно – нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно – эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и осмысливая произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно – нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Звенит звонок – начинается урок – 7 часов.

2. Час потехи – 8 часов.

3. Что такое хорошо и что такое плохо – 13 часов

4. Там чудеса – 12 уроков.
^ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДАННОМ ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2 – урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;

3 – урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4- урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

5 – урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

^ Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 1 классе выделяется 40 часов (4 часа в неделю).

^ ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ:


  • О. В. Кубасова. Литературное чтение. 1 класс. Учим читать. Методические рекомендации. Смоленск. Ассоциация XXI век, 2006 год.




  • О. В. Кубасова. Литературное чтение. 1 класс. Смоленск. Ассоциация век, 2008 год.




  • О. В. Кубасова. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. Смоленск. Ассоциация век, 2011 год




  • О. В. Кубасова. Литературное чтение. 1 класс. Тестовые задания. Смоленск. Ассоциация век, 2009 год.




  • Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва. Просвещение, 2010 год


Данная программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования и программы по литературному чтению автора О. В. Кубасовой.

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.




п/п

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во часов


Тип урока


Элементы содержания.

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат).

Вид контроля.

Дата проведения.

^ Звенит звонок – начинается урок.

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»,

А. Барто «Стали грамотными».

1

УИПЗЗ

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Отработка правильного произношения и употребления слов. Упражнение в умении целостного и дифференцированного восприятия слов.

Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. ^ Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увели-чивать скорость чтения в соответ-ствии с индивидуальными возмож-ностями. Читать текст с интонацион-ным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразитель-ности. Читать «про себя», пони-мая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить послови-цы с произведениями. Озаглавливать прочитанное. Заучивать стихотворе-ния наизусть и декламировать их.

Самостоятельное чтение




2

Г. Новицкая «Книжки»*.

Р. Сеф «Учись читать!..»


1

УИПЗЗ

Самостоятельное чтение.




3, 4

Л. Пантелеев «Ау»,

С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

2

УИПЗЗ

Выразительное чтение, использование интонации, соответствующей смыслу текста. Упражнение в интонационно – выразительном чтении.

Чтение стих. наизусть выразительно.




5

В. Голявкин «Болтуны»
В Орлов «Оправдался».

1

УЗНЗВУ

Слоговое вдумчивое чтение. Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Упражнение в чтении диалога.

Чтение стих. наизусть выразительно.




6

С. Маршак «Угомон»


7

В Орлов «Оправдался»,

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться», пословицы.

1

УПОКЗ

Слоговое вдумчивое чтение; совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа.







^ Час потехи.

8

В. Смит «Час потехи».

1

УИПЗЗ

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения.

Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. ^ Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увели-чивать скорость чтения в соответст-вии с индивидуальными возможнос-тями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразитель-ности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Ранжировать произведения по их тематике. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Озаглавливать прочи-танное. Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. Составлять рассказ по иллюс-трации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворе-ния наизусть и декламировать их. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении конкур-сов, а также игры «Радиотеатр».








9

Русские народные побасенки.


1

УИПЗЗ

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения.







10

Загадки. С. Маршак.

1

УИПЗЗ







11

Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»

1

УИПЗЗ







12

В. Берестов «Искалочка», русские народные считалочки*;

В. Берестов «За игрой».

1

УИПЗЗ

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Устное народное творчество. Небылицы, неслыхальщины, путаницы, их особенности.







13

Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел».

1

УИПЗЗ







14

С. Михалков «С нами Смех»,

А. Усачев «Если вы собрались в гости».

1

УИПЗЗ

Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения.







15

С. Маршак «Пудель».

1

УИПЗЗ

Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения.

Чтение стих. выразительно




^ Что такое хорошо и что такое плохо.

16

Л. Толстой «Правда всего дороже».

1

УИПЗЗ

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совершенствование навыка слогового чтения. Пробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа.

Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. ^ Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увели-чивать скорость чтения в соответ-ствии с индивидуальными возмож-ностями. Читать текст с интонацион-ным выделением знаков препинания. Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обменивать-ся мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризо-вать литературного героя. Состав-лять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. Соотносить название произведения с его содержа-нием. Соотносить пословицы с произведениями. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведе-ния по тематике, жанровой принад-лежности. Обобщать прочитанное. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Осуществлять выбор книги по заданному параметру.

Подробный пересказ текста.




17

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».

1

УИПЗЗ




18

В. Орлов «Кто первый»,

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться», Л. Толстой «Кто прав?».

1

УИПЗЗ

Упражнение в интонационно – выразительном чтении. Сравнение содержания двух рассказов. Обоснование выбора симпатичного героя. Отработка правильного произношения и употребления слов. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Лексическая работа. Рассматривание и соотнесение иллюстраций с текстом. Знакомство с новым видом жанра – басней. Отработка умения пересказывать текст.







19

В. Осеева «Всё вместе».

1

УИПЗЗ

Выразительное чтение текста.




20

Е. Пермяк «Для чего руки нужны?».

1

УИПЗЗ




21

Эзоп «Собрался старик помирать…»

Л. Толстой «Два раза не умирать».

1

УИПЗЗ







22

Л. Толстой «Два товарища».

1

УИПЗЗ

Работа над содержанием произведений; анализирование; ответы на вопросы.

Текущий.




23

В. Росин «Друзья познаются в беде».

1

УИПЗЗ

Текущий.




24

С. Михалков «Ошибка».

1

УИПЗЗ

Пересказ текста.

Текущий.




25

С. Михалков «Прививка»*.

1

УИПЗЗ

Работа над содержанием произведений; анализирование; ответы на вопросы.

Текущий.




26

Л. Яхнин «Силачи».

1

УИПЗЗ

Работа над содержанием.

Текущий.




27

М. Пляцковский «Добрая лошадь».

1

УПОКЗ

Беседа о сказках. Отличие языка народной сказки.

Текущий.




28

Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо».

1

УИПЗЗ

Самостоятельное выполнение проверочных заданий.

Тематический (сам. работа).




^ Там чудеса…

29

А. Шибаев «Сказки просят».

1

УИПЗЗ

Совершенствование навыка слогового чтения. Литературная мини – викторина «Знатоки сказок». Рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом.

Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. ^ Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увели-чивать скорость чтения в соответ-ствии с индивидуальными возмож-ностями. Читать текст с интонацион-ным выделением знаков препинания. Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведе-ния. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказы-вать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитан-ного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентиро-ваться в книге по обложке, содержанию.

Взаимоконтроль.




30

Русская народная сказка «Лиса и рак».

1

УЗНЗВУ

Герои произведения. Пересказ текста. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Чтение сказок с использованием предметов – персонажей. Ознакомление со сказками других народов. Лексическая работа. Прогноз содержания сказки.

Текущий.




31

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

1

УЗНЗВУ

Текущий.




32

Ингушская сказка «Заяц и черепаха».

1

УЗНЗВУ

Текущий




33

Американская сказка «Вот он, вор!».

1

УЗНЗВУ

Текущий




34

Армянская сказка «Заказчик и мастер».

1

УЗНЗВУ

Текущий




35

Викторина «Сказки А. С. Пушкина»*.

1

УКИЗ

Взаимоконтроль




36

Викторина «Сказки Х. К. Андерсена»;

Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине».

1

УКИЗ

Взаимоконтроль




37

В. Орлов «Абрикос в лесу».

1

УПОКЗ

Текущий




38, 39

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»

1

УЗНЗВУ

Текущий




40

Обобщающий урок

1

Игра-путешествие










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению ( автор – кандидат педагогических наук,...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы Л. А. Ефросининой

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В....

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л. В. Занкова, требованиями Примерной...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию
Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Граф,2008) примерной программой начального общего образования...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению литературное чтение
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск