Занятие 1






Скачать 231.33 Kb.
НазваниеЗанятие 1
Дата публикации23.06.2014
Размер231.33 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
c:\users\p\desktop\сайт\развитие речи.jpg

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку - одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

В содержание блока «Подготовка и обучение грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова - на слоги и звуки, составление предложений из 2-4 слов и слов из 2-3 слогов.

^ К концу года дети могут:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Соответственно программе на раздел «Развитие речи» отводится 34 занятия.

^ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема, цели занятия 1-й недели

Тема, цели занятия 2-й недели

Тема, цели занятия 3-й недели

Тема, цели занятия 4-й недели

1

2

3

4

5

Сентябрь

Тема

Занятие 1

Скоро в школу

Занятие 2

Дети идут в школу (сюжетный рассказ)

Занятие 3

К. Ушинский. «Четыре желания»

Занятие 4

Явления природы (рассказ по предметным картинам)

Цели

Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе». Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».

Дать представление о понятиях «речь», «слово», «предложение».

Развивать фонематический слух.

Воспитывать интерес к слову

Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу». Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение». Учить:

- составлять предложения, используя вводные слова и слова
в переносном значении;

- членить слова на слоги.
Познакомить со слоговым
составом слова

Продолжать учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно (рассказ К. Ушинского «Четыре желания»).

Развивать связную речь детей.

Дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный». Учить:

- производить звуковой анализ
слова, дифференцировать гласные и согласные звуки;

- придумывать предложение

Формировать умение составлять коллективный рассказ по предметным картинам. Учить:

- сравнивать явления природы
по признакам различия и сходства;

- подбирать синонимы и антонимы, выделяя существенные
признаки предмета.

Дать понятие об ударном слоге.

Закреплять умение определять место ударения в словах

Октябрь

Тема

Занятие 5 Осень, осень, в гости просим

Занятие 6

В. Бианки. «Купание медвежат»

Занятие 7

Золотая осень (рассказ по картине-пейзажу)

Занятие 8

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Цели

Учить:

- составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу;

- узнавать реальные признаки
осени в их поэтическом выражении;

- понимать и использовать
слова в переносном значении.
Продолжать учить различать и называть гласные звуки,
слова с заданным

Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой по объему литературный текст (пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»).

Учить:

- объяснять непонятные слова,
встречающиеся в тексте;

- подбирать слова, используя
рифму, различать простейшие
случаи многозначности слова.

Познакомить с репродукцией картины И. И. Левитана «Золотая осень». Учить описывать предметы по картине, выделяя их характерные признаки. Формировать умение проникнуться тем настроением, которое отразил художник в своем пейзаже, и передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.

Закреплять:

- умение участвовать в драматизации сказки (русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»);

- знание детей о сложных словах;

- умение составлять сложные
слова;

- знание о гласных звуках.
Продолжать знакомить
с понятием «предложение».



1

2

3

4

5







звуком, делить слова на слоги, определять род предмета. Развивать речевое дыхание, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом

Активизировать словарь: визг, треск, скрип, шорох, жужжание, хруст, звон. Продолжать учить дифференцировать понятия «буква», «звук», «гласные и согласные звуки», придумывать предложение из 2 слов

Продолжать учить называть и различать гласные звуки в словах, придумывать слова с заданным звуком. Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух

Учить:

- определять местонахождение
ударного слога в двухсложном
слове, называть ударный звук;

- составлять предложение, опираясь на слово, предложенное
воспитателем

Ноябрь

Тема

Занятие 9

Моя семья

Занятие 10

Мой первый день в детском саду

Занятие 11

Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине)

Занятие 12

Сказка «Как ежик выручил зайца»

Цели

Учить:

- составлять рассказ по опорным вопросам на тему «Моя
семья», восстанавливать де
формированный текст повествовательного характера;

- придумывать предложения
по схеме, типу высказывания,
с определенным словом.
Расширять и систематизировать знания о предложениях.
Развивать навыки правильного грамматического строя
речи

Развивать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Мой первый день в детском саду». Учить формулировать личную оценку героев, воспринимать смысл пословиц, выраженных образно. Закреплять знание о месте звука в слове.

Упражнять в придумывании слов на заданный звук, назывании слов с противоположным значением (антонимы). Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять род предмета

Учить:

- составлять сюжетный рассказ
по картине «Лиса с лисятами»;

- отвечать на поисковые вопросы воспитателя;

- выделять согласные звуки
и определять глухость

или звонкость этих звуков. Развивать умение самостоятельно придумывать событие, предшествующее изображенному, а также последующее. Закреплять умения выделять ударный звук, выполнять звуковой анализ слов, определять твердость и мягкость согласного звука

Учить придумывать сказку на тему «Как ежик выручил зайца», давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Развивать речевые умения по подбору однокоренных слов, синонимов и антонимов. Упражнять:

- в понимании многозначных
слов;

- в проведении звукового анализа, подборе слов с разной
длительностью звучания.
Закреплять умение определять род существительных,
твердость (мягкость), звонкость
(глухость) первого звука

в слове

Декабрь

Тема

Занятие 13

Какие бывают предметы

Занятие 14

Е. Пермяк. «Первая рыбка»

Занятие 15

Зимний вечер (описательный рассказ)

Занятие 16

Зимний вечер (сравнительно-описательный рассказ)

^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5







Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы (например, стеклянные и пластмассовые). Учить:

- сравнивать предметы, выделяя существенные признаки;

- подбирать существительные
и прилагательные, синонимы,
однокоренные слова.
Развивать творческую деятельность способом морфологического анализа.

Дать понятие о предлогах. Упражнять в умении выделять предлоги в речи, придумывать предложения с заданными предлогами

Учить:

- пересказывать текст, используя авторские выразительные
средства;

- составлять сложные предложения, производить звуковой
анализ слов, выделять ударный
звук, определять род предмета,
развивать звуковую культуру
речи и грамматическую правильность.

Обратить внимание, как меняется смысл слова в зависимости от употребления разных суффиксов.

Упражнять в подборе синонимов (рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Расширять знание о предложениях

Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер» (любого автора). Учить:

- придумывать самостоятельно
сюжет, использовать вырази
тельные средства при описании
зимы;

- разделять предметы на одушевленные и неодушевленные,
задавая вопросы «кто?», «что?».
Познакомить с многозначностью слов (идет - падает
снег, идет - человек).
Расширить знание о словах,
обозначающих предмет.
Упражнять в придумывании предложений с заданным
словом

Активизировать словарь, использованный при описании картины на прошлом занятии. Учить:

- сравнивать явления природы
по признакам различия и сходства;

- подбирать синонимы и антонимы;

- отгадывать загадки, выделяя
существенные признаки предметов;

- правильно задавать вопрос

к словам, обозначающим предмет.

Совершенствовать умение называть предметы женского рода.

Дифференцировать собственные и нарицательные существительные. Упражнять в звуковом анализе слов

Январь

Тема

Занятие 17

Зимушка-зима, зима снежная была

Занятие 18

Зимние забавы

Занятие 19

Сказка про храброго зайца

Занятие 20

Л. Воронкова. «Елка»

Цели

Учить сравнивать картины «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы.

Учить:

- составлять рассказ о зимних
забавах по сюжетным картинам;

- подбирать обобщающие слова
для групп однородных предметов;

- использовать языковые выразительные средства при описании зимы;


Закреплять умение участвовать в драматизации сказки «Сказка про храброго зайца». Учить:

- отгадывать загадки, выделяя
существенные признаки предметов;

- подбирать прилагательные и существительные, задавать

Учить:

- понимать идею произведения
(Л. Воронкова, «Елка»).

- отвечать на вопросы воспитателя, самостоятельно ставить
вопросы по содержанию текста;

- выделять и называть слова, обозначающие действие предмета.


1

2

3

4

5

Цели

Формировать эстетический вкус, умение соотносить образы с настроением в пространстве картины. Продолжать учить правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы. Совершенствовать умение производить звуковой анализ слова, называть слова с заданным ударным звуком. Развивать умение называть предметы мужского и женского рода

Закрепить знание о словах, обозначающих одушевленный и неодушевленный предмет. Упражнять в умении задавать вопросы, называть предметы мужского и женского рода. Познакомить с предметами среднего рода
правильные вопросы; - выделять в тексте слова-признаки предмета Совершенствовать умение образовывать однокорен-ные слова, существительные с суффиксом.

Расширять знание о словах, отвечающих на разные вопросы

Совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавать диалоги действующих лиц.

Развивать слуховую память и внимание.

Упражнять в придумывании предложений с заданным словом


Февраль

Тема

Занятие 21

Сказка «У страха глаза велики» (пересказ)
Занятие 22

Моя любимая игрушка

Занятие 23

Литературный калейдоскоп

Занятие 24

Сюжетный (свободный) рассказ

по серии картинок


Цели

Закреплять умение выразительно пересказывать сказку «У страха глаза велики». Развивать речевые умения в образовании однокоренных слов. Учить:

  • составлять загадки о предметах, выделяя их существенные признаки;

  • подбирать обобщающие слова для групп однородных предметов.

Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные

с суффиксами. Активизировать употребление
Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты.

Учить рассказывать последовательно, выразительно. Расширять представление о словах.

Познакомить с многозначными словами, омонимами и словами, употребляемыми только во множественном числе.


Закреплять умение производить звуковой анализ слова,
делить слово на слоги, определять род предметов.
Учить:

  • воспринимать короткие литературные произведения;

  • объяснять непонятные слова;

  • ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы;

  • подбирать слова, используя рифму;

  • различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом

Учить:

  • участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам;

  • формулировать личную оценку поступков героев;

  • развивать речевые умения

в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух



1

2

3

4

5







прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных

Развивать фонематический слух













по смыслу к заданному слову
















Занятие 25

Занятие 26

Занятие 27

Занятие 28




Тема

Моя мама (рассказ из личного опыта)

Веточка в вазе (творческое рассказывание)

Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

М. Пришвин. «Золотой луг» (пересказ)







Обучать составлению рас-

Учить составлять коллектив-

ный творческий рассказ, придумывать ему точное название

на основе наблюдений за ве-

точкой в вазе.

Совершенствовать умения:

- различать слова, обозначаю-

щие предметы, признаки, дей-

ствия;

- задавать вопросы к таким

словами и самостоятельно их

придумывать.

Упражнять в выполнении

звукового анализа слова

Закреплять:

Учить:







сказа из личного опыта на тему «Моя мама».




- умение рассматривать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

- пересказывать литературный текст М. Пришвина «Золотой







Учить:




- умение делить слова на слоги,

луг»;







- придумывать сюжет рассказа




определять ударный звук, род

- подбирать определение







без опоры на наглядный мате-




предмета, производить звуко-

и сравнение.







риал;




вой анализ слов.

Закреплять:







- рассказывать последователь-




Учить:

- понимание специфики жанра







но, интересно, грамматически




- составлять сюжетный рассказ

рассказа;







правильно по плану;




по картине, используя приобре-

- умение ставить ударение

Март




- подбирать прилагательные




тенные ранее навыки построе-

в словах, определяя ударный




Цели

к существительному;




ния сюжета;

и безударный слоги, делить







- на слух определять количе-




- самостоятельно придумывать

слова на слоги.







ство слов в предложении, при-




события, предшествующие

Дать представление о поня-







думывать предложения с за-




(последующие) изображенным,

тии «приставка».







данным словом или опреде-




соблюдая точность и вырази-

Упражнять:







ленным количеством слов.




тельность.

- в отгадывании загадок о цве-







Воспитывать доброе, ува-




Формировать элементар-

тах;







жительное отношение к маме.




ные представления о твердом

- в изменении слов с помощью







Закреплять знание о по-




и мягком знаках

приставки







следовательности слов в пред-
















ложении.
















Развивать связную речь










Апрель





Занятие 29

Занятие 30

Занятие 31

Занятие 32




Тема

Весна в изображении художников (описательный рассказ

Л. Толстой. «Белка прыгала с ветки на ввертку» (пересказ)

Мой друг (рассказ из личного опыта)

Мы сочиняем сказки (моя сказка)







по пейзажной картине)












I

2

3

4

5




Цели

Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».

Учить:

- составлять описательный
рассказ по картине;

- видеть художественный образ, единство содержания

и языка пейзажной живописи;

- правильно употреблять местоимения и предлоги в речи.
Обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой.
Развивать эмоциональную
отзывчивость на весеннее пробуждение природы.
Упражнять в согласовании
местоимения с глаголами, придумывании предложений с определенным количеством слов
и типом высказывания

Закреплять умение пересказывать литературный текст (сказка Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку»). Активизировать в речи употребление сложных предложений.

Обратить внимание на краткую форму прилагательных, ввести их в активный словарь. Формировать представление о букве ь, ее месте в словах. Учить:

- анализировать слова с ь;

- составлять изложение из определенных слов

Закреплять умение составлять рассказ на тему «Мой друг» из личного опыта. Развивать умение:

- придумывать концовку к рас
сказам;

- формулировать личную оценку поступков героев;

- воспринимать смысл пословиц, выраженных образно.
Формировать представление о букве ь.

Познакомить с ее особенностями и ее месте в словах. Учить анализировать слова с буквой ъ

Закреплять:

- навыки составления сказки
на предложенную тему;

- умение проводить звуковой
анализ слов, содержащих букву
ь и мягкие согласные.
Активизировать употребление в речи существительных
и прилагательных женского,
мужского и среднего рода.
Развивать интонационную
сторону речи

Май

Тема

Занятие 33

Весна в городе Скороговора

Занятие 34

Кому сказки Пушкина не любы?

Занятие 35

Проведение итоговой диагностики

Занятие 36

Проведение итоговой диагностики

Цели

Закреплять умение точно, правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в своей речи малые формы фольклора. Воспитывать интерес к скороговоркам, пословицам, считалкам

Закреплять умение:

- рассказывать о своих любимых книгах;

- инсценировать любимые
фрагменты произведений.
Воспитывать интерес к художественной литературе

Провести обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятие 1 iconЗанятие «Ценности»
Форма: занятие- тренинг, проводится в «круге» с детьми старшего подросткового возраста

Занятие 1 iconЗанятие №2 в гостях у
Здравствуйте ребята, сегодня занятие мы проведем на свежем воздухе, а точнее отправимся в гости к Старичку лесовичку

Занятие 1 iconПояснительная записка
Данное занятие предназначено для коррекции некоторых показателей личностной беспомощности у детей раннего юношеского возраста. Занятие...

Занятие 1 iconКнига – твой друг! Занятие 1
Занятие Легенды Таганая. Н. Верзаков, В. Черноземцев «Легенда о Таганае», Н. Попов, А. Сорокин «Легенда о трех братьях»

Занятие 1 iconВ гости к гномам доминантное занятие для средней, старшей группы по ритмике
Занятие начинается с динамической паузы. Дети стоят в кругу и под стихотворный текст выполняют соответствующие движения

Занятие 1 iconОткрытое занятие во второй младшей группе Театрализация на занятие
Воспитатель: Доброе утро! Птицы запели. Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, солнце взошло и идет по...

Занятие 1 iconВнеклассное занятие "День Айболита"
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – вас сегодня ждёт много интересного и необычного. Мы сегодня отправимся...

Занятие 1 iconСодержание Введение (1 ч) Занятие Вводное занятие. Что изучает экология человека
...

Занятие 1 iconУрок-путешествие в Огненную страну
Мероприятия, представленные в пособии, различны по форме: беседа, игровое занятие, занятие с элементами театрализации и др. Они помогут...

Занятие 1 iconОткрытое занятие для родителей старшей группы «Фантазёры»
Уважаемые родители, воспитанников старшей группы Фантазеры, приглашаем Вас на интегрированное занятие «Сказка «Колобок» на новый...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск