Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России






Скачать 81.12 Kb.
НазваниеЗадачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России
Дата публикации29.06.2014
Размер81.12 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
Беседа «Мы граждане – России»

Цель: развитие национального самосознания обучающихся.

Задачи:

- знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера;

- развитие интереса к истории России;

- воспитание уважительного отношения к национальной культуре и традициям народов другой национальности.

Коррекционная задача:

- расширение словарного запаса и кругозора обучающихся.

Словарная работа:

пассивный словарь: чум, малица, унты, ягушка, кисы, нарты, тынзей, расстегаи;

активный словарь: национальность, косоворотка, кокошник.

^ Предварительная работа: сообщение ученика о национальном празднике народов Севера «День оленевода», беседа «Национальные традиции русского народа».

Оборудование:

демонстрационный материал: «кольцебросс» для подвижной игры «Кусанг юх»;

раздаточный материал: карточки для дидактических игр «Назови правильно», «Национальная одежда»;

^ Музыкальное оформление: Каан Кэрэдэ «Ледяные земли Моржа».

1. Сообщение темы.

Ребята, тема нашего воспитательского часа «Мы – граждане России!»

^ 2. Вводная часть.

Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация или коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость.

Главный закон нашего государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

- Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

- Что такое национальность?

Национальность этническое сообщество, отличающееся языком, культурой,

традициями и обычаями.

В настоящее время в России проживает более 100 народов разных национальностей, но все мы – единый народ, мы россияне. Так говорит главный закон.

- Как определяется национальность человека по месту жительства или по национальности родителей?

- Кем по национальности являются ваши родители?

- Скажите, какой национальности вы?

- Имеете ли вы российское гражданство?

Вывод: все мы, независимо от национальности являемся гражданами России.

^ 3. Основная часть.

Все учащиеся нашего класса русские. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете обычаи и традиции русского народа.

Блиц – опрос.

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8. Праздничный головной убор женского русского костюма? (Кокошник.)

9.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

10.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

11.  Какой русский город назвали городом мастеров? (Тулу.)

12.  Чем был знаменит Нижний Новгород? (Ярмарками.)

13.  Назовите имя первого русского книгопечатника? (Иван Фёдоров.)

14.  Какой русский царь любил плотничать? (Пётр.)

- Молодцы!

- Сегодня, ребята, мне хочется познакомить вас с народами, которые живут на севере нашей многонациональной Родины на Западно – Сибирской равнине по реке Оби и её притокам в Ханты – Мансийском автономном округе.

Север – это тайна с несметными богатствами нефти и газа, это долгая полярная ночь, освещаемая светом полярного сияния, это край новых городов, где древние традиции соседствуют со вновь возникшими традициями.

Климат этих мест суровый, лето короткое, зима продолжительная и холодная, кругом тундра и тайга.

А проживают здесь коренные жители севера: ханты и манси.

- Послушайте легенду об этих людях.

“Будто в стране северного ветра живут счастливые люди. Им нипочём ни полгода тёмной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежды у них из звериных шкур, и едят звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Особенно летом, когда круглые сутки стоит солнце, тогда нипочём людям в оленьих шкурах, ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор…”

Эти счастливые люди — ханты и манси.

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере. Как вы думаете почему? (Из – за суровых природных условий).

Жизнь коренного населения севера связана с лесом. С самого раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями.

Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.

- Как вы думаете, какие основные промыслы этих народов? (Рыболовство, охота).

- Почему они занимаются рыболовством? (Живут вблизи рек).

- Почему занимаются охотой? (Рядом тайга).

- Ханты и манси охотятся на медведей, волков, оленей, зайцев.

Как вы думаете, для чего они это делают?

^ Живя среди природы, добывают себе пищу, из шкур шьют одежду и обувь.

- Свою добычу охотники вывозят на нартах. Это своеобразные санки, длиной до 2 метров, сделаны они из ели или берёзы без единого гвоздя, с помощью одного ножа.

- Основное занятие хантов и манси — оленеводство.

- Из шкур и кожи оленей северные люди шьют себе одежду и обувь.

Ё Мужчины зимой носят малицу и унты.

Женщины ягушку и кисы. Праздничную ягушку женщины украшают орнаментом и яркими полосками из шкур налимов, нашивками из цветной материи, разноцветным мехом и

бисером. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой.

Ханты и манси ведут кочевой образ жизни. Живут они в чумах, которые можно переносить с одного места на другое.

Чум — шалаш, покрытый шкурами животных.

Из бересты (берёзовой коры) делают посуду (в ней хранят соль, хлеб, рыбу), коробы для ягод, детские люльки.

Главное богатство народов Севера – олени. «Олени – наши друзья», - так говорят ханты и манси.

Олень для народов ханты и манси – жизненная необходимость. Охотятся на диких оленей только по необходимости, никогда не убивают животных просто так, ради развлечения. У убитого животного используют все: шкуру, шерсть, рога, кости, сухожилия.

Олени используются для транспортных целей. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно специально готовить еду. Пищу олень находит себе сам, выкапывая из - под снега ягель (лишайник). Это животное очень выносливо, прекрасно видит в темноте. Самое главное – никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу.

И так мы знаем, что тайга для народов Севера не только место жительства, но и источник всех жизненных благ.

Что же получают народы севера от природы?

^ Они получают от природы пищу, материал для изготовления одежды, посуды и украшений.

Эти люди бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для будущего поколения.

Северный человек берет от природы столько, сколько необходимо для жизни. Мы никогда не увидим человека тайги с ярким полевым букетом цветов. Вот как пишет о бережном отношении к природе поэт Севера Леонид Лапцуй.

Будь милостив к природе, человек.
Берешь – бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век,
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

Дети северных народов очень рано взрослеют, они очень рано начинают помогать взрослым. Как вы думаете почему?

^ Потому что, им необходимо научиться жить в суровых условиях Севера.

У народов Севера есть свои традиционные праздники. Учитывая, что олень является почитаемым животным на Севере, ежегодно ханты и манси отмечают свой национальный праздник – «День оленевода», который обычно проходит весной. На него собирается большое количество людей.

^ Сообщение учащегося о национальном празднике народов Севера «День оленевода».

На этом весёлом празднике можно показать свою удаль, ловкость и умения в метании тынзея (аркана), который мечут на поставленную палку; в метании топора, который бросают на дальность.

В прыжках через нарты: несколько нарт устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

В перетягивании палки: палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног.

Устраиваются гонки на оленьих упряжках. Это красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками или полосками разноцветного сукна.

Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают ещё и красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени).

На «День оленевода» готовятся обычно национальные угощения (оленье мясо, расстегаи). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам побывать на таком празднике и поиграть в национальную игру народов Севера «Кусанг юх». Эта игра развивает глазомер, точность броска, ловкость.

4. Физкультминутка: подвижная игра с кольцами «Кусанг юх».

Цель: развитие глазомера.

Ход игры: для игры каждый ее участник из веток тальника делает 5-6 колец, а из веток сухостоя мастерится палка-кол, которая вбивается в землю. Игроки становятся у линии, напротив своих кольев, и начинают набрасывать на них по - одному свои кольца. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становится победителем и считается самым метким и ловким охотником.

- А сейчас я предлагаю выполнить вам следующие задания.

^ Дидактическая игра на закрепление новых слов «Назови правильно».

Всем обучающимся раздают карточки со словами: чум, тынзей, малица, унты, ягушка, кисы, нарты и картинки с изображением того, что обозначают эти слова.

Инструкция: подбери к каждой картинке правильное слово.

^ Дидактическая игра «Национальная одежда».

Перед обучающимися карточки с изображением людей разных национальностей (ханты, манси и русские) и с изображением их национальной одежды.

Инструкция: ребята, посмотрите, люди какой национальности изображены на карточках? Оденьте этих людей в их национальную одежду.

5. Заключение.

- О людях какой национальности мы сегодня говорили?

- Похожи ли эти люди на нас внешностью, своими традициями, бытом?

- Что же нас всех объединяет?

Вывод: все народы разных национальностей, проживающие на территории России, являются гражданами одной многонациональной страны. Мы - граждане России. Залог процветания Росси заключается в единстве и сплоченности народов, которые проживают на её территории.

Если вам захочется больше узнать о жизни северных народов и их традициях, прочитайте книги Николая Дудникова: «Мой дом Север: рассказы», «Осетр - хвастун: зарисовки с натуры, сказки, легенды».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconВикторина «Дорогой ненецких сказок» Воспитатель – Выучейская Александра Алексеевна
Цель: Знакомство детей с фольклором – сказками народов Севера. Знакомство с жизнью и бытом оленеводов, охотников, рыбаков, с их представлениями...

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconКонспект Развивающего занятия в гпд на тему: «В гости к самовару»
Цели: знакомство детей с национальными традициями; воспитание интереса и уважения к русской культуре

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России icon«Окончание учебного года» в этническом центре «Аквилон»
Знакомство с бытом и культурой Народов Севера – посещение яранги, северная сказка

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconПоложени е об окружном фестивале инсценировок «Северные сказки» Место проведения
Цель: развитие, поддержка и популяризация фольклора народов Севера, воспитание художественного и эстетического вкуса, воспитание...

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры
В основу занятий положено знакомство детей с отличительными особенностями внешнего облика обитателей таежной зоны, их повадками....

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconТема Содержание программы
Общее прошлое народов России. История объединения в составе российского государства народов Севера, Поволжья, Забайкалья, Сибири....

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconВсероссийские конкурсы для одаренных детей и педагогов
Выявление и поддержка талантливой молодежи, стимулирование интереса обучающихся к углубленному изучении проблем развития космонавтики,...

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconРабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса)
Программа курса «Культура народов Севера» предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательной средней школы

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconКраткое содержание проекта Предлагаемый проект реализовывался в рамках...
России, о Москве — главном городе, столице России, познакомились с костюмами, традициями и обычаями народов России, что мы все –...

Задачи: знакомство обучающихся с бытом и национальными традициями народов Севера; развитие интереса к истории России iconИнформация о ходе реализации и финансировании дкцп «Устойчивое развитие...
Дкцп «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае, на 2013-2015...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск