Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа






Скачать 68.78 Kb.
НазваниеРасширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа
Дата публикации30.06.2014
Размер68.78 Kb.
ТипСказка
top-bal.ru > Литература > Сказка
Цели:

  • Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа.

  • Развивать речь и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки, прививать любовь к русской литературе.

  • Воспитывать интерес к чтению, художественно-творческий потенциал.

Оборудование: библиотека оформлена детскими иллюстрациями к сказкам; заготовки кроссвордов.

Подготовительная работа: выставка «В гости к русской сказке», учащиеся читают сказки: «Сивка-Бурка», «Семь Симионов», «Царевна-лягушка», «Марья - Моревна», «Как мужик гусей делил», «Кузьма Скоробогатый», «Дочь-семилетка», «По щучьему велению», «Как лиса училась летать», «Лиса и журавль», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Журавль и цапля».

^ Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово библиотекаря

Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста. Некогда ходили на Руси «бахари» (от слова «баять» - говорить, сказывать) – сказочники. Собиралась вокруг бахаря толпа – кому неохота узнать про дива дивные! В сказке можно увидеть в небе быстро несущийся ковер-самолет, гуляя по лесу встретить говорящего человеческим голосом серого волка или же случайно набрести на ветхую избушку Бабы Яги. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадают на долю трудные задачи: достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, змея, ведьму, защитить от врага родную землю. Приключения героев волшебной сказки обычно повторяются три раза. Если, например, герой попадает в подземное царство, то сначала он находит медный дворец, затем серебряный и, наконец, золотой – каждый раз все краше и краше.e:\2\фото мама\img_1397.jpg

В сказках о животных привычно действуют звери и птицы, но как их действия похожи на людские. Сказка не становится иносказанием, но под звериной, птичьей личиной-маской угадываются люди. В бытовых сказках выведены настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы, глупцы и дурачки. Сами по себе герои бытовых сказок, к примеру, хитрые солдаты, воры - пройдохи, редко бывают положительными. Они нужны сказочникам, чтобы посмеяться над общечеловеческой простотой и неразумием. Особенный смысл у сказок про Иванушку - дурачка. Народ не превращает дурачка в положительного героя. Так, Иванушка, хотя и дурачок, но честный, добрый, не жадный. Через его образ показана судьба человека: тот, кто желал, не получил богатство, а Ивану оно досталось. Сказочники меняют и облик дурачка. Емеля из сказки «По щучьему велению» превращен в красавца-царя. Итак, войдем в мир русской сказки.

  1. ^ Основная часть

(Звучит сказочная музыка.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня собрались вы здесь,

Чтоб показать свои познания.

Клуб находчивых для вас

Устраивает состязанье.

КВН наш начинается,

И вы должны нам все представиться.

(Представление жюри. В нашем случае жюри в количестве 3 человек.)

  1. Представление команд.

  2. Конкурс «Разминка».

(Оценивается в три балла. За каждый правильный ответ – 1 балл. По очереди команды отвечают на вопросы.

На доске плакат с цифрами от 1 до 6. Цифры закрыты. Команды называют цифры. Под каждым номером вопрос.)

^ Вопросы к разминке:

  1. Угадайте сказку: «Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел. Ударился орел об пол и сделался добрым молодцом». (Сказка «Марья - Моревна».)

  2. Назовите профессии братьев из русской народной сказки «Семь Симеонов» в обработке И. Карнауховой. (Кузнец, верхолаз, мореход, стрелец, звездочет, хлебороб, музыкант. Правильным также считается ответ: кузнец, верхолаз, мореход, стрелец, продавец, звездочет, вор.)

  3. Угадайте сказку и назовите героя: «Влез… коню в правое ухо, а в левое вылез – стал таким молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать!». (Сказка «Сивка-Бурка», герой Иванушка - дурачок.)

  4. Угадайте сказку и назовите героя: «Стрелок из лука. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает?». (Сказка «Царевна – лягушка», герой Иван – царевич.)

  5. Угадайте сказку и назовите героя: «…Стал жить-поживать с женой царевной в палатах белокаменных и лисоньку всякий день угощать курочкой». (Сказка «Кузьма Скоробогатый», герой Кузьма Скоробогатый.)

  6. Угадайте сказку и назовите героя. В какой сказке и кто обещал коней в речную траву, деревья, зеленый луг? (Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая», героиня Василиса Премудрая.)e:\2\фото мама\img_1394.jpg

(Слово жюри.)

Ведущий:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случится:

Что-то ждет нас впереди?

Слышишь? Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке: «Заходи».

  1. ^ Домашнее задание.

(Инсценированный отрывок сказки.)

  1. Конкурс болельщиков.

(За правильный ответ – 1 балл. Вопросы задают ведущие по очереди каждой команде болельщиков.)

Вопросы:

  1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.)

  2. «Сивка – Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!». (Иванушка – дурачок.)

  3. Знакомы ли вам герои, которые написали следующие объявления:




«Я богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь.

Угадайте, как зовусь?»

(Кощей бессмертный.)



«Я обаятельная жутко

И обладаю нюхом чутким,

Прической славлюсь неземною,

Летать умею над землею».

(Баба Яга.)
Ведущий: Каждая сказка нас чему-то учит, недаром само слово «сказка» произошло от древнего слова «баснь». А басня, как известно, предполагает мораль. Мы говорим название сказки, а вы подбираете пословицу или поговорку, выражающую мораль сказки.

Например:

  • «Лиса и журавль» - как аукнется, так оно и откликнется.

  • «По щучьему велению» - доброе дело сто раз возвернется.

  • «Сивка – Бурка» - где друзьями дорожат, там и враги дрожат.

  • «Царевна – лягушка» - любовь и верность сильнее смерти.

  • «Семь Симеонов» - не ищи друзей в хороводе, а ищи в огороде.

  • «Журавль и цапля» - за глупой головой и ногам плохо.

  • «Василиса Премудрая» - проверь, прежде чем прыгать.

(Подведение итогов домашнего задания.)

  1. Конкурс «Узнай волшебные предметы».

Ведущий:

У меня корзина есть,

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика,

Вес её полпуда.

Поспешите угадать,

Что в ней и откуда.

(Ведущий показывает предметы по очереди каждой команде.)

  • Серебряная ложка («Марья Моревна».)

  • Платок («Марья Моревна».)

  • Клубок («Царевна – лягушка».)

  • Кувшин («Лиса и журавль».)

  • Ниточка шелкова («Дочь – семилетка».)

  • Золотой перстень («Сивка – Бурка».)


(Звучит музыка. Слово предоставляется жюри.)

  1. Конкурс капитанов.

(Разгадывание кроссворда.)

Кроссворд по теме «Русские народные сказки»

  1. Героиня сказки, которая украла петуха.

  2. Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

  3. Главный герой сказки «По щучьему велению».

  4. Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.e:\2\фото мама\img_1402.jpg

  5. Имя девочки из сказки «Три медведя».

  6. Вставь имя героя в название сказки: «… - ясный сокол».

  7. Как звали девочку, чей братик превратился в козленочка?

  8. Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

  9. Героиня сказки «Буренушка».


11










2










33













4



















55










66
















77






















8













9




























  1. ^ Подведение итогов. Выступление жюри, награждение

Сказки русские просты и глубоки, как сама русская душа. «Вечером, - пишет Пушкин своему брату, - слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

А вот как сказал о русской сказке философ Иван Ильич: «… Русская сказка – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естественно родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - все в сочетании неописуемого вкуса и аромата».

2 «Г» класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconСценарий детского фольклорного
Расширить кругозор детей и пополнить их знания об истории, культуре и традициях русского народа

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconСтруктура образовательного учреждения и система управления
Устава. Она является гимназией с этнокультурным русским компонентом. 70,2% учащихся обучаются в классах с воспитанием на традициях...

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа icon"Жили были " Внеклассное мероприятие
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках, об авторских сказках, рассказах о природе; формировать запас литературных...

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconСценарий праздника
Расширить по сравнению с базовым уровнем знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconУрок по теме сказки: «Что за прелесть эти сказки…». Виды русских народных сказок
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconРазвлечение "Это русская сторонка, это Родина моя!"
Цель: расширять и обогащать знания детей о различных традициях русского народа, о его культуре

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconS docx Литературная игра «Путешествие по сказкам» Учитель начальных...
Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную...

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа iconЗадачи: Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского...
Цель: создать педагогические условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся

Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа icon«Имя Иван, профессия царевич»
Цель: Систематизировать знания учащихся о русских народных сказках. Сделать попытку взглянуть на хорошо известные факты с новой точки...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск