Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»






Скачать 67.76 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Дата публикации01.07.2014
Размер67.76 Kb.
ТипКонспект
top-bal.ru > Литература > Конспект
К проведению урока допускаю ______________ Заикина Л. В.

Изенкина Мария, 4 курс, 1 группа

Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема: « Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: постановка нравственных вопросов: честность, доброта, милосердие, любовь к ближнему, всепрощение, долг; вызвать у учеников отклик на эти вопросы.
Задачи:

  1. Образовательные: научить шестиклассников поэтапно анализировать произведение, вдумчиво вчитываться в текст, производить разбор эпизодов, понимать значение эпизода для раскрытия образов рассказа; проверить знание текста посредством беседы по вопросам; поэтапно проанализировать произведение (рассмотреть различные эпизоды и побеседовать по ним), чтобы добиться цели урока.

  2. Воспитательные: воспитать чувство сопереживания и сострадания к людям, чье детство прошло в лишениях, без опоры со стороны взрослых и т.д.; показать пример достойной трудовой жизни деревенских людей, их межличностных отношений, основанных на взаимовыручке, любви к ближнему и т.д.; воспитать уважение к старшим, к человеческому труду; воспитать в учениках чувство неприязни к дурным поступкам, совершенными героями рассказа, к получению выгоды любой ценой и т.д.; способствовать развитию у детей таких моральных качеств, как честность, доброта, ответственность за свои поступки.

  3. Развивающие: способствовать развитию навыка быстрого выразительного чтения, а также аналитического и творческого мышления, способности взглянуть на события с точки зрения другого человека.

Библиографический список

  1. Егорова Н. В. Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П. Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Вако, 2006. – 368 с.

  2. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. Ч. 2/[авт.-составитель В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. – М. :Просвещение, 2006. – 139 с.

  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…:дидакт. материалы по лит.: 6 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.

Ход урока

  1. Орг. Этап

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы должны были дочитать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» до конца и подготовиться к анализу произведения, ответив на ряд вопросов в учебнике, данных после самого рассказа. На протяжении урока мы проверим, как вы справились с полученным заданием.

  1. ^ Беседа по вопросам

  • Давайте повторим: какое событие является завязкой рассказа? (Дети вспоминают прошлый урок, говорят, что завязкой рассказа является эпизод, в котором бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему пряник «конем»).

  • Исполнилась ли мечта мальчика – получить пряник «конем»? (^ Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой»)

Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих лет, после многих событий, автор пишет: «Я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

  • Каким образом герою удается осуществить свою мечту? (^ Герой отправляется вместе с левонтьевскими ребятишками на увал, чтобы «трудом своим заработать пряник»).

  • Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребятишки «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки»).

  • Как вы думаете – какое значение имеет эти художественные детали? (Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд.)

  • Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой наш герой-рассказчик. Найдите этот отрывок в тексте. Как это характеризует нашего героя? («Я брал старательно и очень скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В семье, в которой живет рассказчик, знают цену труду.)

  • Как ведут себя по дороге соседские ребята? Найдите этот эпизод в тексте. («Левонтьевские орлы бросали в друг друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали»).

  • Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению? (Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще дерутся).

  • Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому он не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой «надавал» пинков и брату, и сестре за то, что «жрали ягоды». Здесь опять автор использует значимые глаголы: «рассердился», «бросил», «жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «кинулся», «бьются», «катаются», «раздавили»).

  • Почему герой оказался в зависимости от Саньки? (Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает героя: «Скажи уж лучше – боишься ее, вот и жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно. Так и получилось, что «левонтьевская» орда вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком.)

  • Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность», «махнул на все рукой». Тут уж героя понесло – он хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!» Он становится таким же, как левонтьевские ребята.)

  • Как после этого развлекались ребята? (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину за «некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, быстро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила…нечистая сила».)

  • Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька «заржал»: «Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!» Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: «тихо плелся я за левонтьевскими ребятами – они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дорожке ковшик без ручки»).

  • Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)

  • Только ли страх перед бабушкой мучит героя? (Мальчику нелегко дался обман, он понимает, что совершил «злодейство». Поэтому его мучит совесть. Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем я послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и не думай. А теперь?»)

  • Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя, но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать!»)

  1. ^ Выводы урока.

  • Какова развязка истории? Кто помог мальчику выйти из неразрешимой ситуации? (рассуждаем вместе)

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется сознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что зарылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…»

  • Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации? (Эпизод, когда мальчик попросил прощения и бабушка решила накормить его, герой раскаивается и не может ничего есть).

  • Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

  • О чём заставил задуматься рассказ? Какие уроки вы извлекли, читая его? (Ребята говорят о цене обмана, об умении прощать и любить, а также об ответственности человека за свои поступки, о мужестве, которое необходимо, чтобы признать свою неправоту).

  1. ^ Творческое задание

Ребята, спасибо вам большое за работу. Вы показали себя как прекрасные читатели, умеющие внимательно прочитывать текст и понимать его, извлекая для себя нравственные уроки. За это я хочу отблагодарить вас интересным заданием, которое вы будете выполнять в оставшееся время и, если не успеете – дома. Я предлагаю вам пересказать текст рассказа только не от лица нашего героя, а от того героя, которого вы захотите. Предлагаю вам четыре варианта: 1) от лица бабушки; 2) от лица Саньки Левонтьева; 3) от лица дедушки. Еще один дополнительный вариант – написать рассказ в форме безличного повествования. Принимаемся за работу. Те, кто справится с работой уже на этом уроке – прочтет нам ее вслух и получит хорошую оценку. (Образец прилагается).

  1. Домашнее задание.

Ребята, дома вы должны дописать рассказ до конца (те, кто еще не успел). На следующем уроке я выборочно попрошу вас зачитать свои работы и поставлю оценку за оригинальность и качественность выполнения работы. Это задание вам на сегодня. На неделю, то есть до следующего урока вам задание – прочитать рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

Оценка_______________

_____________ Заикина Л. В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconУрок мудрости и доброты по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconПлан урока. Вступительное слово учителя: Отшумит и умчится любая беда
Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», составив словарь непонятных слов

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconТема: Проблемы добра и зла в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Конспект урока по литературе в 5 классе учителя русского языка и литературы Ольги Георгиевны Егоровой

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconПлан-конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино...

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconКонспект урока по литературе в 10 классе Тема
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Аверина г. Валдая

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу...

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconМетодическая разработка урока литературы в 8 классе Тема: «Нравственная...
«Муниципальный конкурс методических разработок трудных или малоизученных тем учебных дисциплин»

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconМетодическая разработка урока в 7 классе Тема «Бескорыстная любовь в рассказе «Совёнок»
Формировать умения определять тему, идею, проблему рассказа, отвечать на вопросы учителя, заполнять таблицу «Мои размышления», выразительно...

Конспект урока по литературе в 6 классе Тема: «Нравственные проблемы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск