Конспект открытого урока






Скачать 53.48 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока
Дата публикации13.07.2014
Размер53.48 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Легостаевская основная ообщеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

русского языка в 6 классе

Тема урока:

«Правописание гласных в суффиксах существительных

-ек, -ик».

Разработан учителем русского языка

и литературы Панариной Верой Ивановной.

2013г

Тема урока: « Правописание гласных в суффиксах существительных –ек, -ик».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ек, -ик и способами действия при выборе данных суффиксов.

^ Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

1)познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ек, -ик и способами действия при выборе данных суффиксов;

2) формировать умение владеть способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;

3)формировать умение видеть орфограмму «Гласные в суффиксах –ек, -ик»;

4) повторить словообразовательный разбор, орфограмму «правописание суффиксов –чик, -щик»;

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речи;

  2. Поддерживать интерес к урокам русского языка;

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы; 2)развивать речь учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради, опорные схемы.

^ Ход урока.

  1. Организационный момент.

-С каким настроением пришли на урок? Как относитесь к погоде? Нравится ли вам зима? Назовите ее так, чтобы было понятно ваше отношение к зиме (зимушка). Что позволило вам образовать это слово? (-ушк) Какой способ образования слов вы использовали? А какие способы словообразования вы еще знаете?

2. Повторение.

1).- Замените предложения одним словом (один у доски):

-Самолет вел опытный пилот (летчик).

-Играющий на ударном инструменте (барабанщик).

-Все подписавшиеся будут получать газету (подписчики).

-Инициатором драки был Вася (зачинщик).

-Смазывающий колеса закончил свою работу (смазчик).

-Какой суффикс-работяга служил для образования этих слов? Какое правило надо помнить, чтобы правильно написать этот суффикс?

2). Синтаксический разбор предложения:

- Часовщик чинит часики для нас.

-Найти однокоренные слова: часики, часовщик. Как они образованы? Какой суффикс вызывает у вас сомнения? (-ик).

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Сказка о суффиксах:

- Жили –были 2брата – 2 суффикса: -ек, -ик. И до того они были похожи друг на друга, что никто не мог их различить и часто путали. Но характеры у них были разные: -ик имел твердый и непреклонный характер; как слово не изменяли, -ик сидел на своем месте в целости и невредимости: ключик, ключика, ключику; ларчик- ларчика, ларчику.

А суффикс –ек был другим. Характер у него мягкий, шаловливый. Ему нравилось меняться до неузнаваемости. Гласный –е- все время выкатывался из слова в косвенных падежах и убегал: орешек, орешка, орешку; дружочек- дружочка, дружочку.

И различать их могли только те, кто хорошо их изучал. Для этого надо проявить усердие, терпение, внимание, настойчивость, старание.

2). Практическая работа:

- Переведите сказку на научный язык. Поможет вам в этом правило в учебнике и запись на доске. (Саша только запись).

И.п. кузнечик человечек

Р.п. кузнечика человечка

3) Работа с правилом в учебнике.

4) Понятие «Беглая гласная».

- Что же происходит с гласной –е- в суффиксе –ек существительных? (убегает)

Давайте посмотрим, только ли в суффиксах она убегает?

Запись на доске: пень – пня, день – дня, сон – сна, огонь – огня ( в корне).

Бывают беглые гласные о-е бывают и в приставках, это отдельная тема. Запись в тетрадях.

5). Практическая работа. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

-На доске слова (в столбик):

Стол, человек, чайник, песок.

-Образуйте от них однокоренные слова с суффиксом –ек, -ик. Что сделали эти суффиксы со словами? (уменьшили, приласкали).

-Какие еще уменьшительно - ласкательные суффиксы вы знаете?

Запись с выделением суффиксов:

Лапушка, перышко, заинька, маменька, шапочка, Ванечка.

В литературе употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов является средством выразительности. Назовите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.(Тургенев. «Бежин луг»).

-Как обосновывали выбор суффикса в словах ? (правило)

6). Работа с текстом. (карточки) Прочтите текст на карточках.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает ч…довищные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищен мощнее, чем зримым своим заборчиком их иголоч…к.

В природе еще много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

-Решите орфографические задачи текста.

6). Физпауза.

Игра «Ванька – встанька». На слова с суффиксом –ек встают девочки, на слова с суффиксом –ик встают мальчики.

-Песочек, песик, дубочек, овражек, мешочек, цветочек, кузнечик, коврик, дворик, годочек, дождик, порожек шарик.

7). Закрепление.

Составление опорной схемы.

-Каков же ваш алгоритм (порядок) действия?

1). Определить суффикс.

2).Если суффикс –ЕК, -ИК, изменить слово.

3). Гласная выпадает – пишем – ЕК.

Гласная не выпадает – пишем – ИК.

- У вас на столе опорные схемы. Допишите их. (Памятки)

8). Занимательный материал.

- Мы с вами попали в страну невыученных уроков. Если не решим грамматические задачи, нам отсюда не выбраться. Помните, в нашей сказке, что нам нужно проявить?

Саша у доски выполняет словообразовательный анализ слов: баклажанчик, помидорчик, колокольчик, мячик, гномик, песочек. (Суффиксы выделены неверно).

Двое других исправляют ошибки в словах: (1 у доски)

арбузек, сыночек, домик, молоточик, столек, садек, листочек.

9).Фотодиктант. Карточки.

 







бегемот

лев

жираф

тигр

кот

заяц

попугай

слон

пингвин

крокодил








Саша: назвать животных, изображенных на фото, ласково, правильно выделить суффиксы. В каких словах 2 суффикса?

Никита и Катя: назвать животных ласково, записать.

-Проверка. Какие слова имеют суффиксы –ек, -ик? Каким правилом пользовались?

10). Самоконтроль.

1. В каком случае пропущена буква И?

1) звоноч…к, 2) денеч…к, 3)калач…к), 4) ножич…к

2. В каком случае пропущена буква Е?

1) молоточ…к, 2)бубенч…к, 3)карандаш…к, 4) чертеж…к

3. В каком случае пропущена буква Е?

1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

4. В каком случае пропущена не такая буква, как в трех основных?

1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3)песоч…к, 4)полушубоч…к

5. В каком случае пишется не такая гласная, как в трех остальных?

1)салат…к, 2) клубоч…к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

6. В каком слове нет суффикса –ЕК?

1) козленоч…к, 2)теленоч…к, 3) ребеноч…к, 4) кирпич…к

7. В каком слове один суффикс?

1)чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

8. В каком слове нет суффикса – ИК?

1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик, 4) борщик

9. В каком слове есть суффикс –ИК?

1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

10. В каком слове есть суффикс –ИК?

1)супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) жираф

11. Д/з : выполнить задания в карточках до конца.

12. Рефлексия.

- Я теперь знаю:

-Я теперь умею:

-Мне было легко…

- У меня вызвало затруднение …

- У меня … настроение.

Всему этому вам помогло терпение, усердие, внимание, настойчивость.

13. Оценивание работы. Благодарю за сотрудничество.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока

Конспект открытого урока iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?»
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по математике
Цель урока: создать условия для формирования у школьников умения находить площадь прямоугольного треугольника

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по теме: «уравнение»
Сообщение цели урока (повторить основные определения и свойства, связанные с понятием «уравнение», закрепить умение решать уравнения,...

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока математики в 1 классе
Ребята, сегодня у нас урок-праздник. И сейчас вы узнаете, кто будет царицей нашего урока, если отгадаете ещё одну загадку

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока в 4 классе по теме: сказка в декоративном искусстве-21. 12. 11г

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока по английскому языку по теме: «Активизация...
Конспект открытого урока по английскому языку по теме: Активизация лексических единиц и речевых оборотов по теме

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока
Организационный момент -good morning boys and girls. I’m glad to see you. How are you?

Конспект открытого урока iconКонспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск