Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год






НазваниеРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год
страница1/6
Дата публикации14.07.2014
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ржавецкая средняя общеобразовательная школа»

Прохоровского района Белгородской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Туряниной Татьяны Захаровны

по предмету «Литературное чтение»

для 4 класса

                                                                 

                                                           

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

2.Примерная программа начального образования по литературному чтению;

3.Авторская программа Л. А. Ефросинина. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.);

4. инструктивно – методическое письмо Департамента образования Белгородской области БелИРО «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

Цель уроков литературного чтения в началь­ных классах:

- помочь ребенку стать читателем;

- подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

-обогатить читательский опыт.

Задачи:

-Обеспечить полноценное восприятие литературного произведения, глубину понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формировать позицию читателя.
- Включать учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения.
- Формировать литературные представления, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- Расширять круг чтения учащихся.
Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка
^ Изменения в программе:

Авторская программа рассчитана на 102 часа в год. В соответствии с учебным планом Ржавецкой средней школы предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе в объёме 3 часов в неделю; количество часов в год – 105 (35 учебных недели). Таким образом, программа увеличена на 3 часа (3 часа добавлено на повторение)

^ Учебно-методический комплект:

Программы Л. А. Ефросининой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2009.).

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2008.

Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений /авт.-сост.Л.А.Ефросинина ,-М.: Вентана-Граф, 2007

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 4 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012

Рабочая программа рассчитана на 105 часов 3 часа в неделю.

Текущий контроль – 8 ч (два урока в четверть) - контрольный урок «Проверь себя» - 4; контрольное тестирование – 4.
^ Формы организации учебного процесса

В процессе изучения курса используются следующие формы организации образовательного процесса:

уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.

^ Форма промежуточной аттестации на конец года

На промежуточную аттестацию в конце учебного года предмет не выносится.

Общая характеристика учебного предмета
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельно­сти: слушании, чтении, говорении, письме.
Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.


Следует обратить внимание еще на один специфичес­кий для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди­ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас­пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм­ме разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художест­венного произведения» разведены, каждый имеет свое со­держание.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская дея­тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

^ В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного; произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

^ Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики
круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие
произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умения и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредметные связи.
Основные линии программы:

  • развитие навыка чтения;

  • развитие восприятия произведения;

  • развитие литературоведческих представлений и понятий;

  • развитие речевых умений;

  • развитие творческой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология». Согласно учебного плана МБОУ «Ржавецкая СОШ» на изучение предмета отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю (35 учебных недель)

^ Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

знать:

  • название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);


называть, приводить примеры:

• сказок народных и литературных;

• стихов и рассказов из круга детского чтения;

различать, сравнивать:

  • произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

  • жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • сказки народные и литературные;

  • словари и справочники;

  • элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстра­ция, оглавление);

• виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

уметь:

  • читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

  • выразительно читать наизусть программные стихо­творения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

  • делить текст на смысловые части и составлять простой план;

  • пересказывать и рассказывать произведение по плану;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев про­изведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;



использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • определять тему и жанр незнакомой книги;

  • работать со справочной литературой.

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии. .

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

^ Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание
собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.


Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. ^ Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение зна­ний и умений в области жанровых особенностей сказки (на­родной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных про­изведений, авторских произведений, разнообразных по жан­рам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастиче­ские превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («до­брый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, при­сказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение

мечты парода.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (ска­зочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно-популярные. Особен­ности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее вообра­жение читателя. Отношение автора к своим героям.

^ Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
^ Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

^ Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
^ Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
^ Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

^ Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюже­там небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
^ Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготов­ленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударе­ния, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаи­ческих произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

^ Работа с текстом. Установление смысловых связей меж­ду частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахож­дение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пере­сказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судь­бе героев на основании собственных предположений, воссоз­дание содержания произведения в форме словесной карти­ны). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
^ Читательские умения (работа с произведением и книгой):

  • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотво­рении, басне, о произведениях устного народного творчества;

  • самостоятельный выбор книги на определенную тему;

  • чтение детской периодики;

  • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.).


Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);

  • с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

  • с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и переддал свое понимание прочитанного.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное...
Данная рабочая программа по литературному чтению разработана для обучения в 3 классе мбоу «Ржавецкая средняя общеобразовательная...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Русский...
Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа По предмету «Литературное чтение» 4 класс на 2013-2014 учебный год
Комплект обучающегося Учебники: Литературное чтение: Э. Э. Кац "Литературное чтение" Учебник для 4 класса в 4 частях, Рабочие тетради...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «литературное чтение» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год
«Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л. Ф. Климановой,...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся...
Принята на заседании Составлена на основе педагогического совета рекомендованной программы

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе Федерального компонента...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа Максименко Ольги Викторовны по предмету «Литературное...
Л. А. Ефросинина М.: Вентана- граф, 2011г., инструктивно-методического письма Департамента образования и Белиро «О преподавании предметов...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 2 класса На 2012 2013 учебный год
Рабочая программа разработана на основе по литературному чтению составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа Туряниной Татьяны Захаровны по предмету «Литературное чтение» для 4 класса 2013-2014 учебный год iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск