Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»






Скачать 275.16 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»
страница1/2
Дата публикации18.07.2014
Размер275.16 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан


Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол №__

«__»_____ 2013год



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____М.В. Кондратьева

«__»_____ 2013год



«Утверждаю»

Директор школы

_____Л.П. Сорокина

Приказ №____

«__»_____ 2013год



^ Рабочая программа учебного предмета

литература

6 класс (базовый уровень)

учителя русского языка и литературы

Бабыкиной Марины Александровны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № __ от

«__» ______2013г.

с. Речное - 2013-2014 уч. год

^ Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»

- Примерной программы по литературе

- Приказа МО и Н РТ от 4 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

- Учебного плана МБОУ – Реченской ООШ Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2013 – 2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 29 августа 2013 года)
^ Назначение программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.


^ Содержательные линии предмета:

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное к природе и человеку и т. Д.).

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Реченская ООШ. Базисный учебный план для образовательных учреждений РТ предусматривает обязательное изучение литературы в 6 классе в объёме 70 часов.

^ Цели обучения литературе:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка.

  • ли

^ Задачи организации учебной деятельности:

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;

  • развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.


^ Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.


^ Учебно-тематический план


Содержание

Количество

часов

Введение

1

^ Устное народное творчество

2

Древнерусская литература

2

^ Литература 18 века

2

Литература 19 века

33

^ Литература 20 века

16

Зарубежная литература

14

Итого

70


^ Содержание тем учебного курса
Введение (1 час)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (2 часа).

Обрядовый фольклор.

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

^ Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

^ Теория литературы.

Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (2 часа).

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

^ Теория литературы.

Летопись (развитие представлений).

Из литературы 18 века (2 часа)

И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над лень и хвастовством. Особенности литературного языка 18 столетия.

^ Теория литературы.

Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

^ Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Из русской литературы 19 века (33 часа).

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник».

Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро».

Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину».

Светлое чувство дружбы – помощь суровых испытаний. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимняя дорога».

Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский».

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора художественный прием.

^ Теория литературы.

Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов .

Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи».

Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «Тучи», «Утес», «Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

^ Теория литературы.

Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

^ Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг».

Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

^ Федор Иванович Тютчев.

Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречие чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…».

Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

^ Афанасий Афанасьевич Фет.

Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

^ Теория литературы.

Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о поэте.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога».

Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

^ Теория литературы.

Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков.

Краткий рассказ о писателе.

«Левша».

Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

^ Теория литературы.

Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий».

Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

^ Теория литературы.

Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…», Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природы. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

^ Теория литературы.

Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературы 20 века (16 часов).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconДанная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании...
Статус документа. Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе 8 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка статус документа Данная рабочая программа по...
Федерального Закона от 29. 12. 2012 г №276- фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по искусству 9 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 4 класс...
Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением...

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 -ого класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по русской...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 -ого класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по истории (9 класс) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории в 9 классе составлена на основании следующих документов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск