Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»






НазваниеТема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»
Дата публикации07.08.2014
Размер65.1 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

учительница Павлова А.В.

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»
Цель: Знакомство со сказочником Далем, с его сказкой «Война грибов с ягодами»;

- привитие и развитие интереса к слову, к новым знаниям, расширение кругозора, обогащение словарного запаса учащихся;

- научить пользоваться справочной литературой;

- бережнее относиться ко всему окружающему, быть толерантными;

- развивать умение определять главную мысль текса.
Оборудование: Выставка книг по творчеству Даля, текст сказки «Война грибов с ягодами», толковые словари Даля, Ожегова, этимологический словарь, словарь иностранных слов, репродукция ягод и грибов, репродукция к сказке, использование мультипроектора.
^ Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков по методике КСО с элементами УДЕ.

Ход урока:

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

III. Выразительное чтение сказки

IV. Составление планов сказки

V. Работа со словарями, с морфемикой

VI. Работа по содержанию текста

VII.Выводы

VIII.Домашняя работа

Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя

Вы уже знаете что Владимиру Ивановичу Далю, известному лексикографу, этнографу, литератору 10 ноября исполнилось 205 лет. Врач, по профессии, он всю свою жизнь собирал меткие слова, выражения, песни, сказки, загадки, сам сочинял повести, сказки.

Известность Далю принесли «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским».

Используя фольклорные сюжеты Даль свободно их изменял, комбинировал, вносил черты сентиментальности в сказочную фантастику. Сказки стали поводом для знакомства с А.С.Пушкиным. Даль подарил Пушкину сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин прислал Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику казаку Луганскому - сказочник А.Пушкин».

По свидетельству историков, «За словарь свой Даль принялся по настоянию Пушкина».

Итак, мы знали Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка», а сегодня познакомимся с одной из его сказок «Война грибов с ягодами» и будем анализировать его с разных сторон. Сначала разделимся на рабочие группы (3 группы).


  1. Выразительное чтение сказки.

  2. Составление плана сказки

  1. Красным летом в лесу всего много.

  2. Гриб – боровик гневается.

  3. Задумал-загадал боровик войну.

  4. Отказ некоторых грибов от войны.

  5. Рать груздевая подымается на войну.

  6. Почему грибы и ягоды перестали воевать.



V. Работа со словарями, с морфемикой

При чтении сказки нам повстречались незнакомые слова, т.е. слова, значение которых мы не знаем. Но прежде чем обратиться к словарям, давайте разделим главных героев на два лагеря.

- По каким критериям мы их разделим на эти лагеря?

Ягоды Грибы

Земляника Боровик

Черника Волнушки

Малина Опята

Ежевика Сморчки

Черная смородина Грузди
- Все ли ягоды вам знакомы? Какие из этих названных ягод произрастают у нас?

- Давайте найдем в толковых словарях лексическое значение слов, обозначающих названия ягод.
Земляника – травянистое растение, дающее душистые сладкие ягоды розовато-красного цвета, а также сами ягоды.
- Почему ягоды называются земляникой? Чтобы узнать это, сделаем морфемный разбор. Корень слова земл – (значит растет на земле).
Черника – мелкий полукустарник семейства брусничных с круглыми, черно-синими сладкими ягодами, а также ягоды его.

- Корень слова черн - догадались, почему ягоды называются черникой? (по цвету ягод).
Малина – кустарниковое растение со сладкими, обычно красными ягодами, а также ягода его.

А теперь нам нужен этимологический словарь, для того, чтобы узнать, этимологию, т.е. происхождение слов. В этимологическом словаре слово малина образовано от прилагательного «малый, небольшой», поскольку ягоды малины состоят из «малых» частей.

Ежевика - колючий кустарник со съедобными черными ягодами, а также ягоды этого кустарника.

Образовано от слова ежовый «похожий на ежа», «имеющий колючки».
Смородина – кустарник со съедобными кисловато-сладкими ягодами, а также самые ягоды.

Образовано от древнерусского слова смородъ (смрад) «сильный запах», вероятно название смородина получила прежде всего по ее запаху.

Этимологический словарь нам нужен для определения происхождения, образования слов. Значит, когда мы не знаем что обозначает слово, то нужно обращаться к этому словарю.

- А теперь обратимся к названиям грибов.

Боровик - белый гриб

Волнушки – род съедобных пластинчатых грибов. От древнерусского слова «вовна» - шерсть, шерстистая, мохнатая.

^ Опенок – съедобный гриб на тонкой ножке, растущий группами у корней деревьев, на пнях, около пней (отсюда их название).

Сморчок – съедобный гриб с морщинистой шляпкой (морщина).

^ Груздь – съедобный гриб с широкой белой мохнатой, немного слизистой шляпкой. От церковнославянского – грудие, груда, куча потому что растут семьями, кучами.
Кроме названий ягод, грибов в сказке встречаются еще и другие незнакомые вам слова. Какие слова? (пыжится, дуется, прет, вздымается, снарядиться, рать). Давайте найдем их в толковом словаре.
Пыжится – важничает, держит себя напыщенно.

Дуется – выражать своим внешним видом неудовольствие.

^ Прет – (просторечное) выходит.

Вздымается – поднимается кверху.

Снарядиться – запастись, собраться.

Рать – войско.
Все эти слова относятся к грибам. А значение какого слова, относящееся к ягодам, вам не понятно?

Кичливая – заносчивая, высокомерная.
^ VI. Работа по содержанию текста

Краткий пересказ текста сказки по плану.

- Почему в лесу всего было много?

- Из-за чего собрался идти войной против ягод гриб-боровик?

- Какие грибы отказались от участия в войне и по каким причинам?

- Какие из грибов согласились идти на войну и при помощью чего они намерены воевать? (шапками закидаем, пятой затопчем).
^ VII.Выводы по тексту

- А плохо ли когда в лесу бывает много ягод и грибов?

- Все ли грибы и ягоды растущие у нас съедобны? Какие несъедобные ягоды и грибы вы знаете?

Вспомните классный час, посвященный Дню знаний, когда мы на импровизированном уроке биологии поговорили о них. (ягоды дурмана, дикого паслена, ландыша, ягоды комнатных цветов, гриб-мухомор, поганка, желчный гриб, и др.).

Мы из сказки узнаем о том, что грибы хотели воевать с ягодами из – за зависти, из-за своей кичливости. А в природе все должно быть гармоничным. Если что-нибудь из природы исчезнет, то это будет сказываться и на других. Это относится и к людям. На земле нет ничего лишнего. Каждый рождается для чего –то и для каждого на земле должно быть свое место под солнцем. Поэтому, никто ни над кем не должен кичиться.

Все люди должны быть толерантными к другим. Теперь обратимся к словарю иностранных слов и найдем значение слов гармония и толерантность.

Гармония- соразмерность

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Значит быть толерантными означает, что мы должны относиться к людям другой веры, расы терпимее, с пониманием.
Эта сказка учит нас многому. Не зря же в народе говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сегодня на уроке мы научились осмысленному чтению текста, провели анализ слов, научились пользоваться словарями.

^ VIII.Домашняя работа

1. Из I абзаца текста найти слова с безударными гласными в корне, объяснить правописание путем подбора однокоренных слов.

2. Найти и прочитать другие сказки Даля.
Если останется время, можно:

    1. Произвести фонетический разбор слова: распевает

    2. Найти в I абзаце текст слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объяснить.

    3. Объяснить пунктуацию.

    4. Определить, что такое «красное лето»? Нарисовать свое представление о красном лете.

5. Найти в словарях, что означают эти слова, ведь разобрала их тетка Варвара по родам по званию, узнать как их употребляют в пищу.

Волнушки – (в кадушку - солят, отваривают).

Опенки - (в бочонки, растут на древесине)

Сморчки - (в бурачки – жарят, варят, тушат)

Груздки – (в кузовки- солят, маринуют, предварительно вымочив)

Боровик - (в вязку варят, маринуют, солят и в свежем виде употребляют)
Можно рассказать и о том, что в белом грибе (боровичке) обнаружены антибиотики, смертельные для палочки Коха. Имеются также данные, что этот гриб содержит и противоопухолевые вещества.

Белый гриб в народе называют боровиком, коровкой, медвежатником, глухарем, печурой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconМетодические рекомендации к уроку литературного чтения в 4 классе...
«Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» icon«Война грибов с ягодами». Русская народная сказка в литературной обработке В. И. Даля
Гарайшина Ирина Непесовна, учитель начальных классов мбоу «сош №22» г. Октябрьский РеспубликаБашкортостан, электронный адрес

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» icon«Война грибов с ягодами» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconРазработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные...

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconКомплексный анализ текста
Обучающие: Расширять и углублять знания учащихся по теме «Комплексный анализ текста». Формировать устойчивый познавательный интерес...

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconУрок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconУрок комплексного анализа текста. Оборудование: текст рассказа Михаила...
Тема: комплексный анализ текста при повторении темы «сложные предложения с разными видами связи»

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconУрок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах
Цели и задачи урока: 1 повторить и обобщить знания уч-ся по различным разделам современного русского языка, как-то: морфологии, словообразованию,...

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconПояснительная записка направление : урок русского языка в 11 классе...
Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является...

Тема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами» iconКонспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория:...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск