«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия






Скачать 61.46 Kb.
Название«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия
Дата публикации09.08.2014
Размер61.46 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
Работа с крылатыми словами в начальной школе

Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно-выразительных средств.

Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, так как многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

Фразеология как самостоятельный раздел русского языка в начальной школе не изучается. Дети лишь объясняют значения отдельных встретившихся в том или ином тексте фразеологизмов, не рассматривая их семантико-грамматические признаки, особенности употребления в речи.

Фразеологическая работа должна вестись не эпизодически, а в системе уже на ранней ступени обучения. Большие возможности заключают в себе уроки русского языка и внеклассные занятия (они имеют значительные преимущества перед уроками, поскольку допускают свободу в выборе методов и приемов организации деятельности детей), Работа будет эффективнее и интереснее, если учителю удастся использовать межпредметные связи: уроки русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства.

В 1 классе термин «фразеологизм» целесообразнее заменить термином «крылатые слова» (это слова, которые «как бы перелетают из предложения в предложение, не изменяя ни своего состава, ни грамматических форм».

Во 2 классе, когда сущность подобных сочетаний будет более понятна детям, уместно познакомить их с «серьезным» лингвистическим термином, дав его в близкой младшим школьникам интерпретации. В 1-2 классах на уроках можно проводить пятиминутки

«К словам с крыльями» На уроке по теме «Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия.

«Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: « Пойдем да пойдем! Говорит, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел! Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову! У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать». (Попались на удочку!)

На внеклассных занятиях по предмету дети знакомятся с происхождением выражений, в которых отразилась история русского народа (спустя рукава, засучив рукава, попал в просак, шиворот-навыворот, кричать во всю ивановскую, тянуть канитель,бить баклуши) проводятся викторины, конкурсы, цель которых – довести до сознания детей различия между свободными словосочетаниями и фразеологическими, обратить внимание на образность, семантическую целостность последних. Например, одно из занятий можно посвятить сказочным фразеологизмам, устойчивым сочетаниям, которые стали «крылатыми» благодаря сказкам, но подверглись в большинстве случаев переосмыслению

( за тридевять земель – «очень далеко», молочные реки и кисельные берега- «об изобилий», пройти огонь и воду (и медные трубы) –«испытать трудности», по моему хотению – «чудесным образом, само собой, как в сказке», принцесса на горошине «капризный, изнеженный человек»). В 3 классе важно акцентировать внимание детей на употреблении фразеологизмов в собственной речи, особенно на использовании их как ярких выразительных средств в художественной литературе.

Огромный интерес вызывают у школьников повесть Э.Успенского «Дяди Федор, пес и кот», по которой можно провести лингвистический КВН.

Перед КВН дети должны прочитать повесть-сказку Э.Успенского и нарисовать наиболее понравившегося героя. Класс делится на две команды, каждая команда придумывает заранее свое название, связанное с темой КВНа.

КВН открывается песней из мультфильма «Если б не было зимы в городах и селах …»

В небольшой вступительной беседе выясняется, понравилась ли детям повесть и почему, сообщается тема и цель внеклассного занятия:

- Сегодня мы еще раз посетим Простоквашино, встретимся с милыми, добрыми его жителями. Попытаемся обратить внимание на то, как автор делает свое повествование таким интересным и смешным, как он добивается комического эффекта.

Ребята, судя по вашим рисункам, больше всех вам понравился Матроскин. А почему?

В русском языке много интересных фразеологизмов, включающих в себя слова кот, кошка, наверное, потому, что кот – издавна любимое домашнее животное человека.

Задание 1. Вспомните фразеологизмы со словами кот, кошка, объясните их значения.

А поможет вам в этом «Фразеологический словарь русского языка»

. Дети выписывают фразеологизмы: кот наплакал – «очень мало», купить кота в мешке – «приобретать что-либо, не видя, не зная заранее ничего о качестве приобретаемого», как кошка с собакой – «в постоянной ссоре, вражде», как угорелая кошка – «бессмысленно» (бегать, метаться)», черная кошка пробежала (между кем-либо) – «произошла ссора», кошки скребут на душе - «кому-либо грустно, тоскливо», играть в кошки-мышки – «хитрить, лукавить», тянуть кота за хвост – «нудно, медленно говорить».

Задание 2. Объясните значение выделенных фразеологизмов.

Команды получают по три отрывка с фразеологизмами:

1. (Шарик) – Он в Африку уехал. В командировку. Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись.

2. – А ты, мальчик, чей? Ты откуда к нам в деревню попал?

Дядя Федор отвечает: - Я ничей. ^ Я сам по себе мальчик. Свой собственный. Я из города приехал.

3. – Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками.

Дети объясняют значение приведенных фразеологизмов: характерами не сошлись «не понимали друг друга, все время ссорились, не нашли общего языка»; сам по себе – (живет) самостоятельно, независимо ни от кого; вверх тормашками – «кувырком, головой вниз»

Задание 3. Какие фразеологизмы употребляет Эдуард Успенский в приведенных отрывках? Как писатель «оживляет» привычные фразеологизмы?

1. Шарик даже в обморок упал от удивления. Потом вскочил от обморока. (Фразеологизм упал в обморок имеет значение «потерял сознание». Выразительность фразеологизма, переносный смысл подчеркиваются словом с противоположным значением – вскочил. Это слово образует свободное словосочетание, а не фразеологизм.)

Задание 4. Как вы понимаете значение выделенного сочетания слов.

1.- Причем тут Новый год? – говорит Матроскин.

– Просто она белены объелась или хмеля.

Можно познакомить детей с этимологией этого фразеологизма, описанной в книге Э.А.Вартаньяна «Из жизни слов»:

« …В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветами с неприятным запахом. Это и есть белена – очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится как бы безумным: бредит, буйствует и нередко умирает».

Теперь вам, вероятно, понятно, почему выражение он, точно белены объелся, применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, чудакам, к тем, у кого «ум за разум зашел».

В русском языке немало выразительных предложений (их тоже можно считать фразеологическими), которые очень точно, метко характеризуют душевное состояние, настроение человека, позволяют выразить отношение у другим людям. Такие предложения есть и в повести Э.Успенского.

Задание 5.

1. О ком говорит дядя Федор? Что необычного в употреблении первого предложения?

- Тр-тр-восемь дыр! Чтоб ему пусто было, инженеру Тяпкину!

Тр-тр-восемь дыр! – так обычно говорят о любителях поболтать. Э.Успенский же этой фразой подчеркивает аппетит «тр-тр Мити».

2. Как вы понимаете значение предложений:

Пудель из Шарика получился – хоть сейчас на выставку! А самому так плохо - хоть караул кричи. Замените предложения близкими по значению предложениями или словами. Какие из них более выразительны?

Внеклассные занятия по фразеологии можно провести по сказкам А.С.Пушкина, произведениям современных писателей.

Фразеологизмы, по выражению В.Г.Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия icon4. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания....
И слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни, по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconРусская литература эпохи Просвещения
Команда должна придумать название, выбрать капитана и подготовить домашнее задание: подготовить оригинальный текст-рекламу на одно...

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия icon«Дружная семья»
Задание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать те, на которых изображена дружная семья, и отметить их знаком «+»

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconЦель: определение основной направленности ценностных ориентаций детей
Детям необходимо выбрать одно желание из четырех. Выбор нужно назвать или подчеркнуть

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconУважаемые участники и координаторы олимпиады!
Некоторые устойчивые словосочетания «помещают» животных в определенные места. Например, (бежать) как крыса с тонущего корабля

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия icon«Словосочетание и предложение – синтаксические единицы». Работа составлена...
Здравствуйте, четвероклассники! Отправляю вам задания на время больничного и на каникулы. Поправляйтесь! До встречи в гимназии. Наталья...

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconИсповедь
Гостям предлагается выбрать для себя вопрос, прочесть его, затем выбрать для себя карточку с ответом и также вслух прочесть всем...

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconВсе хотели узнать, что написано на большой плоской косточке. 9
Задание Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до конца

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия iconКурсы «Оператор пк». Microsoft Office Word. Занятие 6 Преподаватель
Для добавления таблицы нужно перейти на вкладку Вставка и нажать кнопку Таблица. Откроется окно, в котором можно выбрать нужное количество...

«Текст» во 2 классе предлагается задание, в котором нужно выделить все устойчивые словосочетания и одно из них выбрать для заглавия icon1← 2-й проверяет Учащиеся по карточкам проверяют диктанты своих товарищей....
Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. Текст для диктанта...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск