Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение»






Скачать 448.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение»
страница1/3
Дата публикации12.08.2014
Размер448.72 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРУКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Согласовано

руководитель МО

_______________________

«__» ___________2013

 

Согласовано

зам. директора по УВР

_________А.Ш. Янтурина

«__» ____________2013

Утверждаю

директор школы:

______________Э.Х. Каримова

«__» ____________2013

Предмет Литературное чтение

Начальное общее образование

срок реализации программы 1 год

класс ^ 4

учитель Яппарова Альмира Фаритовна

2013 год

Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «литературное чтение» в средней школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами.
c:\documents and settings\асия\мои документы\мои рисунки\изображение 027.jpg
Областной базисный план, утверждённый приказом Главного управления образования и науки Челябинской области (Приказ № 04-997 от 16 июня 2011 г.

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «литературное чтение» в 2013 -2014 учебном году (Приложение № 18)

c:\documents and settings\асия\мои документы\мои рисунки\изображение 027.jpg

Положение о рабочей программе по МБОУ «Урукульская СОШ» на 2013 -2014 учебный год (Приказ № 241 от 30.08.2013 г)

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению» (базовый уровень).

Количество учебных часов: 105 часо

Таблица тематического распределения количества часов



Разделы

Количество часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1.

Книга в мировой культуре




4

2.

Истоки литературного творчества




13

2.1

Притчи разных народов




5

2.2

Былины




3

2.3

Мифы




3

2.4

Сказки разных народов




2

3.

О Родине, о подвигах, о славе




9

4.

Жить по совести, любя друг друга




9

5.

Литературная сказка




17

5.1

Сказки братьев Гримм




3

5.2

Сказки Ш.Перро




3

5.3

Сказки Г.-Х.Андерсен




6

5.4

Сказки зарубежных писателей




5

6.

Великие русские писатели




28

6.1

А.С.Пушкин




9

6.2

Ф.И.Тютчев




2

6.3

М.Ю.Лермонтов




5

6.4

Л.Н.Толстой




6

6.5

И.С.Никитин




2

6.6

И.А.Бунин




2

6.7

Н.А.Некрасов




1

6.8

И.А.Крылов




1

7.

Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения




5




ИТОГО

102

85


Содержание обучения:

Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач – сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение – это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» для 1-4 классов и программы, которая включает следующие разделы:

1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся ».

Каждый из разделов имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание.

В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы.

Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания.

Произведения для чтения в 1-4 классах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).

Круг чтения от класса к классу расширяется с учетом читательских возможностей учащихся, их знаний об окружающем мире. В круг чтения входят произведения о детях, взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и веселых играх, приключениях, о природе, ее охране, истории нашей Родины. Разнообразная тематика чтения помогает ребенку накопить необходимый социально-нравственный опыт, обрести качества, необходимые для развития читательской самостоятельности.

В круг детского чтения включаются произведения, имеющие большое нравственно-эстетическое значение для младших школьников. Подобная направленность уроков литературного чтения находит отражение в тематике и структурировании содержания учебных книг.

Второй раздел ориентирован на развитие речевой культуры учащихся и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения формируется поэтапно: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое, как умственное действие, протекает во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения идет постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приемы чтения в пределах слова (чтение целыми словами), учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приемами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается прием чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвертом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идет овладение рациональными приемами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение.

Кроме навыка чтения и речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного и др.), учащиеся в процессе решения разнообразных коммуникативно-речевых задач, возникающих при чтении, овладевают приемами выразительного чтения. Дети обучаются переносу данных приемов из сферы устно-речевого общения в сферу чтения текстов.

Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения рассматривается как важный принцип обучения. Он стимулирует проведение уроков чтения как уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

Раздел программы «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» отражает еще один важный принцип нового курса «Литературное чтение» – художественно-эстетический. Он определяет не только стратегию отбора произведений для детского чтения, но и саму систему работы с произведением. Методический аппарат учебников нацелен на то, чтобы научить детей различать художественный и познавательный тексты. При чтении художественной литературы внимание учеников привлекается к тому, что перед ними не просто познавательно интересный текст, а произведение словесного искусства, которое способно раскрыть перед читателем все богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождать чувство красоты и гармонии. Художественное произведение учит понимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, помогает ребенку сформировать собственное отношение к действительности. Художественно-эстетический принциппредполагает активное использование на уроках произведений не только словесного искусства, но и других видов искусства.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощенный в слове.

Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя. Ребенок постепенно начинает осознавать слово как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

На художественно-эстетическое развитие детей большое влияние оказывает методика работы с литературным произведением. Анализ произведения, предметом рассмотрения которого являются лишь отдельные средства художественной выразительности, выпадающие из образной ткани целостного художественного текста, обычно является малоэффективным приемом.

В системе «литературного чтения» работа над художественным произведением не сводится к анализу отдельных эпитетов, сравнений, олицетворений и других средств художественной выразительности.

Слово при анализе художественного текста рассматривается не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его.

Реализация вышеуказанного принципа дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути – разные уровни погружения в текст:

- уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);

- уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя);

- уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного).

По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя. В указанном разделе программы учитель найдет умения, связанные с непосредственным наблюдением за миром природы, поведением человека, животных и др. Эти умения необходимы учащимся, так как они помогают им лучше, полнее и ярче воссоздать содержание художественных текстов при чтении.

Следует отметить, что характер и полнота восприятия литературного произведения зависят не только от умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом, но и от собственного опыта конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Это связано с тем, что литература – интеллектуально наиболее сложный вид искусства. Восприятие содержания художественных произведений строится на основе текста, т. е. носит опосредованный характер, читатель получает наслаждение от чтения лишь в том случае, если художественные образы связываются, ассоциируются во время чтения с живыми представлениями.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Последний раздел программы – «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся» – ориентирует учителя на обеспечение качественного уровня формируемых навыков и умений.

В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение –общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. Скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту для учащихся, оканчивающих начальную школу, позволит им чувствовать себя комфортно, так как достигнутый уровень навыка чтения поможет им извлекать смысловую информацию из текста при самостоятельном чтении.

В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «Русский язык»
Преподавание учебного предмета «Русский язык» в начальной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами...

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconРабочая программа литературное чтение 1 5 классы I вида (для детей,...
Изучение предмета «Литературное чтение» направлено на достижение следующих целей

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconРабочая программа Михайловой Надежды Михайловны учителя физики, математики,...
Преподавание учебного предмета «Геометрия» в основной школе (7-9 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconКлиманова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы
Пояснительная записка (цели и задачи курса математики, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебной программы Л. А. Ефросининой «Литературное...

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconПояснительная записка по литературному чтению рабочая программа предмета «Литературное чтение»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconПояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 2-го класса рассчитана на 136 ч. (по 4 часа в неделю, 34 недели)...

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconПояснительная записка (1-4 классы) рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению начального...
Программа предназначена обучению литературному чтению по умк «Литературное чтение» 3 класс детей 9-10 лет в течении 1 учебного года...

Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе Примерной программы основного общего...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск