Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература»






Скачать 198.41 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература»
Дата публикации27.08.2014
Размер198.41 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Литература > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет



      1. УТВЕРЖДАЮ





Проректор по учебной работе




________________В.П. Гарькин




«____»_______________ 2014 г.


  1. ^

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

  2. ПО ЛИТЕРАТУРЕ



(для поступающих на базе среднего (полного) общего образования (11 класс))

Форма обучения

Очная

Самара

2014

Аннотация программы
Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45.03.01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература». Абитуриент должен продемонстрировать свою осведомленность об основных этапах развития отечественной литературы, знание программных художественных произведений, умение анализировать литературный текст, понимание своеобразия системных связей отдельных элементов, владение литературоведческой терминологией в той степени, в какой предусматривает школьная программа.

Программа опирается на базовую программу по литературе для средней школы и Госстандарт общего образования и является основной для проведения письменного (сочинение) и устного экзамена по литературе для поступающих в Самарский государственный университет.

Председатель предметной комиссии Л.Б. Карпенко

Составитель программы Т.В. Журчева

^ Теоретические понятия, необходимые абитуриентам


  1. Понятие «художественный текст». Умение распознавать и выделять его из других текстов.

  2. Роды и жанры литературы:определение лирики, эпоса, драмы; определение жанров в каждом из литературных родов; лирика: элегия, идиллия, ода, послание, песня, поэма и др.; эпос: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея и др.; драма: комедия, драма, трагедия.

  3. Автор, повествователь, рассказчик.

  4. Художественныйобраз.

  5. Герой, сюжет и композиция: герой, персонаж, тип; способы характеристик героя (герой в оценке других героев; герой в оценке автора; самооценка героя, выражающаяся в многообразных формах художественной речи: (прямой, несобственно-прямой, косвенной), портрет героя, его поведенческая характеристика); сюжет и фабула; сюжет и композиция;художественное время (время героя, историческое время, календарное время, грамматическое время, время восприятия) и художественное пространство (картина мира, пейзажи и интерьеры, тела и вещи).

  6. Своеобразие стихотворной речи: размер, рифма, строфа;

  7. Лирический герой (знать определение, уметь пояснить на примере).

  8. Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, антитеза, гипербола, гротеск (знать определение, уметь привести примеры, уметь найти в тексте).

  9. Символ (знать определение, уметь привести примеры).

  10. Аллегория (знать определение, уметь привести примеры).

  11. Литературные направления: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм (знать определения, уметь привести примеры произведений, относящихся к названным литературным направлениям).


^ Перечень произведений для обязательного прочтения
Грибоедов А.С.

«Горе от ума». Конфликт и его реализация в действии. Мотив ума и мотив безумия Чацкого. Барская Москва. Противоречивость натуры и характера Софьи. Чацкий и Молчалин — два пути. Стилевые особенности комедии. Критика: Гончаров И.А. «Мильон терзаний».
^ Жуковский В.А.

«Светлана», «Эолова арфа», «Море», «Вечер», «Невыразимое». Жуковский - поэт-романтик. Своеобразие романтизма. Характеристика жанров баллады и элегии.
^ Пушкин А.С.

Лирика. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «В Сибирь», «К Вельможе», «Узник», «19 октября 1825 года», «Дельвигу», «Пущину», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Осень», «Зимняя дорога», «Тучи», «К морю», «Погасло дневное светило», «Моя родословная», «Подражание корану», «Пророк», «Талисман», «Памятник», «Анчар», «Арион», «Вновь я посетил».Жанровое (элегия, ода, послание, сонет) и тематическое (любовь, дружба, вольность, природа, поэт и поэзия) многообразие лирики Пушкина. Характер лирического героя, его понимание свободы, любви, жизни, смерти. «Евгений Онегин». Роман в стихах как специфическое жанровое образование. Своеобразие композиции. Образ автора и его роль в романе. Функции «лирических отступлений. Татьяна - воплощение авторского идеала. Онегин как образ современника и перспектива будущего в нём. Критика:Белинский В.Г. «Сочинения А.С.Пушкина» (ст. 8 и 9).
«Цыганы». Романтический конфликт. Романтический герой. Автор и герой в романтической поэме. «Медный всадник». Конфликт человека и власти, неоднозначное его разрешение в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта. «Дубровский», «Капитанская дочка» (по выбору).
Проблема нравственного долга, верности, чести. Дворянство и народ. Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Особенности повествовательной манеры. Композиция и система образов. «Станционный смотритель».
Тема «маленького человека» в произведениях Пушкина.
^ Лермонтов М.Ю.

Лирика. «Бородино», «Валерик», «Завещание», «Родина», «И скучно, и грустно...», «Утёс», «Листок», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк». Образ лирического героя в лирике Лермонтова. Философская проблематика лермонтовской поэзии. Романтизм Лермонтова: напряженный драматизм, мотивы неразделённого чувства, измены. Принципы романтического контраста, антитезы покоя и деятельности, земного и небесного. Проблема добра и зла. Биографизм любовной лирики. Идея созидания и творчества: Тема поэта и поэзии: Природа как соответствие духовной жизни человека или контраст душевному состоянию лирического героя. Мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности:
«Мцыри». Тема свободы в романтической поэме. Композиция. Образ Мцыри - романтический образ, «идеал» поэта. «Герой нашего времени». Сложное композиционное построение. Сюжет и фабула. Смысл названия. Исповедальная форма дневника. Система «двойников» как основной принцип построения системы образов романа, создание типического «портрета поколения». Женские образы в романе. Природа в романе. Повесть «Фаталист» как кульминация проблемы судьбы. Критика: Белинский В.Г. «Стихотворения М.Ю.Лермонтова», «Герой нашего времени», «Сочинения М.Лермонтова».
^ Гоголь Н.В.

«Шинель». Образ Петербурга как носитель зла. Виды и способы выражения фантастического. Традиции и новаторство в изображении «образа маленького человека». «Ревизор». Своеобразие конфликта в комедии. Страх как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Мир чиновников в пьесе. Хлестаков и хлестаковщина. «Мёртвые души». Смысл заглавия поэмы. Жанровое своеобразие. Особенности композиции. Образ дороги. Лирические отступления. Способы создания характеров в поэме. Своеобразие типизации. Сатирическое изображение мира «мертвых душ». Образ России. Образ народа. Автор-повествователь. Единство сатирических и лирических начал как воплощение авторского замысла.
^ Островский А.Н.

«Гроза», «Бесприданница» (по выбору). Смысл названия. Своеобразие конфликта. Система образов. Борьба личности за право быть свободной, жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества в «Грозе». Быт и нравы русской провинции, трагическая судьба Ларисы в мире денег в «Бесприданнице». Критика: Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве».
^ Гончаров И.А.

«Обломов». Роман Гончарова, его особенности. Художественное время и пространство. Композиция, стилевое своеобразие частей романа. Обломов и Захар - тема духовного омертвения. Своеобразие темы любви в романе. Символика в произведении. Женские образы в романе. Монографический характер повествования. Центростремительный сюжет.
Критика: Добролюбов Н.А. Что такое «обломовщина»?
^ Тургенев И.С.

«Отцы и дети». Смысл названия. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова. Любовный конфликт как отражение идейных исканий героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Композиция. Функция природы в романе. Портретные характеристики персонажей. Женские образы в романе. Братья Кирсановы. Критика: Писарев Д.И. «Базаров».
^ Лесков Н.С.

«Левша». Сказовая манера повествования. Образ Левши как проявление народного характера.
Тютчев Ф.И.

Лирика. «Полдень», «Весенние воды», «Осенний вечер», «О, как убийственно мы любим...», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил Вас...», «Silentium», «Наш век». Философская природа лирики Тютчева. Темы любви и природы.
Фет А.А.

Лирика. «Осень», «Прости - и всё забудь...», «Хоть счастие судьбой даровано не мне...», «На заре ты ее не буди...», «Шёпот, робкое дыханье...», «В лунном сиянии», «Музе», «Какие-то носятся звуки...». Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха.
^ Некрасов Н.А.

Лирика. «Коробейники», «У парадного подъезда», «Железная дорога», «Тройка», «В дороге», «Родина», «Несжатая полоса», «Забытая деревня», «Умру я скоро...», «Нравственный человек». Тема народа, родины в поэзии Некрасова. Авторская позиция. «Кому на Руси жить хорошо».
Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Изображение народной жизни. Многообразие персонажных типов. Сатирические портреты «хозяев жизни». Проблема счастья, долга, смысла жизни. Народность поэмы. Своеобразие стиля.
^ Салтыков-Щедрин М.Е.

Сказки: «Как мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве» (2-3 по выбору). Социальное и общечеловеческое в сказках. Обличение самодурства, произвола, обывательщины. Злободневность, политическая острота сказок. Своеобразие жанра. «История одного города». Сатирическое обличение градоначальников. Образ народа. Отношение автора к народу. Образ города Глупова.
^ Достоевский Ф.М.

«Преступление и наказание». Нравственно-философская проблематика. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Трагическое противоречие характера главного героя. Преступление и наказание в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская позиция писателя. Способы воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского - город угнетенных и оскорбленных.
^ Толстой Л.Н.

«Война и мир». Смысл названия романа. Символическое значение понятий «война» и «мир». Жанровое своеобразие. Внутренние побуждения героев и объективный результат их поступков. Духовные искания толстовских героев. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Образы героев, бедных человеческим содержанием: Берг, Анатоль и Элен Курагины, Шерер и др. Смысл противостояния Кутузова и Наполеона в романе. «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе. Изображение «народной войны» в романе.
^ Чехов А.П.

«Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Ионыч», «Человек в футляре». Художественное исследование духовного мира личности. Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, сценичный диалог, знаменательные фамилии, прием пародирования. Лиризм и экспрессивность.
«Вишневый сад». Жанровое своеобразие, особенность конфликта. Тема разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Образ сада.
^ Бунин И.А.

«Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» (2-3 рассказа по выбору). Лирико-философское решение темы умирающих «дворянских гнезд». Концепция любви как главного события в жизни личности. Критика бездуховности буржуазного мира.
^ Куприн А.И.

«Гранатовый браслет», «Олеся» (по выбору). Романтическая концепция любви в творчестве Куприна.
Горький А.М.

«Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Философско-этический идеал личности в раннем творчестве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Философское осмысление проблемы истинной и ложной свободы, жанр легенд, сказок, песен. «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы: спор о человеке. Своеобразие конфликта. Художественное мастерство Горького.
Блок А.А.

Лирика: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Предчувствую тебя, года проходят мимо...», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика». «Незнакомка», «На железной дороге». «Рождённые в года глухие...». «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, весна без конца и без краю...», «Русь», «Россия». Символизм и его отражение в творчестве Блока. Тема Прекрасной Дамы. Тема России. Образ лирического героя. «Двенадцать». Философская проблематика поэмы. Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика.
^ Гумилёв Н.С.

Лирика. «Капитаны», «Рабочий», «Озеро Чад», «Заблудившийся трамвай», «К синей звезде». Акмеизм и его отражение в творчестве Гумилева. Своеобразие образа лирического героя.
^ Ахматова А.А.

Лирика. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Сероглазый король», «Звенела музыка в саду», «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне ни к чему одические рати...». «Реквием». Акмеизм и его влияние на творчество Ахматовой. Любовь и творчество – центральные темы лирики. Своеобразие лирической героини Ахматовой. Отражение трагических конфликтов эпохи в творчестве поэтессы.
^ Маяковский В.В.

Лирика. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Нате!», «О дряни», «Хорошее отношение к лошадям», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии...», «Прозаседавшиеся». «Облако в штанах». Футуризм и его отражение в творчестве Маяковского. Конфликт человека с миром как центральная тема ранней лирики. Тема безмерности любовной муки. Черты избранничества лирического героя. Тема поэта и поэзии. Сатирическая тема.
^ Есенин С.А.

Лирика.«Гой ты, Русь моя родная...», «Сорокоуст», «Письмо к матери», «Шагане ты моя, Шагане...», «Русь советская», «Русь уходящая», «Я иду дорогой, на затылке кепи...», «Каждый труд благослови, удача!», «Не жалею, не зову, не плачу...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
«Анна Снегина». Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Мелодизм и метафоричность стиля. Освоение новых идей, духовных ценностей. Образ родины в поэзии Есенина. Мотив преображения России. Тема природы.
^ Цветаева М.И.

Лирика. «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Я знаю правду. Все прежние правды - прочь!..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Маяковскому», «Стихи к сыну», «Родина», «Сад», «Народ» (из стихов о Чехии). Философская глубина восприятия мира. Чувство родины.убежденность в высокой миссии поэзии.
^ Замятин Е.И.

«Мы». Роман-предостережение. Единое Государство, роль Благодетеля. Тема диктатора и толпы. Человек в пространстве Единого Государства. Судьба героев.

^ Шолохов М.А.

«Тихий Дон». «Поднятая целина» (по выбору). Роман-эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа, яркость языка. «Судьба человека». Правда о войне. Мужество, сила характера, человечность в образе Андрея Соколова.
^ Фадеев А.А.

«Разгром». Роман о гражданской войне. Образы партизан. Проблема гуманизма.
Булгаков М.А.

«Собачье сердце». Сатира на примитивизм, невежество, умственную ограниченность (Шариковы, Швондеры). Соединение фантастики с острым бытовым гротеском. «Мастер и Маргарита». Особенности жанра романа (сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая судьба героев в конфликте с окружающей пошлостью. «Дни Турбиных». Герои и время. Трагедия героев.
^ Платонов А.П.

«Котлован». Условность художественного мира повести. Строительство утопического города счастья и полная разочарований действительность. Критика догматизма, бюрократии. Сплав лирики и сатиры.
^ Твардовский А.Т.

«Василий Тёркин» (главы). Народность поэзии Твардовского. Тема бессмертия воинского подвига. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих.
^ Солженицын А.И.

«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» (по выбору). Человек в тоталитарном государстве. Конфликт человека и власти. Проблема нравственного выбора.
^ Литература 1960 - 1990-х годов

(1-2 произведения по выбору)

Осмысление трагической судьбы человека в условиях тоталитарной системы. Произведения о войне: судьба героя, размышления автора над проблемой «человек и война». Нравственная проблематика в произведениях этого периода. Поиски гармонии, идеала.
^ Произведения для выбора:Шаламов В. «Колымские рассказы»; Астафьев В. «Прокляты и убиты»; Курочкин В. «На войне как на войне»; Гроссман В. «Жизнь и судьба»; Войнович В. «Необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»; Искандер Ф. «Сандро из Чегема» (главы из романа); Распутин В. «Прощание с Матёрой»; Трифонов Ю. «Обмен»; Шукшин В. Сб. рассказов:«Сельские жители», «До третьих петухов», «Беседы при ясной луне» (по выбору); Довлатов С. «Зона», «Чемодан»; Петрушевская Л. «Новые Робинзоны»; Пьецух В. «Новая московская философия»; Пелевин В.«Омон Ра»; Ахмадулина Б. «По улице моей который год...», «Нежность», «Свеча», «Четверть века», «Марина, тьму...», «Это я...»;Вознесенский А. «Пожар в Архитектурном институте», «Прощание с политехническим», «Книжный бум», «Пусть наше дело давно труба», «Монолог века», «Сон»; Евтушенко Е. «Зашумит ли клеверное поле...», «Компот», «Людей неинтересных в мире нет...», «Идут белые снеги...», «Сказка о русской игрушке», «Лермонтов»;Бродский И. «Рождественский романс», «В деревне Бог живет не по углам...», «Письма римскому другу», «Ниоткуда с любовью, надцатогомартобря...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку»; Кибиров Т.Цикл «Сквозь прощальные слёзы»; Слуцкий Б. «Лошади в океане», «Кельнская яма», «Сельская баня»; Окуджава Б. «Песенка о вечерней Москве», «Полночный троллейбус», «Арбатский романс»;Высоцкий В. «Он не вернулся из боя...», «Братские могилы», «Прощание с горами»; Галич А. «Старательский вальсок», «Памяти Пастернака», «Снова август»).
^ Вопросы к вступительному испытанию


  1. Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт и развитие действия. Характер главного героя: трагическое и комическое в характере Чацкого.

  2. Романтические поэмы А.С.Пушкина: особенности конфликта, своеобразие характера главного героя, герой и автор (на примере одной из поэм по выбору экзаменующегося).

  3. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Анализ одного из стихотворений А.С.Пушкина (по выбору экзаменующегося).

  4. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: жанровое своеобразие, особенности композиции. «Онегинская строфа» и ее художественная функция. В.Г.Белинский о народности и «энциклопедичности» романа.

  5. Система образов в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Образ автора в системе персонажей; лирические отступления, их роль в раскрытии образа автора и образов героев романа. В.Г.Белинский о характерах главных героев романа.

  6. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: проблема «человек и история», своеобразие сюжета и композиции, образ повествователя и его роль в сюжете, способы выражения авторской позиции в повести.

  7. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»: особенности конфликта, композиция поэмы; жанровое своеобразие (почему поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?); способы выражения авторской позиции в поэме.

  8. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Анализ одного из стихотворений М.Ю.Лермонтова (по выбору экзаменующегося).

  9. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: особенности конфликта, своеобразие характера главного героя, герой и автор. Пушкинская традиция и новаторство Лермонтова в трактовке романтического характера и романтического конфликта.

  10. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: особенности сюжета и композиции; романтическое и реалистическое в сюжете романа и в характере главного героя; способы выявления авторской позиции. Белинский о характере Печорина.

  11. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»: особенности сюжета и композиции; система персонажей, место и роль в ней Чичикова, его сходство с другими действующими лицами и отличие от них.

  12. Жанровое своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»; образ автора, его художественная функция; лирические отступления и их роль в сюжете; смысл заглавия поэмы.

  13. Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»: особенности конфликта и развития действия, особенности сюжета и композиции, жанровое своеобразие комедии, характеры Хлестакова и Городничего, способы выражения авторской позиции.

  14. Тема «маленького человека», ее истоки и развитие в русской литературе XIX века. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: характер главного героя и способы его создания.

  15. Драма А.Н.Островского «Гроза»: особенности конфликта и развития действия; своеобразие жанра (драма или трагедия?); характер главной героини. Н.Добролюбов о характере Катерины. Примечание: по желанию экзаменующегося вопрос о пьесе «Гроза» может быть заменен вопросом о пьесе «Бесприданница».

  16. Тема природы в лирике Ф.И. Тютчева и художественные способы ее выражения. Анализ 1-2 стихотворений по выбору экзаменующегося.^ Примечание: по желанию экзаменующегося вопрос лирике Ф.И. Тютчева может быть заменен вопросом о лирике А.А. Фета.

  17. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»: центральный конфликт и его социально-исторические истоки; смысл заглавия романа; авторское отношение к Базарову и способы его выражения. Д.Писарев о характере Базарова.

  18. Основные темы и мотивы лирики Н.А.Некрасова. Анализ одного из стихотворений Некрасова (по выбору экзаменующегося).

  19. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: проблематика; особенности сюжета и композиции; система персонажей; авторская позиция и способы ее выражения.

  20. Роман И.А.Гончарова «Обломов»: Обломов и Штольц; женские образы и их сюжетная функция; способы выражения авторской позиции.

  21. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: проблематика; жанровое своеобразие; образ Петербурга и его роль в сюжете; символические образы; смысл заглавия романа.

  22. Философская, социальная, нравственная природа трагедии Родиона Раскольникова; психологические двойники главного героя и их функция в романе; роль эпилога для понимания авторской позиции.

  23. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: проблематика; особенности сюжета и композиции; своеобразие жанра романа-эпопеи; авторский взгляд на проблему «личность и история» и способы его проявления в романе.

  24. Пути нравственных исканий героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере одного-двух персонажей по выбору экзаменующегося); нравственный идеал Л.Н.Толстого и способы его выражения в системе персонажей.

  25. Рассказы А.П.Чехова. Анализ одного из рассказов (по выбору экзаменующегося): проблематика; особенности сюжета и композиции; роль художественной детали в создании характера персонажа.

  26. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад»: особенности конфликта и развития действия; жанровое своеобразие пьесы (почему А.П.Чехов называл ее комедией?); характеры персонажей и смысл заглавия; способы выражения авторской позиции.

  27. Ранние романтические произведения М. Горького. Анализ одного из романтических произведений М.Горького (по выбору экзаменующегося): проблематика и конфликт; традиции классического романтизма и новаторство М. Горького.

  28. Пьеса М.Горького «На дне»: проблематика; особенности конфликта и развития действия; жанровое своеобразие пьесы; образы Луки и Сатина и их роль в понимании авторской позиции.

  29. Рассказы И.А.Бунина: проблематика, художественные особенности. Своеобразие взгляда И.А.Бунина на отношения человека и мира. Анализ одного из рассказов (по выбору экзаменующегося).

  30. Повести А.И.Куприна: проблематика, своеобразие взгляда Куприна на отношения человека и мира. Анализ одной из повестей Куприна (по выбору экзаменующегося).

  31. А.Блок-символист. Лирический герой А.Блока и особенности его конфликта с миром. Анализ одного из стихотворений А.Блока (по выбору экзаменующегося).

  32. Роман А.А.Фадеева «Разгром»: проблематика; особенности сюжета и композиции; система персонажей в романе; авторская позиция и формы ее выражения в романе.

  33. Роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон»: проблематика; жанровое своеобразие, развитие толстовских традиций. Образ Григория Мелехова и его эволюция в романе. Способы выражения авторской позиции в романе. Примечание: по желанию экзаменующегося вопрос о романе «Тихий Дон» может быть заменен вопросом о романе «Поднятая целина».

  34. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Изображение правды о войне. Особенности повествования («рассказ в рассказе»). Мужество, сила характера, человечность в образе Андрея Соколова.

  35. А.Блок-символист. Поэма «Двенадцать». Философская проблематика поэмы. Своеобразие композиции.

  36. Основные темы и мотивы лирики В.Маяковского. Черты футуризма в ранней (до 1917 года) лирике В.Маяковского: своеобразие образа лирического героя и его конфликта с миром. Анализ одного из стихотворений В.Маяковского (по выбору экзаменующегося).

  37. Поэма В.Маяковского «Облако в штанах»: образ лирического героя и природа его конфликта с миром; черты футуризма в проблематике и художественных особенностях поэмы.

  38. Основные темы и мотивы лирики С.Есенина: лирический герой и его эволюция; своеобразие взаимоотношений лирического героя с миром природы и миром людей. Анализ одного из стихотворений С.Есенина (по выбору экзаменующегося).

  39. А.А.Ахматова как представитель акмеизма. Основные темы и мотивы лирики, ее художественное своеобразие. Образ лирической героини и особенности ее взаимоотношений с миром в лирике Ахматовой. Анализ одного из стихотворений А.Ахматовой (по выбору экзаменующегося). Примечание: по желанию экзаменующегося вопрос о творчестве А.Ахматовой может быть заменен вопросом о творчестве Н.Гумилева.

  40. Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»: проблематика; особенности сюжета и композиции; жанровое своеобразие; образ лирической героини и ее отношения с миром.

  41. Отражение проблемы нравственного выбора в русской прозе второй половины ХХ века (1960-1990-е гг.). Анализ одного из произведений по выбору экзаменующегося.

  42. Жанр антиутопии в литературе XX века. Роман Е.Замятина «Мы»: проблематика, особенности сюжета и композиции; черты антиутопии; система образов; образ повествователя, эволюция его характера.

  43. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»: проблематика; особенности сюжета и композиции; жанровое своеобразие (роль фантастических и антиутопических элементов); система персонажей; образ профессора Преображенского и его значение для понимания авторской идеи повести.

  44. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблематика; особенности сюжета и композиции; жанровое своеобразие; авторская позиция и способы ее выражения.

  45. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд и его свита, их сюжетная и идейная функция в романе. Характеры Мастера и Маргариты.

  46. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»: образ главного героя; образ автора в поэме и его взаимоотношения с героем.

  47. Повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»: характер главного героя и способы его раскрытия; авторская позиция и формы ее выражения. Примечание: по желанию экзаменующегося анализ повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» может быть заменен на анализ рассказа «Матренин двор».

  48. Проблема «человек на войне» в русской прозе второй половины ХХ века (1960 - 1990-е гг.). А Анализ одного из произведений по выбору экзаменующегося.

  49. Лирика второй половины ХХ века (1960 - 1990-е гг.): основные темы и мотивы; образ лирического героя и характер его отношений с миром. Анализ одного из произведений по выбору экзаменующегося.

  50. Проблема «человек и природа» в русской прозе второй половины ХХ века (1960 - 1990-е гг.). Анализ одного из произведений по выбору экзаменующегося.


Литература


  1. Потапурченко З.Н. Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.:Дрофа, 2012.

  2. Гордович К.Д. Современная русская литература. СПб.:Петербургский институт печати.

  3. Тимина С.В. Современная русская литература конца ХХ – начала XXI вв. М.: Академия.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма предназначена для поступающих на первый курс по образовательной...
Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 032700 Филология на базе среднего...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограммы вступительных испытаний для поступающих в Международный...
Вступительных испытаний по «Истории» для поступающих на 1 курс для обучения по основной образовательной программе высшего профессионального...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconВысшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма учебной дисциплины Литература для профессий: 270802. 09...
Программа дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях начального профессионального образования, реализующих...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Физика»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования,...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма дисциплины Основные этапы истории западноевропейской...
Программа предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся по магистерской программе «Филологическая герменевтика школьной...

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма дисциплины «Истоки европейских литератур» (Античная литература;...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс-культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

Программа предназначена для поступающих на первый курс по образовательной программе направления 45. 03. 01 Филология на базе среднего (полного) общего образования (11 класс). Программа охватывает основные разделы учебной дисциплины «Литература» iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс-культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск