Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению






Скачать 271.26 Kb.
НазваниеПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
страница1/2
Дата публикации27.08.2014
Размер271.26 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

к тематическому планированию по литературному чтению

4 класс

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

^ Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение основным, правильным и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

^ Общая характеристика учебного предмета:

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Данная рабочая программа разработана на основе учебной программы по литературному чтению из учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы (автор – кандидат пед. наук, доцент О. В. Кубасова) с учетом федерального комплекта государственного стандарта начального общего образования.

^ Изменения внесены не были.

На изучение учебного предмета в 4 классе отводится 102 часа ( 3 часа в неделю )

Место учебного предмета в базисном учебном плане: Предмет «Литературное чтение» входит в инвариантную часть базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. На данный предмет в учебном плане отводится 102 часа ( 3 часа в неделю ).

^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает

огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм

и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
^ Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):
Читательские умения

Дети должны уметь:

– заинтересованно, осмысленно, правильно, выразительно читать минимум 90 слов в минуту (вслух), если позволяет характер текста; при чтении про себя — на 15–20 слов быстрее;

– полноценно воспринимать и осмысливать доступные возрасту литературные произведения разных жанров;

– составлять план и пользоваться им при пересказе;

– делать краткий и другие виды пересказа;

– работать с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать и усваивавать ее;

– ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возрастным возможностям и интересам, опираясь при этом на весь комплекс внетекстового аппарата книги;

– читать значительные по объему рассказы, сказки, повести;

– пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.
Литературоведческая

пропедевтика

Обучающиеся должны:

– практически освоить особенности лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка — рассказ, басня — сказка, рассказ — повесть, сказка — сказочная повесть, рассказ — стихотворение, пьеса — рассказ, пьеса — сказка,

былина — сказка, миф — сказка;

– уметь элементарно классифицировать сказки;

– иметь представления о различных разновидностях рассказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исторические);

– иметь представления о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

– уметь отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения;

– знать некоторые приемы художественной композиции (без термина);

– составить первоначальное представление о наиболее известных писателях (А. Пушкин, Л. Толстой, Х. К. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак,

К. Паустовский и др.) на основе знакомства с их творчеством.
^ Развитие творческих способностей

Дети должны:

– освоить все используемые в начальной школе творческие виды интерпретации текста, уметь выбирать их в соответствии со спецификой произведения;

– принимать участие в конкурсах чтецов;

– создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение) на основе читаемой литературы.

^ Основные требования

к знаниям, умениям и навыкам

выпускника начальной школы
Читательские умения

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в минуту, про себя —110 слов в минуту;

– прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

– воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

– воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;

– характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

– различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

– воссоздавать образ писателя на основе его произведения;

– выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

– излагать личное мнение о литературном произведении;

– составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

– организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

– ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

– пользоваться школьным толковым словарем, справочной литературой и периодической печатью для детей.
Литературоведческая

пропедевтика

Дети должны иметь базу необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений (см. раздел «Круг чтения»).

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

– основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

– основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
^ Развитие творческих способностей

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей

его персонажей;

– использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

– иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

– составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица;

– создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений.

^ Межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: изучение литературного чтения связано с такими предметами, как математика, окружающий мир, русский язык, английский язык, мордовский язык, изобразительное искусство

^ Тематическое планирование

Литературное чтение

4 класс



п/п

Наименование разделов

Макси-мальная нагруз-

ка на

уч-ся,ч

Из них

Теорет.

обуч-е,

ч.

Обобщающий урок

Самостоятель-

ная работа




С.Михалков «Гимн Российской Федерации»



30м.




15м.

1.

Что за прелесть эти сказки

18ч





6ч.

2.

О доблестях, о подвигах, о славе… Былины








1ч.

3.

Уж сколько раз твердили миру… Басни



3ч.15м.




1ч.30м.

4.

Оглянись вокруг… Рассказы

21ч

13ч



7ч.

5.

Золотая колесница. Мифы

Древней Греции



2ч30м




1ч.15м.

6.

Вначале было слово, и слово было Бог



3ч30м



2ч.15м.

7.

Мир – театр, люди – актёры… Пьесы







3ч.

8.

Мир волшебных звуков. Поэзия

10ч

5ч30м



3ч.15м.

9.

Когда, зачем и почему? Познавательная литература

15ч



1ч.

5ч.

10.

Самого главного глазами не увидишь







3ч.






















Итого:

102ч

59ч



34ч



















  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению ( автор – кандидат педагогических наук,...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Тематическое планирование разработано на основе авторской программы Л. А. Ефросининой

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В....

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по Литературному чтению
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (М.:...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л. В. Занкова, требованиями Примерной...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно – нравственному воспитанию...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию
Н. Ф. Виноградова (авторы Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Граф,2008) примерной программой начального общего образования...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению литературное чтение
Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск