Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания»






Скачать 46.33 Kb.
НазваниеКонсультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания»
Дата публикации03.09.2014
Размер46.33 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания»
В каждом возрастном периоде дошкольного детства стоят свои задачи по ознакомлению с художественной литературой. С возрастом уровень восприятия литературных произведений у детей повышается, развивается поэтический слух.

В младших группах перед воспитателем стоят задачи: «Пробуждать у детей желание слушать рассказывание сказок, чтение художественных произведений, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям»

В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «Малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки. Работая в тесном взаимодействии с воспитателем, я, на музыкальных занятиях, использую потешки, заклички, загадки, песенки из русского фольклора. Например: потешку «Две тетери», впоследствии можно использовать как музыкальную игру в группе или на участке.

После слушания сказок: «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» можно повторить песенки действующих лиц. Например, в сказке «Теремок», очень важно, чтоб каждый герой исполнял свой вопрос соответственно образу: Лисичка поёт высоким голосом, а мишка – исполняет низким.

«Кто – кто в теремочке живёт,

Кто – кто в невысоком живёт?»

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши быстро запоминают такие образы, как Петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза и т.п.

Чтоб дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога, можно вызывать по одному и предложить: «Полечка, вспомни какую песню пела лисичка под окошком петушку?» Поля исполняет:

«Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку!»

Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в своих играх друг с другом. При инсценировании детьми стишков можно брать небольшие, такие как «Игрушки» А.Барто, которые воспитывают у ребят чувство симпатии, положительные эмоции. Детям нравится созвучность строк и они легко запоминают наизусть . После исполнения песни «Лошадка» /музыка М. Раухвергера, слова А. Барто / дети с желанием двигаются по залу прямым галопом. А стихотворный текст программной игры: «Солнышко и дождик» / музыкаМ. Раухвергера, слова А.Барто/ способствует улучшению качества исполнения танцевальных движений:

«Смотрит солнышко в окошко, - Ходьба врассыпную.

Светит в нашу комнату. - Руками изображают фонарики.

^ Мы захлопали в ладошки, - Хлопки.

Очень рады солнышку!»

При таком музыкальном исполнении стиха, дети быстрее запоминают и обогащают свою художественную речь.

Исходя из задач « Программы воспитания в детском саду»: «Воспитывать у детей любовь к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ, развивать поэтический слух :/улавливать звучность музыкальность, ритмичность поэтической речи /. Чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений». Решать эти поставленные задачи помогает музыка.

Детей подготовительной и старшей групп я приглашаю в музыкальную гостиную, где предлагаю определить по поэтическим строкам Русского поэта Ф Тютчева- какое музыкальное произведение мы будем слушать:

« ^ На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел,

В лазури жаворонок звонкий

Дети предполагают, что прозвучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского /узнают по портрету/– самого поэтизированного и близкого нашей русской душе композитора.

Пробуждение природы ни кого не оставляет равнодушным. Признайтесь нам всем хочется побольше побывать на тёплой весенней улице, почувствовать, как ласковый ветер касается нашей щеки, а лучи солнышка согревают всё живое! Вот П.И.Чайковский подметил это изменение в природе, услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал нам об этом.

^ Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней –

Не спугнуть бы нам его!

Затем мы продолжаем знакомиться с творчеством П.И.Чайковского

Слушаем фрагмент пьесы «Нянина сказка» из «Детского альбома» П.И.Чайковского/ кассета /.

Это произведение похоже на колыбельную, наверно няня рассказывает какую – то сказку ребёнку перед сном.

А строки русского поэта К. Ибряева детям подсказывают , какое произведение будет звучать в следующую минуту:

^ Льётся музыка рекой,

Вьётся нотною строкой,

Снова звуков полноводье

Захлестнуло всё вокруг.

И кораблики мелодий

Выплывают из- под рук!

Их волна крутая кружит,

Но сдержать не может, нет!

В царство кукол, в мир игрушек

Мы плывём за ними в след!

Эти волшебные строки приводят детей нас на праздник в королевство сластей, где всех встречает «Фея Драже» из балета « Щелкунчик» П.И.Чайковского /дети слушают танец «Феи Драже/

Далее, в художественной мастерской, ребята пробуют нарисовать музыку, которую будут слушать, после отгадывания загадки об инструменте, начинающем это великолепное произведение:

^ Звенят серебряные струны,

Как будто струйки водяные.

И на волнах, качая шхуны,

Резвятся ветры удалые.

И ветер, и волну морскую-

Всё струны нам изображают.

Всё звуки музыки рисуют

Какой же инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко,

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки,

Наш инструмент зовётся….

/АРФА /

Да, во вступлении к вальсу слышна нежная, воздушная мелодия арфы.

Я предлагаю послушать праздничный « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», который звучал в честь прихода Марии с принцем в сказочную страну сластей. Дети знакомятся с понятием- Вальс /в переводе с французского означает: «Кружиться» /

Посещение ребятами музыкальной гостиной хочется закончить словами поэта К. Ибряева:

И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех,

Озорных мелодий звуки, песни, пляски, шутки, смех!

Только в синтезе музыки, поэзии и других видов художественной литературы будет развитие речи ребёнка наиболее эффективным и плодотворным.

Музыкальный руководитель

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 36»

Илясова И.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconСказка» Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие функции художественной литературы»
Эта цитата B. C. Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconКонсультация для воспитателей Влияние народного творчества на связную речь дошкольников
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconКонсультация для воспитателей
Цель проектного метода в доу развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития деятельности...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconПлан недели театра в гбоу детском саду №1380 Дата
Консультация для родителей: «Значение театра и художественной литературы в формировании личности ребенка»

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconСоциально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconРабочая программа по художественной литературе и развитию речи образовательной...
Россия янао г. Ноябрьск, мк -15 огрн 1028900706284 окпо 41244300 инн/кпп 8905025180/890501001

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconРазвитие образной речи детей в процессе художественно-эстетического воспитания
Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки,...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconРабочая программа по разделу «Развитие речи»
Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» образовательной области «Коммуникация» для...

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» icon"Раз словечко, два словечко " Консультация для воспитателей по развитию...
Раз словечко, два словечко Консультация для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста

Консультация для воспитателей: «Развитие речи ребёнка средствами художественной литературы в области музыкального воспитания» iconСамостоятельная речевая деятельность дошкольников. Методическая консультация...
Самостоятельная речевая деятельность детей возникает по инициативе самого ребёнка, протекает в виде театрализованных игр, игровых...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск