Скачать 253.03 Kb.
|
Рабочая программаэлективного курсапо литературному чтению «Волшебный мир сказки»^на 213-2014 учебнный год ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по литературе для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, требования к результатам освоения элективного курса, информационное обеспечение. Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. Известно, что учащиеся 4 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко. Курс литературного чтения уже в 4 классе предоставляет много возможностей для включения учащихся в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Учащимся интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. ^ – обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников. Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного элективногокурса, способствовать формированию умений:
Задачи элективного курса:
Предполагаемые результаты реализации программы. Личностными результатами являются следующие умения:
^ героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Содержание элективного курса «Волшебный мир сказок» Раздел 1. Сказочные секреты. (4 ч) Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках. ^ Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок. Герои сказок. Герои А.Н. Афанасьевой «Сказки о животных», «Сказки о зайцах», «Сказки про лису» дают полное представление о героях сказок о животных, описывают их черты характера, внешний вид и поступки. Баба Яга - это старая женщина. Живёт в самой чаще леса в избушке на курьих ножках; знает язык зверей и птиц; является хранительницей тайных знаний и волшебных предметов Особенности путешествия героя в "чужой" мир. Миф и сказка. Связь сказки с мифологическими представлениями древних славян. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции ^ Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные превращения и обращения; гиперболизация Образы Деда Мороза и Снегурочки: образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Снегурочка помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки. Раздел 2. Волшебство народных сказок. (12ч) Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы. Исторические корни русских сказок. Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Герой – представитель живых. Баба-яга как воспоминание об “учителе” и мертвеце. Испытание героя. Змей – сложное и многообразное явление в сказке. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра. Особенности русских народных бытовых сказок. «Сбрехал». Барин просит цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше брешет и просит двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а цыганенок не возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе телегу, а кучер несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги. «Добрый поп». Жадный поп, чтобы не кормить работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться. ^ Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная» Мир сказочного пространства делится на мир героя и “чужой” мир, в котором оказывается главный герой. Василиса сильная от природы, поэтому и справляется с любой работой, любыми трудностями, которые встают у неё на пути. Баба Яга является главным представителем “чужого” мира. Испытав Василису, Баба – Яга отпускает героиню с подарком (огнём) домой ^ Раздел 3. Сказочно-былинный : жанр (Зч) Жанровые особенности былины: русские народные торжественные песни, жанр устного народного творчества: сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Сказочно - былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений. Былина , мультфильм «Илья Муромец»: повествование о богатырях, мужественных защитниках родины, прославление народом силы, смелости, удали, мудрости богатырей, их преданности Родине, картина «Богатыри» М.В. Васнецова. В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой, слева - весельчак Алеша Попович. Раздел 4. Авторские сказки. (5ч) Отличия и сходства авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера сказки в самоценности благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности. Взаимоотношения взрослых и детей, материнская любовь и благодарность детей за нее, корыстолюбие и наказание за непомерную жадность ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин), умение дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь ( сказка Б.В. Заходер "Серая Звездочка"). ^ Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» - чудесные предметы: пирожок и яблочки, сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух, волшебное место действия: дом Мороза Ивановича и народной сказки «Морозко», признаки волшебной сказки : волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота. Осуждение зависти, злобы и угнетения слабого и беззащитного ^ Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской… праведные люди на Руси. Использование автором образов-символов. Раздел 5. Волшебство сказок зарубежных писателей (10ч) Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм . «Король - Дроздобород». Героиня отвергала всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. «Метелица» - этот сказочный персонаж в награду за хорошую работу осыплет золотым дождём, а за лень - обольёт смолой. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: семь богатырей. Черница приходит один раз с яблочком. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру. Мачеха умирает от тоски и зависти. Написана в стихах, красивым литературным языком и «Белоснежка» Братьев Гримм: семь гномов. Мачеха трижды пытается убить падчерицу. Принц случайно находит Белоснежку. Жестокий финал: мачеху убивают. Сказка написана в прозе. Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена. На родине писателя. «Русалочка» - Русалочка ради любви пошла на большие жертвы: переносила страшную боль, рисковала жизнью, но принц все равно не остался с ней. Русалочка никому не мстит, она не в силах погубить того, кого любит больше самой себя. Проблема выбора. Календарно – тематическое планирование элективного курса «Волшебный мир сказки» (34 час)
Литература
Интернет-ресурсы
![]() |
![]() | «я», обсудить своё видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания. Все мотивы деятельности ребят учитываются и используются в... | ![]() | Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта... |
![]() | Программа предназначена обучению литературному чтению по умк «Литературное чтение» 3 класс детей 9-10 лет в течении 1 учебного года... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования 2008 года и авторской программы... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего... |
![]() | ... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению базового уровня для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального... | ![]() | Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства |