Скачать 1.2 Mb.
|
П![]() Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» ориентирована на учащихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов:
Разработка рабочей учебной программы на основе Концепции стандарта второго поколения позволяет учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.В основе построения курса русского языка авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой лежит идея гуманизации образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности, а в основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход. ^ Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. ^ – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение учебного предмета «Русский язык» на начальном уровне образования состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у обучающихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке(познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи:
В период обучения грамоте обучающиеся проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Обучение грамоте – составная часть непрерывного авторского курса русского языка и развития речи для дошкольников, начальной и основной школы. Это означает, что в курсе обучения грамоте выделяются определенные направления развития детей в рамках предмета «Русский язык», которые реализуются на доступном для детей уровне: - овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности); развитие умений слушания и говорения; - расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи; - овладение орфографией и пунктуацией; развитие графической и пунктуационной зоркости; - овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; - приобретение и систематизация знаний о русском языке; - раскрытие для детей красоты и богатства русского языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка; - формирование у детей чувства языка. ^ курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Достижение цели и основных линий предмета осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст». Слово рассматривается с четырех точек зрения: 1) звуковой состав и обозначение звуков буквами; 2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов – с помощью приставок); 3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); 4) лексическое значение ( что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу). Из области фонетики обучающиеся знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными, согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими, с ударением, ударными и безударными гласными, с делением слова на слоги, с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь, наблюдают над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу, безударные гласные). Дети учатся произносить и слушать звучащее слово, делать слого - звуковой и звуко-буквенный анализ. В период обучения грамоте закладываются основы для развития орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом обучающиеся осознают, что в слове выделяются части, вводятся понятия «корень», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», графическое обозначение этих частей слова. В ходе лексической работы обучающиеся наблюдают над тем, что слова называют предметы, их признаки, действия людей, животных и предметов, осознают, что каждое слово имеет значение и значений у одного слова может быть несколько, ведется наблюдение над сочетаемостью слов, над особенностями словоупотребления. Из области морфологии обучающиеся получают представление о существительном, прилагательном, глаголе, личных местоимениях (без введения понятий), о предлогах, учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся такие синтаксические понятия как «предложение», «текст». Обучающиеся учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией Знакомясь с предложением, обучающиеся усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией, правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложение на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный и вопросительный знак); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения. Обучающимся дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие, по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и основной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Учебник «Букварь», прописи «Мои волшебные пальчики» дают большие возможности для грамматической и орфографической пропедевтики. Фонетика: - звуки речи в сопоставлении с буквами; - звуки гласные и согласные; - гласные звуки ударные и безударные; - слог; слогообразующая роль гласных звуков; - ударение; ударный и безударный слог; - согласные звуки звонкие и глухие; - согласные звуки твердые и мягкие; - обозначение мягкости согласных звуков на письме; - ь и ъ разделительные; - наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу). Лексика: - лексическое значение слова (что обозначает слово); - слова, у которых несколько значений; - наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, работа над правильным словоупотреблением. Словообразование: - корень слова; - однокоренные слова; - приставка; - суффикс; - графическое обозначение частей слова. Морфология: Предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: - слово; слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; - слова, которые отвечают на вопросы какой?, что делает?, как? (как делает?); - местоимения он, она, оно, они; - слова в единственном и множественном числе (один предмет – много предметов); - предлоги, различие предлогов и приставок. ^ - понятие о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); - интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная и её коммуникативная значимость; - точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие в конце предложения; - практическое знакомство с обращением; - общее понятие о тексте. Орфография: - заглавная буква в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; - начало формирования орфографической зоркости. Курс "Обучение грамоте" обеспечивает усвоение обучающимися понятий, характерных для предмета русского языка. В предмете русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета. Линии, общие с предметом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи. Линии, специфические для предмета «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка. ^ В предмете русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности обучающихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст». ^ после завершения курса обучения грамоте, обучающиеся повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме. ^ обучающиеся закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие);читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Обучающиеся учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у обучающихся типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: обучающиеся учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения. ^ расширяется понятие о предложении: обучающиеся знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Обучающиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Обучающиеся знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание обучающихся обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений обучающихся на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста. ^ продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Обучающиеся знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание обучающихся постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, обучающийся осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей. Третьим важнейшим разделом в предмете русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения: 1. С точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами. 2. С точки зрения морфемного состава, словообразования. 3. С точки зрения его грамматического значения. 4. С точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления. |
![]() | ... | ![]() | Преподавание учебного предмета «Русский язык» в начальной школе осуществляется в соответствии с основными нормативными документами... |
![]() | Рабочая программа предмета «Английский язык» для 4 класса составлена в соответствии с | ![]() | Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» для 10 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе |
![]() | Рабочая программа предмета «Русский язык» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 3 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов |
![]() | «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко | ![]() | Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Канакина В. П, В. Г. Горецкий,... |