Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012






Скачать 416.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012
страница1/4
Дата публикации31.10.2013
Размер416.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МБОУ Военно-морской лицей имени адмирала флота Н.Д. Сергеева

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ

Хабаровск, 2012

Составитель: Никонова Лариса Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Программа подготовки с учетом специфики обучения уч-ся 10-11 классов. Представлены требования к речевой подготовке обучающихся, определены цели и задачи курса, содержание разделов и тем, основная и дополнительная литературы.

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ^ ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

  4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

  5. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ РИТОРИКИ

  6. ^ КРАТКИЙ СЛОВАРЬ РИТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

  7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

  8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Риторическое образование в современном обществе является необходимым условием формирования личности, способной активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность» (Ю. Н. Караулов). Низкий уровень речевой подготовки ограничивает возможность самореализации человека. Современная концепция риторики определяется следующим образом: риторика есть теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи1. Целью риторики является обучение основам речемыслительной деятельности, оказание помощи в формировании навыков свободного владения речью в различных ситуациях.

Владение устным и письменным словом становится существенным признаком образованного человека. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования учащихся. Программа направлена на то, чтобы научить учащихся эффективно и целенаправленно пользоваться речью в коммуникативно-речевых ситуациях, добиваться поставленной цели, достигать наилучших результатов.

Целью изучения дисциплины «Риторика» является как воспитание общей речевой культуры будущих специалистов в разных областях знаний и овладение умениями рационального речевого поведения в различных ситуациях общения. Поэтому она имеет практическую (в том числе профессионально-практическую) направленность. Основные понятия рассматриваются в предлагаемой программе в тесной связи с психологией: сущность общения, коммуникативно-речевая ситуация, коммуникативная интенция (намерение), речевое воздействие, психологические особенности личности говорящего.

^ Задачи дисциплины:

- познакомить учащихся с основными речеведческими знаниями (о речи, ее разновидностях, качествах) ;

- научить учащихся производить риторический анализ текста звучащей речи, анализировать публичные высказывания и свою собственную речь;

- дать основы знаний и умений, которые понадобятся будущим выпускникам в их профессиональной деятельности.

^ Учащиеся должны знать:

- истоки и важнейшие этапы развития ораторского искусства;

- основные законы современной общей риторики и принципы их реализации;

- основные виды и особенности публичных выступлений;

- основы полемического мастерства и правила ведения спора;

Уметь:

- формулировать конкретную тему и цель выступления;

- выстраивать логику и композицию выступления;

- отстаивать профессионально свои взгляды в спорах, дискуссиях;

- вести квалифицированно деловые беседы, переговоры.

^ Иметь навык:

- подготовки и произнесения различных по цели публичных речей.

- эффективно и правильно владеть словом
1 Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.-Изд.2-е, испр. И доп. /Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков.-М.: Флинта, Наука, 1998.-312с. С.203-204

3.^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Предмет риторики и основные этапы ее развития.

Греческие софисты – родоначальники ораторского искусства. Относительность истины в риторике софистов. Сократ – ученик и критик софистов, мастер иронии и диалога. Теория красноречия Платона. Ораторское искусство Демосфена. Аристотель и его «Риторика» как первая теория науки о красноречии. Развитие греческой риторической традиции в Древнем Риме. Риторический идеал Цицерона. Речевое искусство в середине века и в новое время. М.В. Ломоносов – основоположник теории ораторского искусства в России. Учебники по риторике М. Сперанского, А. Мерзлякова, Н. Кошанского. Университетское (академическое) красноречие. Русское судебное красноречие. П.С. Пороховщикова и А.Ф. Кони. Причина возрождения интереса к речевому искусству с начала ХХ века. Определение и разделы современное риторики.

Литература:

  1. Античные риторики /Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1978. – 352 с.

  2. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

  3. Рождественский Ю.В. Теория риторики. Издание 2-е, исправленное. –М.: Добросвет, 199, -482с.

Тема 2. Законы современной общей риторики. Требования к поведению говорящего.

Первый закон – диалогическое взаимодействие участников речевой ситуации: внимание к адресату, близость содержания речи интересам адресата, конкретность. Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата. Третий закон – эмоциональность речи. Четвертый закон – закон удовольствия. Стратегии речевого поведения. Чувство аудитории, и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи.

Психологические особенности личности говорящего, оказывающие воздействие на слушающих. Эффективность речи и личность говорящего. Обаяние и его проявление в речи. Речевой артистизм. Уверенность говорящего и «право на речь». «Ораторский страх». Стресс и его влияние на речевое поведение Способы борьбы со стрессом. Дружелюбие в поведении говорящего. Искренность в речевом поведении. Объективность говорящего. Увлеченность предметом речи.

Литература:

  1. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.

  2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 328 с.; ил.

Тема 3. Техника звучащей речи.

Особенности устной речи. Речь как словесное действие, как речевой поступок, направленный на достижение цели, на изменение ситуации. Физиологические системы голосоречевого аппарата: энергетическая, генераторная, резонаторная и артикуляционная.

Понятия физиологического и фонационного дыхания. Голос и его роль в словесном действии. Опора звука – основа силы, полетности и благозвучности голоса. Диапазон как совокупность звуков, используемых речевым голосом. Роль силы голоса в речевом действии. Диалектическое единство темпоритма речи как важное выразительное средство речи.

Артикуляция – работа произносительных органов при образовании звуков речи. Характерные группы речевых отклонений в бытовой речи. Дикция – четкость речи. Исправление дикционных недостатков. Техника скороговорения. Приемы тренинга.

Мелодика как важнейший инструмент интонации. Логические такты, логические центры, логические центры, логические паузы. Мелодические конструкции повествовательного, вопросительного предложений. Интонирование знаков препинания. Голосовая подвижность разговорных интонаций.

Литература:

  1. Никольская С. Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.) М., «Знание», 1978. – 80с. (Методика лекторского мастерства и ораторского искусства).

  2. Савкова З. В.Искусство оратора Учебное пособие – е-е издание доп. – СПб Знание, 2003 – 246с.

  3. Савкова З. В. Энергия живого слова. - СПб.: Знание, 1991 – 32с.

Тема 4. Изобретение содержания речи (инвенция).

Что такое изобретение? Риторика и логика. «Общее место» (топ) как смысловая модель. Топика. Топ «род и вид» («разновидности»). Топ «определение», его структура и место в речи. В топ «целые-части» и мастерство детали. Топы «признаки», «качества», «функции» и принципы их пользования в речи. Топы «сравнение» и «противопоставление»: поиски сходства и различия. Разновидности типа «причина – следствие». Топы «как?», «где?», «когда?». Топ «пример» и его место в речи. Топ «свидетельство» и принципы его использования. Топ «имя» как источник изобретения содержания. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.

Литература:

  1. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416с.

  2. Савкова З. В. Искусство оратора Учебное пособие. Издание доп. – СПб Знание, 2003 – 246с.

Тема 5. Требования, предъявляемые к речи.

Что такое культура речи. Основные качества речи (точность, понятность, чистота, правильность). Способы толкования слов: логическое определение, описательные и синонимический способы. Владение литературными нормами произношения как непременное условие культуры речи. Лексические нормы. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Содержание понятия «орфоэпия». Основные орфоэпические правила. Говоры и диалекты. Подвижность ударения русской речи. Функциональные стили речи. Индивидуальные стиль речи оратора.

Литература:

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие. – Мн..: ООО «Новое знание», 2000. – 38с.; ил.

  2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. _ Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1995. – 576с.

Тема 6. Риторические фигуры и тропы (элокуция)

Понятие риторического тропа. Метафора, ее структура и риторические функции. Виды метонимии и их употребление в речи. Ирония и парадокс как риторические средства. Риторическая сила иносказания: намек. Понятие риторической фигуры. Антитеза. Градация. Повтор. Период как средство ритмизации речи и его роль в ораторской практике. Риторическое восклицание и риторический вопрос. Риторическое обращение. Введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом. Риторический эскиз речи.

Литература:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. _ Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1995. – 576с.

  2. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416с.

Тема 7. Основы мастерства публичного выступления.

Причины возрастания роли публичной речи в современном обществе. Способы речевого воздействия на личность. Общие требования к публичному выступлению.

Психологические трудности публичного выступления. Позиции оратора в ходе публичного выступления. «Борьба» слушателей с оратором. Виды публичных выступлений и их психологические особенности. Процесс подготовки оратора к выступлению и его психологические составляющие. Работа оратора по управлению вниманием аудитории. Юмор в публичном выступлении.

Принципы выбора и расположения материала. Части (этапы) речи, их функции и задачи оратора. Способы формирования выступления и заключения. Методы изложения материала в главной части. Переходы между частями. Составление риторического эскиза публичного выступления.

Литература:

  1. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2005. – 272с.

  2. Савкова З. В. Искусство оратора Учебное пособие – е-е издание доп. – СПб Знание, 2003 – 246с.

  3. Секреты ораторского мастерства/Пер. с англ. Е. А. Бакушева; Худ. Обл. М. В. Драко. – Мн.: ООО» Попурри», 2003. – 272 с.: ил.

  4. Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 192с.

Тема 8. Невербальные средства общения.

Принципы оценки невербального поведения партнера и способы контроля собственного поведения. Психологический атлас проявлений человеческого тела. Жесты и стойка выступающих. Поза и походка. Дискуссии. Наиболее типичные состояния партнера в процессе общения.

Физическое поведение перед аудиторией – важный фактор эффективности общения. Предкоммуникативный период и настройка внутреннего инструмента творчества. Психическая и физическая подготовка к речи. Действенность выхода. Походка оратора – показатель образа мыслей. Необходимость начальной паузы и визуального знакомства с аудиторией. Активность позы. Уместность и выразительность жестов, мимики и движений. Язык жестов. Словарь ораторских жестов.

Литература:

  1. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда: Пер. с англ. – М.: Ниола-Пресс, 1998. – 144с.: ил.

  2. Пиз А. Язык жестов. Перевод с англ. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. – 218с.: ил.

  3. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. -352с.

  4. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 160с. – (Серия «Сам себе психолог»)

Тема 9. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации.

Сущность и логическая структура вопроса. Классификация вопросов. Общие правила постановки вопросов и специфика их применения. Ответы, их виды. Правила формулирования ответа. Принципы ответа оратора на вопросы в ходе публичного выступления. Технические приемы ответов на «трудные вопросы». Вопросно-ответная форма. Вопросы как средство манипулирования собеседником.

Литература:

  1. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер; Пер. с нем. – 4-е изд., переработанное – М.: Алышна Бизнес Букс, 2006. – 184с. – (Серия «Мастерство работы со словом»).

  2. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М.: Просвещение, 1996. – 416с.

Тема 10. Основы полемического мастерства.

Спор – как особый вид речевой коммуникации. Из истории искусства спора. Разновидности спора. Цели спора и его структура. Основные правила ведений спора. Основные вида аргументов, структура и виды доказательства. Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису и аргументации. Ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации.

Полемические приемы. Позволительные и непозволительные приемы ведения спора. Нелояльные (психологические) уловки в споре. Конструктивная и конфликтная стратегия в споре. Контрприемы против некорректного ведения спора. Искусство отвечать на вопросы. Речевое поведение в споре.

Литература:

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 328с.; ил.

  2. Винокур В. А. Уловки в споре. – СПБ.: Речь, 2005. – 142с.

  3. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора. – СПб.: Лань, 1996. – 160с.

Тема 11. Деловое общение.

Виды делового общения. Понятие деловой беседы. Виды деловых бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие, беседы с посетителями. Подготовка к беседе, процесс беседы и тактика завершения. Консультирование как специфическая форма делового общения. Этапы консультирования. Приемы снятия психологического напряжения. Деловые совещания и психологические особенности. Типы совещаний и подготовка к ним. Различные методики ведения совещаний: методика номинальной группы, мозговой штурм (брейнсторминг), методика ответов по кругу. Наиболее характерные типы поведения участников обсуждения. Тактики проведения переговоров. Основные правила ведения телефонных переговоров.

Литература:

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 328с.; ил.

  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 224с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconЗадачи кабинета Способствовать нот учителя начальных классов Создать...
Ор и др учебных программ (как Cool Test, «Человек. Природа. Общество», конструктор по математике, конструктор по русскому языку,...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс по иностранному языку кл
Программа курса английского языка к умк английский с удовольствием /Enjoy English для 2-11 классов общеобразовательных учреждений...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «органическая химия»
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки инженеров и бакалавров направления «Строительство»

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080504
Система национального счетоводства: учебно-методический комплекс / сост. Г. И. Япарова-Абдулхаликова. – Уфа: багсу, 2008. 72 с

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
Данный учебно-методический комплекс рассмотрен и утвержден на заседании Учебно-методической комиссии роат. Протокол №4 от 01. 07....

Учебно-методический комплекс для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ Хабаровск, 2012 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная графика
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск