Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография»






Скачать 127.13 Kb.
НазваниеУрок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография»
Дата публикации10.10.2014
Размер127.13 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок





105 Педагогическая мастерская


Урок деловой игры в 5 классе

« Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография»
Лингвистическая сказка-путешествие, составленная учителем и инсценируемая учащимися, дает возможность повторить и обобщить изученную тему, способствует развитию творческих способностей учащихся, углубляет представления учащихся о стилях речи, формирует коммуникативную компетенцию.

В королевстве Лингвистика действуют особые лингвистические законы, гуманные, стоящие на страже красоты и гармонии, в нём города – разделы науки о языке, жители – единицы языка, термины.

Главной задачей системы уроков на основе лингвистической сказки является осознание учащимися внутренней связи между понятиями, правилами, законами, нормами языка. Учебная деятельность организована по дидактическому принципу последовательного развёртывания понятий от общего к частному, от исходных обобщений – к их конкретным проявлениям.

Судьба королевства зависит от того, насколько смогут противостоять разрушительным силам Безграмотландии школьники, вооружённые знаниями лингвистических законов, умениями, навыками. Обязательными элементами уроков являются инсценировки, занимательные игры, лингвофизминутки.

Текст лингвистической сказки используется в качестве дидактического материала для лингвистического анализа.

Фрагменты лингвистической сказки.

1.Инсценировка "Жители города Лексикология"

Итак, мы вспомнили, кто же является жителями г. Лексикология. Давайте по­смотрим в наше волшебное зеркало. Как поживают наши новые знакомые? Будьте внимательны к словам.

Автор. Живут в г. Лексикология два брата. Старшего брата зовут Лексикон, а младшего - Лексикончик. Каждый год в городе проходит Чемпионат Лексики по программе, которую присылают по почте королева Лингвистики. В прошлом году победителем чемпионата стал старший брат, Лексикон. Теперь он господин высокого роста, очень богатый, живет в роскошном, великолепном дворце. Кое-кто стал даже называть его Лексиконище. Лексикончик, младший брат, живет в дряхлом, ветхом, полуразвалившемся домишке, он маленького роста, очень бедный. Решил он попытать счастье на чемпионате Лексики в этом году, да вот беда: уже це­лый месяц нет писем от королевы Лингвистики, ни один житель не получил писем, газет и бандеролей, т.к. почтальон, потерялся, исчезла и его сумка. Долго терпел обиды и оскорбления от соседей Лексикончик. Особенно горько ему слушать, как соседи стали называть пренебрежительно: "Лексиконишко! ". Решил Лексикончик пойти за советом к старшему брату.

Лексикончик. Здравствуй, дорогой Лексикон! Пришел к тебе за советом. Боюсь, что узнает о моей беде королева Безграмотландии и пришлет стражу за мной. И чемпионат Лексики задерживается, пропала сумка почтальона.

Лексикон. Прости, брат, но мне не резон помогать тебе в горе. Боюсь, что и сам окажусь в беде, если поделюсь своими сокровищами, драгоценностями, богатства­ми. Слушал я, правда, недавно, что в п. Тимирязевском, в школе, в 5 классах речь идет о лексикологии. Но это очень далеко, лучше загляни сначала к маленькой волшебнице. Извини, до свидания.

^ Автор. Не успел и версты пройти Лексикончик, а навстречу ему маленькая волшебница.

Маленькая волшебница. Здравствуй, Лексикончик, что же ты такой невеселый, печальный?

Лексикончик. Здравствуй, добрая волшебница, как же мне радостным быть? Совсем бедным стал, а тут еще сумка с почтой от королевы пропала, и чемпионат лексики отменяется. Может быть, ты мне поможешь?

^ Маленькая волшебница. Попробую, вот смотри, нашла недавно в болоте моя подруга эту сумку. На ней надпись какая-то. Письма и бандероли подмокли и над­писи неразборчивые, некоторые вообще размыты. Ступай туда, куда посоветовал тебе брат, вот тебе мои сапоги - скороходы.
^ АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ИНСЦЕНИРОВКИ

Какие антонимы использовались в диалоге?

(Старший - младший, богатый-бедный; маленький - большой; радостный - печальный).

Синонимы? (Горе, беда; ветхий, дряхлый; сокровища, богатства; печальный, невеселый; прости, извини).

^ ВСТРЕЧА С ЛЕКСИКОНЧИКОМ. РАЗБОР КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Раздается стук в дверь, и появляется Лексикончик с сумкой и сапогами-скороходами в руках.

Лекскончик. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, здесь проходят уроки русско­го языка в 5 классе?

Учитель. Здравствуй, Лексикончик! Ты вовремя прибыл, проходи, пожалуйста. Мы готовы тебе помочь, правда, ребята? Покажи свою сумку. Что здесь написано? /Корреспонденция/

Может быть, это та самая сумка, которую потерял почтальон? Как вы думаете, ребята?

Выясняется, являются ли слова почта и корреспонденция синонимами.

Приветствуются члены судейской коллегии - словари - толковый, синони­мов, антонимов, омонимов.

Каждый член судейской коллегии – словарь сообщает о своем назначении, учащиеся распознают словари.

Письмо №1. г. Лексикология. Кому адресованы эти стихи?

Жильцов квартиры номер два

Застать сумеете едва.

Они стоят уж у порога

Всегда готовые в дорогу:

Один высокий - другой низкий;

Один толстый - другой тонкий;

Один грустный, другой веселый.

/Антонимы/

2. Путешествие в города Фонетика и Графика. Вступительное слово учителя. Заглянем в волшебное зеркало. Посол страны Безграмотландии передал королеве важные сведения о собра­ниях, происходящих в городах Фонетика и Графика:

"Наконец-то нарушены мир и спокойствие городов Фонетика и Графика. Звуки речи и буквы русского языка начали борьбу за получение важных мест и достоинств. Буквы алфавита отстаивают свои преимущества; звуки речи, глас­ные и согласные, подают жалобы в Высший суд городов. Жалобам, видимо, не будет конца. Я выражаю надежду, ваше величество, что в вашей стране в ско­ром времени появится множество новеньких Ошибкиных".

Вот и сегодня Высший суд в составе Главного Судьи - Разума, его помощни­ка - Русского языка, прокурора, адвоката рассматривают жалобы. Понаблюдаем за ходом суда.
^ Инсценировка "ЗАСЕДАНИЕ ВЫСШЕГО СУДА"
Главный судья - Разум. В Высший суд поступила следующая жалоба: «Я, мягкий знак из русского алфавита, постоянно испытываю притеснения от букв е, ё, ю, я, которые отнимают у меня мое главное право - обозначать мягкость согласных звуков на письме. Прошу восстановить справедливость!» Что думает по поводу данной жалобы прокурор?

Прокурор. Считаю, что жалобы и претензии мягкого знака являются необоснованными, т.к. буквы е, ё, ю, я созданы для обозначения мягкости согласных и звуков [а, о, у, э].

Главный судья - Разум. Предоставим слово адвокату.

Адвокат. Я считаю жалобу вполне обоснованной, т.к. мягкий знак, действи­тельно, создан для обозначения мягкости согласных звуков, например: день, конь, ведьма.

^ Главный судья. На сегодняшнем заседании нам нужно рассмотреть еще одну жалобу, поступившую от буквы я: "Я - последняя буква в алфавите, считаю, что по достоинству должна занять первое место, т.к., в отличие от буквы а, которая может обозначать только звук [а], могу не только обозначать этот звук вместо неё, но и обозначать два звука [й, а].

Поэтому первое место, должно принадлежать по праву мне.» Судья обращается к прокурору и адвокату, те отвечают молчанием , удивлены.

Главный судья. Ввиду огромного количества поступивших жалоб, суд считает необходимым удалиться на совещание. По возвращении судья зачитывает решение.

Выполняются по просьбе Суда задания, требующие знаний фонетики и графики.

Учитель уточняет количество жалоб, которые могут поступить от всех букв и звуков языка.

^ Конспект урока
ЦЕЛЬ УЧЕБНАЯ: проверить уровень усвоения программного материала, качество знаний учащихся, отработать умение использовать приобретенные навыки для решения лингвистических задач; развитие орфографической зоркости.

Оборудование

1. Эпиграф к уроку:

Слова, дружище, - это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!

М. Горький

2. Изображение дерева, в корне которого слово вода, на кроне - слова подводный, подводник, безводный, надводный, водник, водяни­стый, приводниться, водянистость, водный, водичка и т.д.

3. Строительным материал: корни - лес, город-, - игра; суф­фиксы: -н-, -ник, -ист-, -ник, -ян, -ость, -иц, -ичк; приставки под-, без-, при- (проецируются на экран).

4. Лингвистические словари, в том числе

"Школьный словообразовательный словарь".

5. Текст Обращения Великого Комбинатора Слов.

"Жителям городов необходима квалифицированная помощь. В связи с этим мы предлагаем вам организовать курсы для санитаров, медицинских сестер, необходимы также терапевты, педиатры и другие специалисты, владеющие современными методами диагностики заболеваний.

Лингвистическое здоровье жителей может быть восстановлено только совместными действиями всего медицинского персонала. В бригаду по оказанию помощи войдут все, кто выполнит предложенные на курсах задания.»

6. Слова из текста инсценировки для разбора по составу: Лингвистика Величество королевство расшатать разрушить сдвинуть полагаю безболезненный безграмотность восстановить

7.Текст телеграммы:

Срочно нужна помощь

Присылаю главного врача,

Великого Комбинатора Слов.

8."Программа курсов повышения квалификации" [Слова, дружище, - это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!]
^ ХОД УРОКА
1.Слово учителя. Продолжаем наше сказочное путешествие в волшебную страну Лингвистику.

- Как называется страна, где живет наука о языке?

- Какие разделы науки о языке мы изучили?

- Почему г. Морфемика и г. Орфография расположены рядом?

- Что изучается в морфемике?

- Для чего нужна орфография?

- Посмотрим в наше волшебное зеркало. Как поживают жители этих
волшебных городов? Не угрожает ли им королева Безграмотландии?
2. Инсценировка "Телеграмма королевы Лингвистики".

^ Королева Безграмотладии:

- Повелеваю: немедленно уничтожить город Орфографию и г. Морфемику. Я хочу быть уверенной в победе над королевой Лингвистики. Это вопрос вашей жизни и смерти. На размышления даю вам 3 секунды.

Подданный:

- Ваша воля будет исполнена, ваше величество; я думаю, нам удастся, во-первых, расшатать основы слов, во-вторых, разрушить корни, сдвинуть границы приставок и суффиксов, в - третьих. Полагаю, что эти простые операции не будут безболезненными: вирус безграмотности всесилен и всемогущ, Ваше величество!
^ Курсы подготовки специалистов по восстановлению лингвистического здоровья

Учитель: "Узнав о том, что мы с вами закончили изучать разделы науки о языке, Лингвистики, королева Лингвистики прислала главного врача: Великого комбинатора слов. Он привез с собой телеграмму от королевы Лингвистики:

"Срочно нужна ваша помощь. Присылаю вам главного врача г. Морфемика и г. Орфография, Великого комбинатора слов."

Программа курсов повышения квалификации.

  1. Коллективный кроссвордный диктант "Части слова" под руководством главного врача.

  2. Восстановить разрушенные волшебные деревья в Морфология.

Строительный материал: корни:

- лес-, город-, игр-; суффиксы: -м-, -ник, -ист, -ник, -ян, - ость, -иц, ичк, приставки: без, при . -Могут ли помочь окончания? (Нет, они образуют формы одного и того слова).

^ Индивидуальное задание. Работа по словообразовательному словарю.

3. Установить диагноз. Вылечить слова. Какие же лекарства – знания нужны? Хирургическое вмешательство потребуется некоторым из слов, Найдите их.

Вор-ваться, во-евать, во-рох, во-гнать.

Добраться, до-машний, до-верить, до-брота.

Пре-двидеть, пре-дмет. Рас-писание, рас-тение, рас-колоть.

4. Восстановить потерянные буквы. Что нужно помнить, чтобы правильно выбрать з или с?

…гущенное молоко з - часть корня?

…доровье С-приставка?

... берегательная касса

...горбленный человек

4. Музыкальная пауза. У жителей г. Морфемика была любимая песня. И вдруг она исчезла, и мелодия забыта. Остались стихи.

- Чья это любимая песня? Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Какие же части слова делают, образуют новые слова? Почему окончания не очень любят эту песню (образуют формы слова).

6. Формы слова и однокоренные (родственные) слова жили в отдельных домиках.

Оказавшись вместе, почувствовали себя неуютно. Давайте возвратим их в родные дома.

^ Словарный диктант

Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесники.

I вариант - формы слова выписать;

II вариант - выписать однокоренные слова

- Какие части слова образовали новые слова? Выделите их.

7. ^ Лингвофизминутка. Учащиеся делают лёгкий хлопок, только услышав новое слово.

Луна - луны; луной - лунный; возил - вожу; возчик - возок; год - годик, смех - смешно; купил - куплю; смотрел - смотрю; дом-домик, вез - привез, род­ник - родником.

8. Творческий диктант. От некоторых слов остались одни окончания? Почему мы не сможем помочь назвать их? (Мы не знаем лексического значения). Волшебник - толковый словарь напоминает нам их лексическое значение. Угадайте и запишите эти слова!

  1. Профессиональный наездник, на скачках, бегах (жокей).

  2. Водитель машины (шофер).

I. 3. Человек, нарядно одетый, любящий нарядно одеваться (щеголь).

4. Уважение, оказываемое кому-нибудь обществом, окружающими людьми (почет).

5. Место соединения сшитых кусков ткани, кожи (шов).

  1. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шепот).

  2. Плод дуба (желудь).

  3. Выдолбленная из дерева лодка (челн).

  4. Глухой звук от трения, легкого соприкосновения чего-нибудь с чем-нибудь (шорох).

  1. Тонкая веревка (бечевка).

  2. Откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон).

II. 1. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).

  1. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чер­тежах (циркуль).

  2. Указания, правила, касающиеся выполнения чего-нибудь (инструкция).

  3. Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).

  4. Плодовые растения, к которым принадлежат лимон, апельсин, мандарин (цитрусовые).

12. Лингвофизминутка отдыха для глаз. Две буквы С в слове – учащиеся поднимают по две руки, одна буква С в слове -одну руку.

Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, бессмертник, беспорядок, расшуметься,

13. ^ В разведку! Найдите все приставки, чтобы предупредить заболевания.

Водоразборная, перераспределение, заблагорассудится, врассыпную, происшествие.

15. ^ Музыкальная пауза. Любимая шуточная песенка корней с чередо­ванием гласных 0-А.

Лаг - лож, раст - рос - ращ.

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так

Человек

Изобрел

Бутерброд.

Что я сделаю? Положу. Что делаю? Кладу. (Без приставки корень – лож- не употребляется.)

16. Выборочный диктант. Выписать слова с чередующимися гласными в корне.

1. Интересно наблюдать развитие бобовых растений. 2. Брошенное в зем­лю семя пускает ростки, пробивающиеся к свету и воздуху. 3. Через несколько дней после прорастания от стебля растения ответвляются отростки - длинные тонкие усы. 4. Экзаменаторы смотрели на него со всевозрастающим удивлением. 5. Растительность на его лице осталась без изменения.

17. Возвратить в свои дома однокоренные слова с корнем раст-, рос-.

Какие слова являются лишними?

Выросли, оросили, подрастать, растительность, растолстеть, растение, возрастной, растрепанный, расталкивать, роскошный, расти.

18.Лингвофизминутка. Игра в "словесный мяч". Отразим мгновенно удар, поймав мяч, назовем проверочное слово.

Лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, виноват, небеса, отрекаться, растянуть, сердечный, оживление, объяснение, насмехаться, испаряться, нарядить, скрипеть, чистота, частота, измерять, слизнуть, заминировать.

19. Найти "третье лишнее".

Гореть, угорать, гора.

Вода, водить, водник

Боль, большой, больница Горе, нагорный, горевать.

20. Найти "четвертое" лишнее.

Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

Чтец, жилец, певец, спец.

Подрезка, подружка, подрыв.

21. Лингвофизминутка. Конец - делу венец. Чтобы правильно писать окончания, надо их правильно находить. Учащиеся делают хлопок, если в слове окончание –ов.

Слова одинаково оканчиваются, но в одних - нулевое окончание, в других - окончание существительного –ов во множественном числе в родительном падеже.

слов, домов, столов, коров, ковров, голов, основ
^ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
"Специалистов высокого класса" определяет учитель после проверки тетрадей.

НО! Санитарами и медицинскими сестрами (юными докторами) сегодня можно назвать всех, кто активно работал. Лучшим присвоено Звание "Юный доктор слов". Помощь можно оказывать и бескорыстно, с душою. /У врачей особое отношение к человеку. Они дают клятву Гиппократа; любому человеку, независимо от его положения в обществе (вор, преступник, честный - бесчестный) должны оказать медицинскую помощь.

Поэтому, наверное, в старой России первых женщин - медиков (врачами чаще были мужчины) называли высокими словами — сестрами милосердия.

Почему? Разберем слово по составу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconОбщеобразовательная подготовка но
Введение. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Лексика и фразеология. Морфемика, словообразование, орфография. Морфология и орфография....

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок русского языка в 3 классе Тема урока "Правописание парных согласных в корне слова"
Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в путешествие в страну «Орфография»

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок внеклассного чтения в 3-ем классе: «Путешествие в волшебную страну»
«Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок путешествие в 5 классе по теме «В городе…Кто здесь живёт?»
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Кем вы будете на уроке? А каких путешественников вы знаете?...

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconОсновное общее образование
Речь и речевое общение. Речевая деятельность. Текст. Функциональные разновидности языка. Общие сведения о языка. Фонетика и орфоэпия....

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconЗаседание гмо учителей-логопедов в форме деловой игры на тему «Мнемотехника...
Мбдоу «Детский сад №43» прошло первое заседание гмо учителей-логопедов в форме деловой игры на тему «Мнемотехника в коррекционно-воспитательной...

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок в 6-м классе по теме "Имя числительное". Урок-путешествие
Карта-схема маршрута путешествия (изображение на доске или плакат, станции: "Одиночка", "Сто", "Этимологическая", "Граматейкино",...

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрок междисциплинарного цикла в третьем классе «Путешествие девочки...
Тема урока: Решение простых задач на умножение и деление разных типов. (58-й урок)

Урок деловой игры в 5 классе «Путешествие в Лингвистику. Города Морфемика и Орфография» iconУрока: обобщающее повторение Форма: урок игра: «Путешествие в стране...
Учитель: Мы сегодня проведём не обычный урок, а урок-путешествие. В ходу урока вы сможете (цели для учащихся)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск