Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья»






Скачать 115.32 Kb.
НазваниеУрока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья»
Дата публикации01.11.2013
Размер115.32 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Автор: Фазлыева Олеся Игоревна

Полное название образовательного учреждения: Ямало-Ненецкий автономный округ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Предмет: логопедия

Тема: «Наша дружная семья»

Класс: второй класс с ОНР III уровня

Учебно-методическое обеспечение: модифицированная логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи» для обучающихся с общим недоразвитием речи

Время реализации занятия:40 минут

Цель урока: Активизация словарного запаса по теме « Наша дружная семья»

^ Задачи урока:

Образовательные

  • выявление представлений детей о семье, уточнение понимания родственных связей;

  • уточнение понятий «семья», «члены семьи».

Развивающие

  • активизация словарного запаса по теме «Семья» (родословная, генеалогическое дерево, род);

  • развитие понимания логико-грамматических конструкций;

  • закрепление навыка образования родственных слов;

  • закрепление навыка словообразования существительных
    с уменьшительно-ласкательным значением.

Воспитательные

  • воспитание у детей уважения к членам своей семьи;

  • желание высказывать свои чувства близким людям.

Тип урока: групповой

Форма урока:

  • диалогический проблемный урок

Оборудование: презентация в Роwer Point, мультимедиа проектор, ноутбук, фонарик, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах).
^ План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

Подготовительная часть-состоит из двух этапов:

  1. мобилизирующего, задача которого создать эмоциональный настрой и положительную учебную мотивацию;

  2. вводного в тему. На данном этапе подвела детей к теме занятия через ряд наводящих вопросов по установлению обобщающих понятий. Поставила перед детьми задачи.

Считаю, что в данной части выполнены поставленные задачи. Дети настроились на занятие и включились
в деятельность.

Основная часть представлена в форме - беседы.

На I и II этапах стремилась выявить представление детей о семье, уточнить понимание понятий родственных связей и родственных слов в русском языке. Считаю, с поставленной задачей справились.

На III этапе происходила работа по активизации словарного запаса через знакомство с новыми словами (родословная, генеалогическое дерево, род), развивали понимание логико-грамматических конструкций, закрепляли навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уверена, детям было интересно. Данный этап мы преодолели легко.

Следующий, IV этап - физкультминутка. Дети должны были отдохнуть, снять усталость и напряжение, сменить статическую позу на динамическую. Думаю, что этап прошел удачно. Дети действительно отдохнули.

Следующий этап был посвящен развитию связной речи. Дети учились выстраивать последовательный рассказ о семье по плану. Сначала в качестве образца дети прослушали аудиозапись. С помощью игровой ситуации смогли сами установить последовательность пунктов плана. Далее, работая в группах, ребята представляли свои рассказы и оценивали друг друга.

Думаю, на данном этапе все задачи выполнены. Дети научились составлять краткий рассказ о своей семье.

В течение всего занятия старалась воспитывать у детей уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. Кроме того, дети продолжали учиться работать в парах, соблюдая, правили общения.

В течение всего занятия использовала следующие методы:

  • словесные (беседа, объяснение);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация);

  • практические (разнообразные упражнения);

основные принципы:

  • комфортности (доброжелательность, содружество, сопереживание);

  • успешности (ощущение своего личностного роста, уверенность в себе);

  • доступности (постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему).

Итак, подводя итог всему занятию, могу отметить хорошую работоспособность обучающихся, старательность и умение выполнять поставленные задачи. В перспективе планирую развивать у ребят самоконтроль, уверенность при ответах, коммуникативные навыки. Считаю, что занятие удалось, поставленные цели и задачи выполнили.


2 минуты

2 минуты

10 минут

10 минут
2 минуты
12 минут

2 минуты


^ Ход урока:

Организационный момент.

Логопед:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

^ Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята обратите внимание на экран, давайте назовем, кто изображен на картинке? (Ответы детей.)

Как одним словом назвать этих людей: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Все эти люди - родственники, семья.)

Теперь рассаживайтесь на свои места.

А как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее наше занятие? (Семье.)

Логопед: Вы правильно догадались, сегодня на занятии мы поговорим
о наших родственниках, семьях и о родственных словах «семьях» в русском языке. Вспомним, как нужно относиться к своим самым близким людям.

^ Вводная беседа.

Логопед: Ребята расскажите, что такое «семья»? (Ответы детей.)

Для чего нужна семья? (Ответы детей.)

Обобщение ответов детей.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как хорошо, что у вас у всех есть семья!

^ Основная часть.

1 этап.

Словарно – орфографическая работа.

С_ мейка (семьи), д _ твора (дети), р _ дители (род) .

Логопед: Вставьте пропущенную букву.

Игра «Найди место для слов».

Логопед: Что такое пословицы? (Аргументированные ответы детей)

Логопед: Обратите внимание на экран, давайте прочитаем, что там написано?

Вся семья _______, так и душа на месте.

Яблоко от яблони ________ падает.

На что и_____, когда в семье лад.

Дети: Это пословицы, но в них пропущены буквы.

Логопед: Совершенно верно, вы были внимательны! Чтобы понять, о чем пословицы, предлагаю слова-помошники, которые помогут вам раскрыть смысл пословиц.

(вместе недалеко клад)

Работа в парах, взаимопроверка, обсуждение смысла образованных пословиц.

Логопед: Где собирается вся семья по вечерам? Куда стремимся мы после долгих путешествий? (Домой.)

Логопед:

Дом… это слово знакомое всем нам с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни место.
И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье. А дают нам это счастье наши родственники. Хочется, чтобы они чаще бывали дома и окружали нас своей заботой.

Логопед: А сейчас предлагаю поработать в парах. Вспомнить и записать слова с корнем - дом-.

Давайте назовем образовавшиеся слова, какой паре удалось вспомнить наибольшее количество слов?

Дети:

бездомный

домик

домина

домишко

домище

домовитый

домовладелец

домовладение

домоводство

домовой

домосед

домострой

домохозяйка

домочадец

домработница

домушник

надомник

Ответы детей: Мы успешно справились с этим заданием, помогла нам наша сообразительность и смекалка, мы узнали новые слова и их значение.

^ Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Игра «Кем приходятся?».

Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)

Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Внук)

Девочка для папы и мамы кто? (Дочь)

Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)

Папа для дедушки и бабушки кто? (Сын)

Мама для дедушки и бабушки кто? (Дочь)

Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)

Развитие общей моторики. Физкультминутка «Бабушка».

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Логопед: В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило родословное дерево и герб. Для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода.

Наука, занимающаяся родословными, называется - генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.

Родословная - поколенная роспись одного рода, в которой показана степень родства и происхождение.

Как вы понимаете значение слов «родители, родственники»?

От какого слова произошли эти слова - понятия?

(Род – это все наши предки, которые жили до нашего рождения.)

Логопед: А сейчас предлагаю поработать в парах. Придумайте еще ряд родственных слов с корнем - род-.

Дети - родиться, родня, родственник, родной, родина, родословная.

Логопед: Ребята, про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них? (Рассуждения и ответы детей).

Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.

^ Слушание стихотворения.
К дедушке и бабушке Катя и Володя,

В гости на оладушки в выходной приходят.

Внук Володя попросил:

- Дед, налей мне чаю.

Дед низко голову склонил,

- Плохо слышу я внучок, не чета тебе я.

Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет.
Катя бабушке кричит:

- Ты не видишь что ли,

Что солонка тут стоит, на столе без соли?

Кате бабушка в ответ:

- Я ведь вижу плохо,

Мне уже не мало лет, помоги мне кроха.
Логопед: Ребята, что вам не понравилось в поступках детей? Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми? (Ответы детей).

Логопед: Я прочитаю вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?

Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет - красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.

  • Вы часто говорите маме, что любите ее?

  • Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.

  • Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками?

  • Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку
    и отломили половинку дедушке?

  • Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию?

Логопед: Как, по-вашему, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? (Ответы детей).

Логопед: Давайте попробуем это сделать.

Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

^ Мама - мамочка, мамуля, мамулечка.

Дед - дедушка, дедуля, дедулечка.

Папа - папочка, папуля, папулечка.

Логопед: Теперь предлагаю каждому подобрать слово-качество, которое могло бы охарактеризовать вашу семью.

^ Дети: Дружная семья, большая семья, спортивная семья и т.п.

Логопед: Ребята сейчас предлагаю вам прослушать отрывок рассказа девочки-четвероклассницы, которая рассказывает о своей семье. Сегодня на занятии мы много беседовали о семье, о правилах вежливого отношения
к старшему поколению, учились высказывать свои чувства близким
и родным людям.

^ Прослушивание аудиозаписи с рассказом о семье.

Дети: Очень интересный рассказ и семья такая большая и дружная!

Логопед: Ребята, расскажите о ваших семьях, семейных традициях, совместном время провождении? Для того чтобы рассказ был всем понятным, грамматически правильным поможет нам план рассказа.

Обратите внимание, на доске развешены карточки с пунктами плана, но что-то здесь не так?

^ Дети: Пункты плана не на своих местах они как-бы перепутаны.

Логопед: Да, если внимательно рассмотреть, то и в правду все не на своих местах, расставьте пункты плана так, чтобы они стали вашими помошниками в составлении рассказа.

План рассказа:

1. С кем ты живешь?

2. Как зовут твоих родственников?

3. Где работают твои родители?

4. Как ты проводишь свободное время вместе с семьей?

5. Какая ваша семья?

Логопед: Расскажите о своей семье. (Рассказы о семье нескольких детей).

Подведение итогов.

Логопед: Наше занятие подходит к концу.

Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии?

Какие правила культурного общения вы запомнили? Как нужно относиться

к членам своей семьи? Почему семья - это самое главное в жизни человека?

Какие игры вам больше понравились? С каким заданием вы легко справились? Какое задание было самое трудное?

Давайте встанем в круг. (Дети встают в круг).

Логопед: У меня есть волшебный фонарик. Сейчас вы будете передавать друг другу фонарик, и желать что-то хорошее своей семье и это обязательно сбудется. Я же желаю, чтобы вы, ребята, никогда не огорчали своих родителей. Всем желаю здоровья и семейного счастья!

Организованное окончание занятия.

Список использованной литературы:


  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

  2. Козырева Л.М. Логопедическое пособие: звуковые разминки и упражнения. - М., 2004.

  3. Мазанова Е.В., Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии «Учусь работать со словом» - М.: «ГНОМ и Д»,2008.

  4. Козырева Л.М., Как образуются слова. Ярославль. АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,2006.

  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений
    с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов
    и психологов, - М.:АРКТИ, 2002.

  6. Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт - Петербург, 1996.

  7. Интернет портал Pro Школу.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconСказка «Гуси-лебеди»
Развитие речи (обогащение словарного запаса, активизация пассивного словаря, развитие умения отвечать на вопросы)

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconЗадача учителя помочь ребёнку умело пользоваться богатством родного языка в повседневной речи
«От слова к слову» способствует расширению знаний о языке, пополнению словарного запаса, воспитывает любовь к родному русскому языку,...

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» icon«Наша дружная семья»
Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке,...

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» icon«Дружная семья»
Задание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, выбрать те, на которых изображена дружная семья, и отметить их знаком «+»

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconКнига сказок
Цели: вызвать у детей интерес к сказкам; поднять эмоциональный настрой детей посредством встречи с героями сказок и игровой деятельности;...

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconКлассный час во 2 «А» классе «Я + я = счастливая и дружная семья»
Я её немного расширила и вот, что получилось : «Я+Я = счастливая и дружная семья»

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconТема урока: «Наша дружная семья»
Я раздаю вам по два кружочка. Сейчас вы покажите своё настроение рисунком: если настроение хорошее – то нарисуйте улыбчивую рожицу,...

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconТема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»
Привитие и развитие интереса к слову, к новым знаниям, расширение кругозора, обогащение словарного запаса учащихся

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconТема: Работа над татарской народной сказкой «Три дочери»
Цель урока: обогащение читательского опыта и словарного запаса на татарском языке, развитие читательского интереса

Урока: Активизация словарного запаса по теме «Наша дружная семья» iconЗанятие презентация «Наша дружная семья»
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск