«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе»






Скачать 133.53 Kb.
Название«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе»
Дата публикации01.11.2013
Размер133.53 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Инновационные технологии в системе обучения русскому языку школьников с проблемами интеллектуального развития

Ларионова Н.И.: руководитель МО учителей - предметников , учитель русского языка и литературы

ГБС(К)ОУ школы-интерната №2 г.Абинска Краснодарского края.

Доклад.

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе».
Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения  в коррекционной школе. Значительное затруднение в овладении речью осложняется недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Речь учащихся коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна. В результате этого появляются препятствия в изучении детьми орфографии. Мне, учителю коррекционной школы, понятен тот интерес, та заинтересованность, которые проявляются к проблемам развития устной и письменной речи у умственно отсталых школьников. И волнует практическая сторона – как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие виды упражнение дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно использовать в коррекционной школе, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно отсталых учащихся. В практике  своей работы  на уроках русского языка я использую, практически, все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы.

В современных условиях возникла острая необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов. Работать по-старому нельзя при обилии инновационных технологий, необходимых в коррекционной работе, которые я уже применяю:

·        это технология опережающего обучения,

·        развивающее обучение,

 .    технология тестирования,

 ·        проблемное обучение,

 ·        частично-поисковые технологии,

 ·        личностно-ориентированные технологии,

 ·        методы проектного обучения,

 ·        технологии формирования здорового образа жизни,

 ·        коллективно-творческие дела,

 ·        информационно-коммуникационные технологии,

 ·        технологии игрового обучения,

 ·        коллективная система обучения,

 ·        разноуровневое обучение.

 

Я считаю, что в коррекционной школе возможно и нужно постоянно проводить исследовательскую работу над словом,  орфографическим правилом. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать  правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения. Уроки русского языка я начинаю с девиза: «Язык родной, дружи со мной». Очень важным этапом работы на уроках русского языка является словарная работа.

Словарная работа в коррекционной школе представляет собой совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, способствующих усвоению учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

На уроках русского языка я придерживаюсь такой методики работы над словарным словом:

1.     Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

2.     Подумай, что обозначает данное слово. Сформулируй определение сам.

3.     Прочитай определение слова по словарю.

   - Удалось ли тебе правильно дать определение слову?  

4.     Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях.

5.     Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои.

6.     В каких произведениях литературы вы встречали данное слово? Вспомните.

7.     При чтении произведений художественной литературы выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

8.     В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

9.     Подбери обобщающее слово к данному. Продолжи ряд слов.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в коррекционной школе проводится в соответствии с теми же видами грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой. Среди видов работ по грамматике я выделяю работу с орфографическим словарем, которая сопровождается заданиями типа:

- выпиши слова определенных грамматических категорий;

- подбери однокоренные слова к словам из словаря;

- составь предложения с заданными словами;

- составь текст на заданную тему, используя слова из словаря.

Также, для уроков русского языка я разработала и использую карточки при изучении следующих тем:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

2. Мягкий знак. Например.

Закончите предложение.
Думаю, известно всем,

Дней в неделе ровно…(семь).

2.Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту … (дверь).

Вставьте мягкий знак там, где это нужно.

Вес … ден… идет дожд…


3. Состав слова.

  1. Разбери слова по составу:

Глазки, подснежник, разбег, зимушка, водяной, песочный, лисёнок, белка, полёт, речка.

  1. Разбери слова по составу:

Шубка, снеговик, заморозки, осенний, переход.

  1. Подбери по одному слову к каждой схеме:

, ,

.




  1. Имя прилагательное.

Найди и отметь знаком v имена прилагательные.

1

деревянный




океан




2

колоть




соленый




3

кусать




вкусный




4

Прохладно




морковь




5

русский




влажный




6

пустой




шагать




Задания для детей 2-го уровня

Найди и отметь знаком v имена прилагательные.

1

осторожно




чистый




2.

сырой




тюльпан




3

прозрачный




считать




4

арбуз




точный




5

колоть




кислый






  1. Глагол.

Найди лишнее слово

  • Б.жать, ш.стой, ж.лтый

  • Свеж., хорош., малыш.

  • Мыш ., стереч., береч.

  • Б.льшой, .лектрический, л.сной





Найди и отметь знаком v глаголы, которые отвечают

на вопрос что делать?

1

позвонил




смеяться




2

захотеть




спать




3

чертить




закончить




4

убрала




помогать




5

мяукать




забежать




6

расставил




вертеть




7

вызывать




прошло




8

мириться




склеить




9

дружим




шептать




10

смастерил




завязывать





Найди и отметь знаком v глаголы , близкие по смыслу


1

спешить

торопиться




стоять

лежать




2

читать

пересказывать




интересоваться

увлекаться




3

лезть

лизать




ломать

разрушать




4

шагать

идти




танцевать

спать




5

грустить

печалиться




ловить

искать




6. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

7. Имя существительное.

« Четвертый лишний». Спиши. В каждой строчке оставь только имена существительные. Остальные подчеркни .Напиши часть речи, которую ты подчеркнул, вопрос, на который она отвечает.

Печка, печник, печь, печной _____________________________

Подоконник, окно, оконный, окошко _______________________

Зимний , зимушка, зима, зимовье __________________________

Подсказка, сказка, сказать, сказочник ______________________

^ Подчеркни знакомые орфограммы


8. Звуки и буквы.

С какими гласными согласные читаются твёрдо?

а о у ы э

ма но ку рэ сы

С какими гласными согласные читаются мягко?

и е ё ю я

ни ре мё сю ля




9. Удвоенные согласные.

10. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

11. Предложение.



12. Непроизносимые согласные.

Очень интересно проходит работа с пословицами и загадками.

- Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
-   Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

-   Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
-    Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  -  Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  -  Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
- Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
-  Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
Наряду с логическим мышлением и творческим воображением данные виды работы призваны совершенствовать устойчивость, наблюдательность, орфографическую зоркость и, несомненно, речь учащихся.

В 2012-2013 учебном году я начала использовать на уроках русского языка и чтения систему ТРИЗ.

^ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
       Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
       Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она работает на повышение культуры мышления. На уроке с ТРИЗовской технологией постоянно идет речемыслительная деятельность учащегося по типу «мозгового штурма». Я сделала вывод, что уроки перестают быть скучными, а ответы однообразными. Ученики раскрепощаются. В результате у учащихся формируется мышление, способное объяснять явления окружающей действительности. Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу.
Приведу примеры использования в своей педагогической деятельности этой технологии на уроках русского языка и чтения.

  1. Метод «Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Для этого на уроках русского языка я использую тесты по изученным темам. Учащимся нужно кратко ответить «Да» или «Нет».

^ 2.Модель “Морфологическая копилка” для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении новых тем. Сбор частей слова для конструирования новых слов; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

3.Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.

Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.

“По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.

(По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ).

– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

4.– Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников. Первая группа использует прилагательные в описании портрета, а вторая группа создает портрет без прилагательных.

- После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.

5.Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция"("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.

^ На уроках чтения я также использую Триз технологию , конкретно- копилку рифм, метафор; копилку личностных качеств для характеристик героев. 

Например.

   1.    При составлении плана произведения я использую метод схематичного изображения событий, происходящих с героями.
       Обязательно создаем паспорт литературного героя.                                Это универсальный прием может быть использован для создания характеристик литературных героев на литературном чтении.

Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»:

^ Имя – Алексей

Автор (создатель) – А.С. Пушкин

ПропискаГде живет – в одной из отдаленных губерний

Кем служит – молодой барин

Особые приметы – смелый, умный, любопытный, настойчивый, красивый, упрямый, не выполняет приказания отца.

       Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.

2.Учимся придумывать рассказы или сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало рассказа ( сказки), придумать как можно больше заглавий к ним.

Второй этап - сочинение рассказов (сказок по опорам).

3.Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

Особое место в системе развития речи старших школьника занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. В своей работе мы использовали такую тематику писем: "Письмо президенту", (это сочинение было проведено перед выборами президента РФ в 2012 году) "Письмо другу», «Письмо маме» (письмо было написано ко Дню матери), "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Для развития речи школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика, на уроках развития речи мы пишем сочинения по картинам известных художников. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса

На уроках русского языка в 5-9 классах я использую выборочно элементы компьютерных тренажеров и тестов, предназначенных для общеобразовательной школы. Не все формулировки заданий и их содержание были доступны умственно отсталым детям, поэтому я использовала только те упражнения, которые соответствовали возрасту и умственным возможностям. Каждое задание ставит перед учащимися небольшую, узкую по содержанию познавательную задачу, которую может решить каждый ученик без помощи учителя. Это позволяет формировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля. При ошибочном ответе на экране монитора ученик видит опорную схему или правило, что позволяет ему самому исправить ошибку. Однако, наряду с положительными моментами, использование на уроках русского языка компьютерных технологий имеет ряд недостатков: работа на компьютере не обеспечивает активной речевой деятельности учащихся, не позволяет установить живого общения между учителем и учениками. Практический опыт работы с тренажерами показывает, что использование компьютера не может полностью заменить собой традиционные формы обучения, но, тем не менее, применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое коррекционное значение и практическую направленность.

Приведу несколько примеров работы учащихся с тренажерами.









Таким образом, знания, полученные в результате проводимой работы с компьютерными тренажерами и традиционными методами обучения, делаются более прочными и осознанными.Все виды проверки знаний, наравне с устными опросами, письменными работами, выполнением заданий на компьютере позволяют дифференцированно выявить степень усвоения учащимися программного материала.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconРазвивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в старших...

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconПояснительная записка Курс русского языка в начальной школе
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры...

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconВстреча педколлектива школы-интерната с доцентом, к п. н., преподавателем...
Мггу им. Шолохова М. И. Шишковой. Марина Игоревна прочитала лекции на темы "Современный урок в коррекционной школе" и "Коммуникативная...

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconРабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconРабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconРабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся...
«Согласовано» и принято» на заседании мc гкс(К)оу «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconЗанятие 1
Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку одна из главных. Эта общая задача включает такие,...

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconМетодического объединения «Развитие логического мышления учащихся...
Аналитический отчет мо учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconКонспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих...
...

«Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе» iconПрограмма по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает...
Информационно-методическое письмо «Об организации внеклассного чтения в начальной школе»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск