Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность)






НазваниеУрок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность)
Дата публикации25.10.2014
Размер85 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ Беласовская средняя

общеобразовательная школа

Окружной конкурс

«Современный урок

русского языка»

«Систематизация и обобщение изученного материала в конце года.

В гостях у Мяты», 5 класс

(экологическая направленность)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Яценко Елена Ивановна

1 кв. категория

2014 г.

План урока. Хронометраж.



^ Этапы урока

Время

1

Оргмомент.

2 мин.

2

Введение в тему урока.

2 мин.

3

«Мозговой штурм – морфологическая разминка».

3 мин.

4

Лексическая работа (фронтальный опрос)

3 мин.

5

Работа с текстом в группах

15 мин.

6

Повторение синтаксиса.

6 мин.

7

Орфографическая работа

5 мин.

8

Развитие речи. Составление текста

5 мин.

9

Рефлексия

3 мин.

10

Домашнее задание

1 мин.




ИТОГО

45 мин.

Цель: Повторение и систематизация изученного в течение учебного года материала.

Задачи:

1. Закрепление и повторение знаний учащихся.

2.Развитие коммуникативных умений и навыков, позволяющих перерабатывать и систематизировать информацию; связной устной и письменной речи учащихся;

3.Воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, воспитание бережного отношения к лекарственным растениям.


Ход урока

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Мы настроимся на серьезную работу, будем работать в группах. Каждое выполненное задание будете оценивать сами, ставить себе оценку объективно. В конце урока подведем итог. Итак, начнем.

^ 2. Введение в тему урока

В этом учебном году мы уже познакомились с разными лингвистическими понятиями: изучали орфограммы, части речи, члены предложения, значение слова. Настало время повторить все, что изучили в 5 классе. Запишите в тетрадях число и тему урока.

Повторять мы будем с помощью одной дамы, знакомой незнакомки. Кто она?

Ответить на этот вопрос нам поможет загадка (слайд 3)

Необычное растение

В чай добавишь – наслаждение,

Из нее получишь масло,

В нем целебных качеств масса…(мята)

У нее целебный лист.

Чай с ней вкусен и душист.

Догадались ли, ребята?

Что это? Конечно….(мята)

-Правильно! Это мята. Прежде чем ближе познакомиться с ней, проведем тестовый опрос.

^ 3. «Мозговой штурм – морфологическая разминка» (слайд 4)

Напротив правильного ответа поставить крестик или кружочек.

1.Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

2.Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

3. Имена прилагательные обозначают действия глагола.

4. Род имен прилагательных зависит от глагола.

5. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

6. Глаголы изменяются по временам.

7.Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как?

(правильные ответы: 1.2.5.6.7.)

Итак, мы готовы знакомиться с Мятой.

^ 4. Лексическая работа (фронтальный опрос) (слайд 5)

-К какой части речи относится слово мята?

-Определите морфологические признаки слова.

-Сколько букв и звуков в слове. (4б.,4зв.)

-Образуйте однокоренное слово (мятный)

-С какими существительными можно употребить слово мятный.

(мятный пряник, масло, конфета)

-Обратимся к «Толковому словарю» и определим значение слова.

«Мята,-ы, ж. Душистая многолетняя трава, употребляемая в медицине, в парфюмерной, пищевой промышленности». (слайд 6).

-Обратимся к этимологии слова (слайд 7)..

Имя растению дали древние греки в честь красавицы нимфы Менты, возлюбленной владыки подземного царства Аида. Там, где жила Мента, воздух был сказочно чист и прозрачен. Уставшим путникам она возвращала силы, больных исцеляла, а старикам дарила долголетие. Персефона (жена Аида) из ревности превратила нимфу в невзрачную травку с нежным и холодным запахом.

Нимфа – божество в виде женщины, олицетворяющей различные силы природы.

Аид – бог подземного царства.

Персефона – супруга Аида.

^ 5. Работа с текстом в группах

Обратимся к портретам Мяты. Каждой группе дано задание

Текст для 1 группы (слайд 8).

Родословная Мяты.

Мята – лекарственное душистое растение. Имя ему дали древние греки в честь нимфы Менты. В Древнем Риме к приходу гостей столы натирали свежесорванной мятой, а стены и полы обрызгивали водой, настоянной на листьях этого растения. Считалось, что запах мяты улучшает настроение и способствует приятной беседе.

Ученые уверяли, что мята благотворно влияет и на работу мозга. Поэтому знаменитый римский историк и писатель Плиний Старший любил носить на голове венок, сплетенный из свежей мяты.

В русских деревнях также очень ценили мяту. Тот, у кого не было аппетита, пил перед обедом отвар из ее листьев.

Задания к тексту.

  1. Определить тип речи в данном тексте.

  2. Найдите слова с чередующейся гласной в корне.

  3. Назовите по 3 слова каждой самостоятельной части речи.

  4. Выпишите собственные имена существительные.

  5. Ответьте на вопрос: о каких полезных свойствах мяты говорится в тексте?

Текст для 2 группы (слайд 9).

Портрет прабабушки Мяты.

Мята курчавая (или зеленая) растет кустом, достигающим высоты 80 – 90 см. От основного ствола отходит множество ветвей. От других видов мяты она отличается формой листьев. У этого растения розово – лиловые цветы. Его листья богаты полезными веществами. Народная медицина рекомендует их отваривать и применять для снятия болей при ушибах, для лечебных ванн. Курчавая мята используется как украшение и ароматическая добавка к самым

разным блюдам.

Задания к тексту:

1.Определить тип речи в этом тексте.

2.Найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне.

3.Определите время всех глаголов.

4.Выпишите краткое прилагательное, определите его роль в предложении.

5.Ответьте на вопрос: почему курчавую мяту называют прабабушкой Мяты?

Текст для 3 группы (слайд 10).

Портрет бабушки Мяты.

Перечную мяту открыл англичанин Рэй ( это произошло в 1696 году). Раньше ее называли английской мятой или мятой холодной.

Это - невысокое растение, достигает 40 – 70 см. Мелкие розовато – фиолетовые цветки собраны в соцветия. Ментол наделяет эту мяту бактерицидными свойствами. Она также является болеутоляющим средством. Ее масло есть во многих лечебных препаратах – каплях, мазях.

Задания к тексту.

  1. Определите тип речи в данном тексте.

  2. Объясните значение слова бактерицидный.

  3. Назовите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания (цветки, растения).

  4. Укажите количество букв и звуков в слове перечную.

  5. Ответьте на вопрос: почему мяту называют холодной?

Итак, мы познакомились с портретами Мяты и узнали свойства этого растения. А теперь узнаем, для чего применяют мяту в пищевой промышленности и выполним задания.

^ 6.Повторение синтаксиса

Запишите предложения и выполните задания. Каждой группе по 1 заданию (слайд 11).

  1. Свежий листочек садовой мяты – прекрасное ароматическое и вкусовое украшение многих коктейлей.

  2. Мята придаст холодноватую и ароматную нотку любому салату из зелени.

  3. Добавление листьев мяты в молоко предупреждает его прокисание.

1гр. – Выделите основы предложений.

2 гр.-Выпишите словосочетание из 2 предложения гл. + сущ. и сделайте

разбор словосочетания ( проверка – слайд 12).

3гр.-Дать характеристику 3 предложению, подчеркнуть члены предложения (проверка – слайд 13).

- Мята применяется и в парфюмерии. В какие косметические средства входит мята? (зубная паста, мятное масло, отвары ).

^ 7. Орфографическая работа (слайд 14)

- Вставьте пропущенные буквы в словах, определите основную мысль текста.

Мята – распространенный к_мпонент в с_ставе многих средств н_туральной косметики, призванной з_ботиться о здоровье наших волос. На основе мяты делают настои, отв_ары и экстракты.

^ 8. Развитие речи. Составление текста (слайд 15)

Об этом лекарственном растении была написана сказка, в которой представлены лечебные свойства мяты. Послушайте начало сказки и придумайте ее продолжение.

Сказка про мяту.

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча, и рассказал жене, что на пасеку напал клещ. Не то что меду, пчел почти не осталось.

Опечалились селянин с женой – остались без денег, которые за мед выручали. Пошел крестьянин на базар, чтобы на последние деньги детям хлеба купить. На базаре выронил монету, и прикатилась она к старику, что торговал какой-то пахучей травой.

- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит, - предложил торговец.- Залей дома мяту и пей вместо чая.

- О чем эта сказка?

- Как должна закончиться сказка по закону жанра? Сможет ли селянин поправить свои дела и избавиться от клеща на пасеке? Что ему поможет?

Продолжение сказки (слайд 16).

Согласился селянин. Дома залил кипятком мяту, как старик посоветовал, и села семья пить ароматный чай. А тут пчелка подлетела и прожужжала:

- Для нас мята – спасение. От ее запаха вредные клещи замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях ни одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и мёду наносили.

Селянин за мёд деньги выручал и больше беды не знал.

9. Рефлексия

-Ребята, вы сегодня хорошо и дружно поработали, показали свои знания. Пришло время подводить итоги.

- Какие грамматические понятия мы повторили?

- Что вы узнали о мяте? Какие полученные знания пригодятся вам в дальнейшем?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие оценки вы поставили себе за работу?

10. Домашнее задание: (слайд 17)

  1. Составить текст из 5-7 предложений на тему «Мята – наша помощница».

  2. Ответить на вопрос: Какие лекарственные травы мне известны?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №11 города Лениногорска Лениногорского муниципального района рт

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрока: «Обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Тепловые явления»
...

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconМетодическая разработка урока физики Брейн-ринг "Юные знатоки физики", 7-й класс
Обобщение ранее изученного материала по темам: строение вещества, Движение и взаимодействие тел

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрок практикум в 7 классе по теме «Решение уравнений»
Цель занятия: повторение, обобщение и систематизация материала темы; развитие индивидуальных творческих способностей учащихся; формирование...

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрока: Урок-исследование. Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Урок подготовила и провела в 6 классе Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы мбоу «Байгильдинская сош»

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconПроект сценария открытого урока русского языка в 5 классе Б
Тип урока: урок обобщения и углубления изученного (урок актуализации знаний о глаголе, полученных в начальной школе)

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconУрок русского языка в 11 классе по теме: «Причастный оборот»
Обучающая: Систематизация знаний о причастном обороте, полученных в 7,8 классах

Урок русского языка» «Систематизация и обобщение изученного материала в конце года. В гостях у Мяты», 5 класс (экологическая направленность) iconКонспект урока русского языка 2-й класс Тема: "Парные согласные на конце слова"
Цель: организация условий, для развития умения писать слова с парными согласными на конце слова



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск