Урок №5 по теме «Добро и зло»






Скачать 93.87 Kb.
НазваниеУрок №5 по теме «Добро и зло»
Дата публикации17.11.2014
Размер93.87 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок

Модуль

Основы светской этики

Урок № 5

Добро и зло

Авторы

Бондарчук Н.А., учитель Зареченской СОШ № 2 Тоцкого района;

Красавцева Е.В., учитель Тоцкой СОШ Тоцкого района;

Кузнецова Н.В., учитель Зареченской классической гимназии Тоцкого района;

Маковеева Н.А., учитель Кирсановской СОШ Тоцкого района

Руководитель

Железнова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ

^ Урок №5 по теме «Добро и зло»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло»

Задачи:

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- сформировать представление об основных этических категориях «добро» и «зло».

^ Основные термины и понятия: «добро» и «зло».

Формы организации учащихся:

Работа в группах, индивидуальная работа и общеклассная работа.

Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа, самостоятельная работа с пословицами, персонификация, коллективное исполнение песни.

^ Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».

^ Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в тему

Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор стали делиться на две группы.

- Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответ детей).

Так на свете появилось добро и зло.

- Так о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?(слайд 2)

2. Целеполагание

- Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока?

3. Актуализация знаний.

    • Понятны ли вам слова добро и зло?

    • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

(Ответы детей)

- Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о каких поступках людей в нем идет речь?
^ В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

  • Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

  • Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

  • Какое отношение вызывают у вас злые люди?

^ 4. Создание проблемной ситуации.
Проблемный вопрос: «Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?» (слайд 4)

5.Изучение нового материала.

  1. Работа в группах.

  • Итак, ребята, мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что такое добро и зло вы определите сами, работая в группах, пытаясь ответить на проблемный вопрос урока. Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На подготовку – 10 минут.

1 группа.

Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).

  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

2 группа.

Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, иллюстрации.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).

  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

3 группа.

Каким русским словам дает начало слово «добро»?

Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.

4 группа.

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло







5 группа

Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;


^ 6. Выступление представителей групп. Диалог-рассуждения (слайды № 5-8)

- Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым?

^ Вывод (запись в тетрадь).

- Добрые поступки, те, которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.

Физминутка

Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики (слайды №9-14)

7.^ Персонификация по мотивам сказки «Морозко (сценка заранее подготовлена с группой учащихся).

- А теперь, посмотрев инсценировку сказки «Морозко», попытайтесь понять, почему плохо быть злым человеком?(слайд №15)

Рассказчица:

Жили, были дед да баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка.

Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету... Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.

Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

^ Мачеха:

— Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Рассказчица:

Очутилась старикова дочь под елью, а сверху Морозко ее спрашивает:

Морозко:

— Тепло ли тебе, девица?

Падчерица:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Рассказчица:

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

Морозко:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

Падчерица:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Рассказчица:

Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами и отправил домой.

Старуха глянула — и руки врозь...

Мачеха:

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место...

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит.

А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

Морозко:

— Тепло ли тебе, девица?

^ Старухина дочь:

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассказчица:

Рассердился Морозко, да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Заголосила старуха, да поздно.

- Итак, кто в этой сказке несет зло и почему?

- Чем заканчиваются все сказки, добром или злом, почему?

- Ребята, так почему же плохо быть злым человеком?

Вывод: Надо быть добрым человеком, потому что, другим людям от этого становится тепло.

^ 8. Словарная работа(слайд 16)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

9. Закрепление.

Составление синквейна

Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.

^ 10. Итог урока.

- Ребята, так как вы различаете добро и зло?

- Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?

-Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?

Вам поможет памятка «Как стать добрым человеком?» (слайд 18)

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

  • Будь добр к людям!

  • Учись добру у добрых!

  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

  • Не причиняя зла, добрей становишься.

^ 10. Рефлексия (звучит песня Кота Леопольда «Если добрый ты…»)

Заполнение таблицы ЗУХ (слайд 17)

знаю

узнал (а)

хочу узнать на следующем уроке

^ 11. Домашнее задание (слайд 19)

  1. Прочитать страницы 12-13. Ответить на вопросы после текста.

  2. Вместе с родителями составьте и запишите правила, которые вы считаете проявлением добра.

  3. Творческие задания:

- написать свою памятку, как стать добрым человеком;

-подберите пословицы, поговорки на тему добра и зла;

-нарисуйте условные изображения лица человека, а рядом напишите слова, которые можно отнести к доброму человеку;

-нарисуйте сказочных персонажей на тему урока.

- совместно с родителями изготовление кормушек для птиц;

- изготовление закладок для книг школьной библиотеки.

(слайд 20)

Литература

  1. Основы светской этики - учебное пособие.

  2. Толковый словарь Ожегова онлайн http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211

http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740

3.Музыка. http://www.sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Песенка Кота Леопольда

4.Презентация http://files.mail.ru/JBF0FX

Во внеурочной деятельности после изучения данной темы учащимся предлагается совершить двадцать добрых дел, посвященных двадцатилетнему юбилею школы.

Межпредметные связи по теме урока осуществлялись:

  1. С внеклассным чтением: русская народная сказка «Морозко»;

  2. С русским языком: словарная работа с понятиями урока;

  3. С ИЗО: рисунки сказочных героев, проявляющих добрые и злые поступки;

  4. С Окружающим миром: совместно с родителями изготовление кормушек для птиц;

  5. С технологией: изготовление закладок для книг школьной библиотеки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconУрок 18. Добро и зло Тема : «Поспешай делать добро»
Сегодняшнее занятие мы начнем с вами несколько необычно: с двух маленьких экспериментов. В первом требуется в течение 1 – ой минуты...

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconУрок по теме «Добро и зло»
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconДобро всегда побеждает зло
Попробуем раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере прочитанных нами сказок

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconТема: «Добро и зло»
Цель и задачи: помочь детям разобраться в понятиях «добро» и «зло», воспитывать в них чувство доброты, милосердия…

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconДобро и зло
Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро»...

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconУрок 7 «Могу ли я себя назвать добрым?»
Цель: выяснить, что такое «добро», «зло». Понятия добро, добрый, доброжелательный, добрые дела. Правила доброжелательности. Примеры...

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconКлассный час на тему «Добро и зло» (4 класс) Тема: «Добро и зло»
Гареева Римма Кутдусовна, учительница начальных классов мобу сош села Суккулово Ермекеевского района рб

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconКлассный час «добро и зло». Учитель Теклина З. В. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро»
Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни;...

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconДобро и зло (первый урок)
Авилова Л. С., Акубекова С. Ю., Карпова Л. П., Уразаева Г. Ф., учителя Переволоцкого района

Урок №5 по теме «Добро и зло» iconУрок №9
Знакомство учащихся с определениями понятий «добро» и «зло», представление о грехе, раскаянии и воздаянии в религиозных культурах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск