Детская литература






Скачать 464.5 Kb.
НазваниеДетская литература
страница1/5
Дата публикации03.12.2014
Размер464.5 Kb.
ТипЛитература
top-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
КРИЖАНОВСКИЙ Н.И.

5 курс ОЗО

ZЛ-РЛ-5-1

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО "ДЕТСКОЙ ЛИТУРАТУРЕ" 5 КУРС (ОЗО).

  1. Детская литература как учебная дисциплина. Детская литература и детское чтение. Функции и специфика детской литературы.

  2. Становление детской литературы в XI-XVIII веках.

  3. Сказки А.С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественные особенности. А. Ахматова и С. Маршак о сказках Пушкина.

  4. Литературные сказки и лирика В.А. Жуковского в детском чтении. Идейно-художественные особенности.

  5. Изображение внутреннего мира ребёнка в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Художественные особенности сказки.

  6. В.Ф. Одоевский для детей. Анализ научно-художественных сказок писателя. Рассказы Одоевского

  7. Литературные сказки русских писателей II пол XIX века в детском чтении. (С.Т.Аксаков, В.М. Гаршин). Проблематика и художественные особенности.

  8. Народность сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Проблематика сказки. Художественные особенности.

  9. Природа, дети, крестьянский труд и жизнь народа в произведениях Н.А. Некрасова о детях и для детей.

  10. Особенности изображения природы в произведениях Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова.

  11. Идейно-художественные особенности поэзии А. Кольцова, И. Сурикова, И. Никитина, А.К. Толстого, вошедшей в школьное изучение.

  12. Демократизм и гуманизм рассказов и повестей писателей XIX века (Д. Григорович, К.Станюкович, В. Короленко).

  13. Образ ребёнка в автобиографической прозе русских писателей II половины XIX века (Л. Толстой, С. Аксаков, Н. Гарин-Михайловский)

  14. Тема детства и её решение в рассказах русских писателей начала XX веков (И. Бунин, А.Куприн, Л.Андреев).

  15. Проблематика и художественные особенности рассказов А.Чехова о детях детстве. Рассказы Чехова о животных.

  16. Л.Н. Толстой в детском чтении. Особенности рассказов, вошедших в «Азбуку» и «Новую Азбуку». Проблематика и художественные особенности повести «Кавказский пленник».

  17. Народные характеры и русская природа в рассказах Д.Н. Мамина-Сибиряка. Связь с фольклорной традицией цикла «Алёнушкиных сказок».

  18. Автобиографические произведения I половины XX века. Общая характеристика и анализ произведений (М.Горький «Детство», А.Куприн «Юнкера», И.Шмелёв «Лето Господне»).

  19. Творчество А.Н. Толстого для детей. Особенности сказочного творчества (раннего и 1930-е – 1940-е годы). История создания повести «Детство Никиты» и воплощение русского характера в ней.

  20. Художественное своеобразие и проблематика рассказов и сказок М.Горького в детском чтении.

  21. М. Горький о детской литературе.

  22. Стихи и сказки Маяковского для детей: пролетарский гуманизм и подлинная человечность.

  23. Научно-художественная книга в I половине XX века (Б. Житков, М. Ильин).

  24. Мир природы и мир людей в рассказах и сказках К.Г. Паустовского.

  25. Творчество В.Бианки для детей. Рассказы и сказки. «Лесная газета» – особенности жанра и композиции.

  26. Человек и природа в рассказах М. Пришвина. Сказка-быль «Кладовая солнца»: образы детей и природы. Идейный смысл сказки.

  27. Эпоха и дети в повестях В. Катаева «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Дидактизм сказок Катаева. Влияние эпохи на ребенка в повести В. Богомолова «Иван».

  28. Поэзия Серебряного века в детском чтении (И.Бунин, А.Блок, С.Чёрный, С. Есенин и др.).

  29. Традиционное течение в современной детской поэзии: Н.Рубцов, В. Берестов, В.Нестеренко, Г. Ладонщиков и др.

  30. Новаторы в современной детской поэзии: Г.Остер, Т. Собакин, О.Григорьев и др.Связь их поэзии с творчеством ОБЭРИУтов.

  31. Творчество А. Платонова для детей. Рассказы и сказки. Нравственная доминанта произведений писателя.

  32. Природоведческая книга для детей второй половины ХХ века (Н. Сладков, Е. Чарушин, С. Сахарнов, Г. Снегирёв, Г. Скребицкий и др.). Общая характеристика и анализ творчества одного автора.

  33. В. Белов. Рассказы для детей. Цикл «Рассказы о всякой живности». Идейно-художественное своеобразие. Уроки нравственности в произведениях писателя.

  34. Жанр сказа в детском чтении: "Левша" Н. Лескова и "Уральские сказы" П. Бажова. Проблематика и художественные особенности.

  35. Святочные рассказы: Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Н. Лесков «Неразменный рубль» и др. Жанровые особенности и идейная направленность.

  36. Русские прозаики II половины XX века о детях и для детей (Ю. Казаков, В. Распутин, В. Астафьев, Е. Носов, Ф. Абрамов и др.)

  37. Рассказы М. Зощенко, А. Аверченко, С. Черного о детях и для детей. Идеи, образы, художественное своеобразие . Общая характеристика и анализ творчества одного автора.

  38. Творчество Л. Чарской для детей. Общая характеристика и анализ одной из повестей писательницы.

  39. Сказки Г.Х. Андерсена. Идейно-художественные особенности. Анализ 5-6 сказок.

  40. Приключенческие повести М. Твена в чтении русских детей. Образы Тома Сойера и Гека Финна. Социальная и нравственная проблематика.

  41. Воспитательный и познавательный смысл сказки С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с гусями».

  42. Проблематика рассказов Э. Сетон-Томпсона о животных. Идейно-художественный анализ 2-3 рассказов по выбору.

  43. Выражение философии жизни в повести-сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

  44. А. Линдгрен. Жизнь и творчество для детей. Анализ одной из повестей.

  45. Особенности развития детской литературы в XIX-XX веках.

  46. Современная критика о состоянии и проблемах детской литературы.


^ Методические рекомендации для студентов:

При подготовке к семинарским занятиям необходимо в первую очередь читать тексты и стремиться к выработке собственного взгляда на произведение в целом, а также на достоинства и недостатки его содержательной и художественной сторон.

Следующий этап подготовки к занятиям – знакомство с критическими и литературоведческими работами о произведении. Здесь необходимо сопоставить своё понимание произведение с уже имеющимися в критике и литературоведении подходами, определить сущность и характер аргументации позиций, особенности позиций критиков и литературоведов.
Подготовка к коллоквиуму требует чтения критических текстов из списка, а также знания ответов на все вопросы занятия.
Для полноценной подготовки к экзамену необходимо прочитать все тексты(и художественные и критические), знать лекции, уметь анализировать произведения детской литературы на основе известных литературоведческих терминов, выучить наизусть произведения, вошедшие в список.

Важная форма ведения самостоятельной работы – ведение читательского дневника.

ТРЕБОВАНИЯ

^ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Студент, освоивший курс «Детской литературы», должен:

  • хорошо знать тексты произведений, обязательных для чтения;

  • уметь их проанализировать, выделяя существенные содержательные и формальные признаки;

  • знать тексты лекций преподавателя;

  • понимать процессы, связанные с эволюцией жанровых форм и стиля в детской литературе;

  • различать понятия «детская литература» и «круг детского и юношеского чтения»;

  • видеть особенности соотношения дидактического и художественного в детской литературе;

  • знать творчество крупнейших писателей отечественной и зарубежной детской литературы;

  • выучить наизусть корпус текстов;

  • знать содержание статей русских критиков и публицистов о детском и юношеском чтении.



ЛИТЕРАТУРА.

ТЕКСТЫ.

  1. В.А. Жуковский. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпанное дерево. Стихи для детей.

  2. А.С. Пушкин. Все сказки. Стихи, вошедшие в детское чтение.

  3. П.П. Ершов. Конёк-Горбунок.

  4. А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.

  5. В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Игоша, Столяр. Царь-девица. Мороз Иванович.

  6. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек. Детские годы Багрова-внука.

  7. Ф.М. Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке.

  8. Л.Н. Толстой. Азбука, Новая Азбука (рассказы). Кавказский пленник. Детство.

  9. Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Крестьянские дети. Соловьи, Школьник, Генерал Топтыгин и др. стихи.

  10. И.С. Тургенев. Стихи в прозе: Два богача.

  11. К.М. Станюкович. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка. Нянька.

  12. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А. Майков: стихотворения, вошедшие в детское чтение(по 5-6).

  13. А.Кольцов, И. Суриков, И.Никитин, А.К. Толстой: стихотворения, вошедшие в детское чтение(по 5-6).

  14. В.М. Гаршин. Attalea princeps. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

  15. Д.В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

  16. В.Г. Короленко. Дети подземелья. Слепой музыкант.

  17. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Зимовье на Студёной. Приёмыш. Емеля-Охотник. Серая шейка. Богач и Ерёмка. Вертел. Алёнушкины сказки.

  18. А.П. Чехов. Ванька. Мальчики. Детвора. Событие. Спать хочется. Белолобый. Устрицы. Каштанка. Беглец. Степь.

  19. М. Горький. Детство. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурочка. Яшка. Дед Архип и Лёнька. Сказки об Италии (Пете. Сердце матери. Заветы рыбака. Симплонский туннель).

  20. А.И. Куприн. Юнкера. Белый пудель Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. Ю-ю. В зверинце. Четверо нищих.

  21. Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы.

  22. И.А. Бунин. Танька (рассказ). Стихи, вошедшие в детское чтение: В лесу. После дождя. Ангел. Вечер. Апрельский день. Крещенская ночь. Вечерняя звезда. Мать. Осенняя ночь. Листопад. Помню долгий зимний вечер.

  23. А.А. Блок, С.А. Есенин: стихотворения, вошедшие в детское чтение.

  24. Л. Андреев. Петька на даче. Кусака. Ангелочек.

  25. А.Н. Толстой. Сорочьи сказки. Золотой ключик, или приключения Буратино. Детство Никиты.

  26. А. Аверченко. Рассказы из циклов «О маленьких для больших». «Шалуны и ротозеи». «Дети».(5-6 рассказов)

  27. И. Шмелёв. Лето Господне.

  28. Л. Чарская. Повести «Княжна Джаваха». «Институтка». Малая проза и поэзия (по выбору).

  29. С. Чёрный. Стихотворные циклы «Веселые глазки», «Зверюшки», стихотворение «Рождественское», рассказы «Дневник Фокса Микки», «Что кому нравится».

  30. М. Зощенко. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

  31. В. Маяковский. Стихи для детей. Хорошее отношение к лошадям.

  32. В. Катаев. Белеет парус одинокий. Сын полка. Цветик-семицветик. Кувшинчик и дудочка.

  33. В. Богомолов. Иван.

  34. Б. Житков. Циклы рассказов «Морские истории», «Злое море», «Рассказы о животных», «Что я видел».

  35. М. Пришвин. Лисичкин хлеб. Золотой луг и др. рассказы для детей(5-6 произведений). Сказка-быль «Кладовая солнца». Лирические миниатюры.

  36. М. Ильин. Рассказы о вещах.

  37. П. Бажов. Книги рассказов «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы».

  38. К. Паустовский. Сказки. Телеграмма. Теплый хлеб и др. рассказы.

  39. В. Бианки. Рассказы и сказки(5-6 произведений). Лесная газета.

  40. Е. Чарушин. Г. Скребицкий. Н. Сладков. Г. Снегирёв. С. Сахарнов. (5-6 произведения каждого автора).

  41. В. Астафьев. Конь с розовой гривой. Фотография, на которой меня нет. Васюткино озеро.

  42. В. Белов. Рассказы для детей. Мальчики. Скворцы. Рассказы о всякой живности.

  43. В. Распутин. Уроки французского.

  44. Е. Носов. Белый гусь. Кукла, Живое пламя и др. рассказы для детей.

  45. Ю. Казаков. Тихое утро.

  46. Ф. Абрамов. О чём плачут лошади.

  47. Г.Х. Андерсен. 6-8 сказок по выбору. Обязательно: Снежная королева. Дорожный товарищ. Гадкий утёнок. Дюймовочка. Соловей. Огниво.

  48. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Геккельберри Финна.

  49. С. Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями.

  50. А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.

  51. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных. (3-4 по выбору)

  52. А. Линдгрен. 2 повести по выбору.

  53. Русская духовная поэзия. (В кн. Ивановой С.Ф. Введение во храм слова (Книга для чтения с детьми в школе и дома). – М., 1994 С.211-271).

  54. Н. Рубцов. Стихи для детей. Стихотворения, вошедшие в детское чтение.

  55. Н. Лесков. Святочные рассказы(Неразменный рубль). Левша.

  56. Э. Успенский. Стихи. Сказки.

  57. И. Токмакова. Стихи. Переводы.

  58. В. Берестов. Стихи для детей.

  59. Поэзия «ОБЭРИУтов» для детей (Д. Хармс, Н. Заболоцкий – по 4-5 стихотворений).

  60. О. Григорьев, Т. Собакин, Г. Остер. Чтение сборников 2-х поэтов.

  61. А. Платонов. На заре туманной юности. Юшка. Корова. Ещё мама. Никита. Неизвестный цветок. Сб. сказок «Волшебное кольцо».


^ Тексты для заучивания наизусть

А.С. Пушкин отрывок из «Евгения Онегина» («Зима, крестьянин торжествуя…») 1 стихотворение по выбору.

Н.А. Некрасов Школьник (или другое стихотворение для детей по выбору)

И.А. Бунин 1 стихотворение по выбору

С. Чёрный Рождественское

Ф. Тютчев 1 стихотворение по выбору

А. Фет или А. Майков 1 стихотворение по выбору

А.Кольцов, И. Суриков, И.Никитин, А.К. Толстой 1 стихотворение по выбору

Н. Рубцов 1 стихотворение по выбору
Критические тексты для обязательного чтения

  1. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина//Ахматова А.А. Тайны ремесла. - М.,1986.

  2. Бонди С. Сказки Пушкина//Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. – М., 1975.

  3. Горький М. Человек, уши которого заткнуты ватой. О безответственных людях и о детской книге наших дней. О работе неумелой, небрежной, недобросовестной… О детской литературе. Литературу – детям. О темах. О сказках. Письмо П.Д. Соломеину//М. Горький о детской литературе. Статьи и письма. – М., 1958.

  4. Лобанов М.П. Освобождение//За алтари и очаги. Сборник статей. – М., 1989.

  5. Маршак С. Я. Сказки Пушкина//Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1974.

  6. Чуковский К. Лидия Чарская//Чуковский К. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1990.

  7. Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи.



Литература

Основная литература

  1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское устное пэотическое творчество. – М.,1983.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. детская литература. – М.,2002.

  3. Брадис Е. От Эзопа до Джанни Родари: Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. – М.,1965.

  4. Детская литература. /Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.,1989.

  5. Минералова И.Г. Детская литература. – М., 2004.

  6. Советская детская литература. /Под ред. В.Д. Розовой. – М.,1978.

  7. Чернявская А.Я., Розанов И.И. Русская советская детская литература. – М.,1984.

  8. Зарубежная детская литература. /Составитель И.С.Чернявская. – М.,1982

  9. Сетин И.Ф. История русской детской литературы. Конец X – 1-я половина XIX века. – М.,1990.

  10. Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей. – М., 1987.

  11. Русские детские писатели XX века: Библиографический словарь. /Под ред. Г.А. Черновой. – М.,1998.

  12. Детская литература. /Под ред. А.В. Терновской. – М.,1977.

  13. Журнал «Детская литература».

  14. Русская поэзия детям. – Л.,1989.

  15. Иванова С.Ф. Введение во храм слова (Книга для чтения с детьми в школе и дома). – М., 1994 С.211-271.


Дополнительная литература:

  1. Детский сборник: Статьи о детской литературе и антропологии детства / сост. Е. Кулешов, И. Антипова. - М. : ОГИ, 2003. - 448 с.

  2. Мировая словесность для детей и о детях : сборник научных статей : в 11 ч. - М. : МПГУ, 2002-2006. - Ч.1-Ч.11

  3. Встречи с писателями: пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. - М. : Просвещение,1978. - 288 с.

  4. Библиотека мировой литературы для детей : в 50 т. - М. : Детская литература, с 1979 – Т.1-Т.50. Продолжающееся издание.

  5. Психология детства в художественной литературе XIX – XX веков. Хрестоматия – практикум / сост. и предисл. Г.А. Урунтаевой, биог. очерки М.В. Наумлюк. М. : Академия, 2001. – 352 с.

  6. Детский поэтический фольклор : антология / сост. А.Н. Мартынова. - СПб, 1997. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина//Ахматова А.А. Тайны ремесла. - М.,1986.

  7. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М., 1983.

  8. Бонди С. Сказки Пушкина//Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. – М., 1975.

  9. М. Горький о детской литературе. Статьи и письма. – М., 1958.

  10. Лобанов М.П. Освобождение//За алтари и очаги. Сборник статей. – М., 1989.

  11. Маршак С. Я. Сказки Пушкина//Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1974.

  12. Чуковский К. Лидия Чарская//Чуковский К. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М., 1990.

  13. Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи.



Коллоквиум по критике детской литературы
При подготовке к коллоквиуму студент должен внимательно прочитать указанные в списке критические статьи и ответить на вопросы:


  1. Зарождение отечественной критики детской литературы в трудах В.Г. Белинского. Особенности воззрений Белинского на детскую литературу и детскую книгу.

  2. Отечественная критика о сказках А.С. Пушкина. А.А. Ахматова о последней сказке Пушкина. С. Я. Маршак о сказках

  3. Критические статьи Н.А. Добролюбова о детской литературе и их характеристика.

  4. Н.Г. Чернышевский и его критические работы о детской литературе

  5. Воплощение мировоззрения М. Горького в статьях о литературе, детской литературе и воспитании детей.

  6. К.Чуковский о Лидии Чарской.

  7. Особенности понимания явления «детская литература» в статье М.П. Лобанова «Освобождение».

  8. Дискуссия о детской литературе на страницах литературной газеты за 2005-2006 годы (на сайте www.lgz.ru) 4 статьи. Круг тем проблематика.

4 курс ОЗО

ZЛ-РЛ-4-1
^ ЖУРНАЛИСТСКОЕ МАСТЕРСТВО
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Детская литература iconЛитература в детском чтении
Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения

Детская литература iconВопросы для экзамена по дисциплине «Детская литература»
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Детская литература – часть общей литературы, специфика детской...

Детская литература iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 14 Детская литература Пояснительная...
Ошения дидактического и художественного в детской литературе. Основные этапы развития. Эволюция жанровых форм и стиля. Творчество...

Детская литература iconСписок рекомендуемой для внеклассного чтения литературы. Средний школьный возраст
Гора самоцветов. М.: Детская литература, 2011. И. Соколов – Микитов. На теплой земле. М.: Детская литература, 2012

Детская литература iconВопрос ы к экзамену по дисциплине «Детская литература с практикумом...
Литература как способ отражения и средство познания действительности. Понятия «детская литература» и «детское чтение». Специфика...

Детская литература iconАрзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература
Данная рабочая тетрадь студента является одним из учебно-методических пособий, обеспечивающих изучение курса “ Детская литература”...

Детская литература iconО. А. Овсянникова детская музыкальная литература
Овсянникова О. А. Детская музыкальная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки...

Детская литература iconАрзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература
Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. – М.: Издательский центр «Академия»,1998

Детская литература iconПрактикум Детская литература (наименование дисциплины) Базовый модуль №1
Светловская Н. Н., Пиче-Оол Т. С. «Детская книга и детское чтение». – М.: Академия,1999. – 248С

Детская литература iconСписок бесплатных электронных библиотек
Альдебаран крупнейшая электронная библиотека on-line художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров: детективы,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск