Скачать 5.71 Mb.
|
Золотарева И. В., Дмитриева Л. П., Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ, — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005. 320 с. — (В помощь школьному учителю). СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ От авторов …………………………………………………………………………………………………3 Тематическое планирование …………………………………………………………………………….3 Урок 1 (1—2). Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложений ………………………………………………………………………………….4 Урок (3—4). Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим .... …………….10 Урок 2 (5). Именительный и творительный падежи в сказуемом ……………………………………13 Урок 3 (6—7). Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………….15 Урок 4 (8). Управление при словах, близких по значению …………………………………………...19 Урок 5—6 (9—10). Зачет по разделу «Главные члены предложения» ……………………………….21 Урок 7 (11). Однородные члены предложения ……………………………………………………….26 Урок (12—13). Знаки препинания при однородных членах предложения ………………………….28 Урок 8 (14—15). Однородные и неоднородные определения ………………………………………...31 Урок (16—17). Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения» ……………………………………………………………………………….33 Урок 9 (18—19). Обособленные определения …………………………………………………………35 Урок 10 (20). Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными ……………………………………………………..38 Урок 11 (21). Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в приложениях ………………………………………………………………………………...40 Урок 12 (22). Обособление обстоятельств ……………………………………………………………43 Урок (23). Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения ………………………….45 Урок 13 (24—25). Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях ………………………………………………………………………………..47 Урок 14 (26—27). Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение междометий в речи …………………………………………………………………………50 Урок 15 (28). Порядок слов в предложении ………………………………………………………….52 Урок 16—17 (29—30). Контрольная работа нее анализ. Работа над ошибками …………………..54 Урок 18 (31). Особенности публицистического стиля ………………………………………………55 Урок 19 (32). Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства эмоциональной выразительности ………………………………………………57 Урок 20 (33—34). Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк …………………………………………………………………59 Урок 21 (35). Устное выступление. Доклад. Дискуссия ……………………………………………..61 Урок (36—37). Патриотизм: знак вопроса (Дискуссия для старшеклассников) …………………..62 Урок 22—23 (38—39). Изложение публицистического стиля с элементами сочинения на морально-этическую тему и работа над ошибками ………………………………….67 Урок 23 (39). Работа над ошибками …………………………………………………………………..68 Урок 24 (40). Общая характеристика художественного стиля ……………………………………...68 Урок 25 (41—42). Виды тропов и стилистических фигур ……………………………………………70 Урок 26 (43—44). Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» …………………….76 Урок 27—28 (45—46). Контрольное изложение по тексту художественного стиля ……………….80 Урок 29. Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП) ………………………………………………….81 Урок (47). Повторение. Виды сложных предложений ………………………………………………..84 Урок (48). Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП) ………………………………....86 Урок (49). Пунктуация в предложениях с союзом и ………………………………………………….88 Урок (50—51). Проверочная работа и работа над ошибками ………………………………………..89 Урок (52). Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)…….. ……………………92 Урок (53). СПП с придаточными изъяснительными ………………………………………………….94 Урок (54). СПП с придаточным определительным …………………………………………………...96 Урок (55). СПП с придаточными обстоятельствами ………………………………………………….99 Урок 30 (56). Знаки препинания в СПП с одним придаточным …………………………………….102 Урок 31 (57). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными …………………………...103 Урок 32 (58). Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и в СПП ………………………………………………………...106 Урок (59—60). Контрольный диктант и его анализ ………………………………………………….108 Урок (61—62). Разговорный стиль речи ……………………………………………………………...109 Урок (63). Фонетика. Графика. Орфография ………………………………………………………..117 Урок (64). Повторение. Морфология и орфография …………………………………………………119 Урок (65). Словообразование и орфография …………………………………………………………121 Урок (66). Словообразование и орфография …………………………………………………………122 Урок (67—68). Итоговая контрольная работа и ее анализ …………………………………………..124 ^ От автора ………………………………………………………………………………………………..128 Урок 1. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение ……………………………………….129 Урок 2. Обобщающее повторение (продолжение) …………………………………………………...132 Урок 3. Обобщающее повторение (продолжение) …………………………………………………...135 Урок 4. Контрольная работа …………………………………………………………………………...140 Урок 5. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.... ………………..140 Урок 6. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис, анализ текста) ……………………………………………………………………………...143 Урок 7. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, фонетика и орфография) ………………………………………………………………………………..146 Урок 8. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (орфография: глагол и его формы; гласные в суффиксах; правописание не и ни, -н- и -ин-) ……………………………….152 Урок 9. Контрольный диктант ………………………………………………………………………...159 Урок 10. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, языковые нормы, слитное или раздельное написание слов) ……………………………………….160 Урок 11. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (языковые и грамматические нормы) ………...167 Урок 12. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация) ……………………..171 Урок 13. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация) ……………………177 Урок 14—15. Изложение ………………………………………………………………………………181 Урок 16. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста) ………………………………..182 Урок 17. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста, средства выразительности, синтаксис и пунктуация) ……………………………………………..187 Урок 18. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, синтаксис и пунктуация) ………………………………………………………………………………..191 Урок 19—20. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, С 1) ……………………….196 Урок 21. Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования ………………………………………………………………………..198 Урок 22. Жанры публицистического стиля речи ……………………………………………………200 Урок 23. Жанры публицистического стиля речи (продолжение) …………………………………...202 Урок 24—25. Дискуссия ……………………………………………………………………………….204 Урок 26. Художественный стиль речи ………………………………………………………………..205 Урок 27. Художественный стиль речи. Наблюдения над художественным текстом ……………..207 Урок 28. Применение официально-делового стиля речи (практическое занятие) .. …………….208 Урок 29—34. Повторение …………………………………………………………………………….210 Приложение 1. Варианты подготовительных тестов ………………………………………………..211 Приложение 2. Тематические тесты …………………………………………………………………235 Приложение 3. Индивидуальные задания ………………………………………………………….268 Приложение 4. Диктанты и контрольные работы …………………………………………………..272 ^ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ1 От авторов Цель проведения уроков русского языка в старших классах повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам. Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 10—11 классов средней школы (учебник под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой). Использованы также материалы по синтаксису простого и сложного предложений из учебников Д. Э. Розенталя, В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. Помочь учителю организовать обучение в старших классах — задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы, дает рекомендации домашних заданий. Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Планирование составлено в двух вариантах — на 34 и 68 учебных часов. Представляется целесообразным проведение некоторых сдвоенных уроков русского языка. Педагог может заимствовать из предлагаемого пособия полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственный урок. ^
Урок 1 (1-2)1 Интонация и ее роль в предложении. ^ Цель урока: Обобщить знание учащихся об интонации и ее роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок. ^ I. Организационный момент II. Объяснительный диктант Правописание приставок. Небезызвестный талант, неискушенный читатель, претворить идею в жизнь, беспрецедентная цельность натуры, приверженность необычным поступкам, прибывать к станции, небеспристрастный взгляд мастера слова, несбыточные планы, преломление лучей, преклонить колени, прикоснуться к святыне, призреть сироту, пренебрегать мнением, преступить закон, приклонить веточку, приручить птицу, претензии к оппоненту. — Выделите приставки в данных словосочетаниях. — От чего зависит выбор гласных в приставках пре-, при-? ^ — Что такое интонация? (Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.) — Перечислите виды интонации, (Повествовательная, вопросительная; интонация, выражающая особые чувства говорящего: боль, гнев, радость и так далее.) — Как интонация влияет на пунктуационное оформление текста? (Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.) — Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации? (Нельзя.) — Какие функции выполняют знаки препинания? (Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную.) — Почему пунктуация, в отличие от орфографии, носит интернациональный характер? (Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер.) — Могут ли знаки препинания являться многофункциональными (т. е. могут быть как разделительными, так и выделительными)? (Да, могут: запятая, тире, двоеточие.) — Сколько знаков препинания вы знаете в современном русском языке? Перечислите их. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки, кавычки.) — Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.) — Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения? (Отделительную.) — Перечислите, где употребляются разделительные знаки? (Разделяют части сложного предложения и однородные члены предложения.) |
![]() | Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб... | ![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) |
![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: Вако, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю) | ![]() | Беляева О. В, Даценко О. А. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. М.: Вако, 2008 |
![]() | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку 1 класс / авт сост. Е. В. Скопина, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова Волгоград: Учитель, 2007 |
![]() | Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... | ![]() | Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007.... |
![]() | Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп и доп.... | ![]() | Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебникам Т. А. Ладыженской и М. М. Разумовской, М., «Вако», 2011 |