Учреждение, заявившее программу воспитательной системы






НазваниеУчреждение, заявившее программу воспитательной системы
страница1/5
Дата публикации26.01.2015
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования и социально правовой защиты детства

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 149

Воспитательная система класса


Классный руководитель

Кузина Оксана Юрьевна

учитель русского языка и литературы

г. Нижний Новгород

2008 г.

Паспорт программы

Название учреждение, заявившее программу воспитательной системы

МБОУ СОШ №149

Руководитель учреждения

Костюнина Вера Владимировна, заслуженный учитель РФ

Руководитель программы воспитательной системы

Кузина Оксана Юрьевна, классный руководитель 9 «Г» класса, учитель русского языка и литературы

Направленность области

Социально-педагогическая

Модель

Воспитательная система класса

Полное название программы

«Содружество Счастливых Сердец»

Разработчик программы

Кузина Оксана Юрьевна

Количество детей

32 чел.

Возраст детей

11-15 лет

Сроки реализации программы

5 лет, с 2003/04 по 2007/08 уч.г.

География пространства

Город Нижний Новгород, Московский район

Цель программы

Воспитание современного человека, способного вступать в позитивные коммуникативные отношения с окружающим миром.

Задачи

  1. Организовать разнообразную творческую деятельность учащихся в классе. (Потребность в творческой деятельности)

  2. Создать благоприятный психологический климат, здоровые межличностные отношения в коллективе, т.е. обеспечить условия защищенности. (Потребность в безопасности)

  3. Создать условия для успешного самоутверждения каждого воспитанника и помочь обрести каждому необходимый социальный статус в среде сверстников. (Потребность в уважении, признании)

  4. Создать условия и оказать помощь в поисках и формировании ценностей, смыслов жизни. (Потребность в эмпатии, поддержке)

Организовать психолого–педагогическое сопровождение детей, обучить приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.(Потребность в самореализации)

Кадровое обеспечение программы

    1. администрация школы

    2. классный руководитель

    3. учителя-предметники,

    4. родители,

    5. педагоги дополнительного образования

    6. социальный педагог

    7. психолог

Источник финансирования

бюджет



Пояснительная записка
Воспитательная система – не просто совокупность компонентов, образующих её структуру. Она – результат взаимосвязей, объединяющих их в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определённого типа гуманистические отношения. Ребёнок (школьник) в такой системе является и целью (ради его личностного развития создаётся система), и объектом влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, ибо под её влиянием он превращается в человека воспитанного.

В настоящее время школа, продолжая выполнять одностороннюю функцию передачи предметных знаний, перестаёт быть той средой, где подросток научился бы решать свои личные проблемы и более эффективно взаимодействовать с социумом. Около 68 % опрошенных учащихся не желают использовать советы и опыт родителей при решении своих проблем. Не находит удовлетворения и потребность в глубоком интимно-личностном отношении.

Очень часто после окончания школы ребёнок остаётся невостребованным обществом. Поэтому закономерно, что роль фактора целенаправленного идейно-продуманного общественного воспитания сейчас снижено. Оно носит стихийный характер, определённый, в основном, средствами массовой информации, которые не сильно озабочены вопросами духовного развития общества.

Такие тенденции делают актуальной роль школы и классных руководителей в создании развивающих программ, направленных на создание условий для воспитания социально-успешной личности.

Чтобы изменить сложившуюся обстановку и в отдельно взятом коллективе, создаётся воспитательная система, которая должна опираться на семью, её традиции. Именно в семье нужно создать необходимые положительные воспитательные условия для жизнетворчества и развития успешной личности Патриота, Гражданина, Труженика, Семьянина. И в этом видится главная задача.

Поэтому подход к воспитанию не от общества, а от семьи, не от коллектива, а от самопознания отдельной личности, не от общественных потребностей, а от потребностей и внутренних проблем ребёнка, который пришёл в человеческое общество и страстно стремится познать себя непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого.

В своих представлениях о влиянии воспитания на развитие личности ребёнка делаем акцент на внутренние механизмы самоизменения детей, его самоизменение к успеху.

Исследования, проведённые в классе в конце III, IV четверти 4 класса, показали, что дети желают понятыми:

  1. В коллективе -52%

  2. В учёбе – 30%;

  3. В спорте, физическом развитии -60%;

  4. Получать удовольствие от школьной жизни -68%;

  5. Родителями – 55%.

При опросе родителей были получены следующие результаты:

Родители ждут от школы:

  1. Хороших знаний по учебным предметам – 92%;

  2. Воспитание здорового ребёнка – 86%;

  3. Развитие творческого потенциала ребёнка -54%;

  4. Обеспечение безопасности и защищенности – 43%;

  5. Признание ребёнка с его сильными и слабыми сторонами – 28%;

  6. Воспитание нравственных качеств – 16%;

  7. Педагогической поддержки – 74%.

Выше приведенные данные свидетельствуют о единстве интересов школы, как государственного учреждения и семьи, как главного социального института и «основного заказчика».

Семья и школа должны объединиться в единый неразрывный узел ответственности, партнёрства, целенаправленного действия по воспитанию детей




^ Актуальность программы
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического и психологического состояния. У других же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации, как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силу для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных ситуациях? Можно ли помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом?

Анализ результатов анкетирования учащихся школы по различным составляющим показал:

  • Что у большинства подростков, а именно у 54% на первом месте по проблемной нагруженности стоит тема будущего. Это позволяет утверждать, что подростки 13-14 лет считают эту тему важной; она вызывает даже больший интерес, чем тема «свободное время» (17%), «школа» (13%), «родители» (13%), «сверстники» (14%). Интересно, что тема «собственное я» очень мало входит в область их внимания (4%).

Вывод: подростки строят планы на будущее и при этом абсолютно не опираются на знания своих возможностей, особенностей своего «Я», своей личности

  • Вывод о готовности подростков к обсуждению темы будущего подтверждается еще и тем, что сами считают, что о будущем надо начинать заботиться уже с 11 – 15 лет, т.е в их возрасте и раньше (87%)

Вывод: при построении воспитательной системы в классах и школе в целом необходимо направлять усилия на организацию занятий по самопознанию, самоопределению, развитию Я-концепциии, обучению основам выстраивания жизненной стратегии используя для этой работы возможности классных часов, уроков, внеклассных мероприятй, а так же потенциал индивидуальной работы с учащимися

  • Заканчивая предложения «^ Будущее кажется мне...» испытуемые чаще всего думают об учебе (38%), анализ ответов также свидетельствует о том, что будущее видится подросткам в радужных красках и оптимистичных тонах (33% - счастливым, нормальным, красивым, хорошим). Оптимизм чувствуется так же 96% опрошенных считают, что в жизни они добьются большего чем их родители, а так же и в том, что 83% уверены, что из способности и возможности найдут применение в будущем.

  • ^ На выбор профессионального пути оказывают влияние, согласно анкетированию, мнение родителей и учителей (41%), причем 46% опрошенных испытывают давление авторитетных лиц. Это означает, что у подростков существует зависимость от мнения взрослых и отсутствует самостоятельность при постановке жизненных целей. Это, на мой взгляд, является особенно важным фактором, если учесть, что, как мы выяснили, у них слабо развито самосознание. Отрадно, правда и то, что 54% этого давления не испытывают. Успеваемость по различным предметам влияет на профессиональный выбор в 37% случаев, а знание своих способностей – в 22%.

  • При обдумывании будущих перспектив 83% учащихся надеются на свои силы, но т.к. уровень развития низок, что подтверждается тестом «Готовность к саморазвитию» и вышеуказанными результатами, то планы на будущее при неразвитом самосознании имеют нереалистичный характер, а представления о реализации дальнейшей жизненной перспективы нечетки и неясны, что может стать причиной неудач и срывов планов. Обнадеживает, однако то, что 75% опрошенных в случае неудачи в будущем расположены к поиску ее причин в самих себе.

  • Меня также интересовали возможные области тревоги подростков, связанные с будущим. 71% встревожены скорой сдачей экзаменов в школе, 8% безмятежно спокойны и лишь 17% обеспокоены тем, «что будет дальше и поиском работы». Дальняя перспектива профессионального и личного самоопределения еще не продумана.

  • Подростки 13-14 лет испытывают большую необходимость в организации школой и родителями такой среды, где они могли бы научится решать свои личные проблемы.

Анализ результатов методики Адлера показал:

  • Большинство опрошенных имеют адекватную самооценку с тенденцией к завышению, что свидетельствует о том, что они высоко ценят свои способности и возможности, а иногда переоценивают их.

  • В отношениях с окружающими людьми у подростков нашей выборки чаще всего проявляется чувство обиды или разочарования, поскольку они считают, что окружающие недооценивают их. Возможно это связано с тем, что родители и учителя мало говорят с подростком о содержании его внутреннего мира. В результате подросток испытывает острую необходимость в таких контактах со взрослыми, которые помогли бы ему разобраться в самом себе.

  • Также методика позволяет выяснить мнение подростков о роли собственной активности в жизненных событиях. 100% испытуемых всерьез считаю, что их успешность в жизни была близка к максимальной, если бы было меньше причин, которые этому мешают. Таким образом, выяснилось, что современные подростки списывают причины своих успехов и неудач на обстоятельства.

  • Определяя свою возможную успешность в будущем, испытуемые верят, что смогут значительно увеличить в сравнении с сегодняшним днем. Этот результат вызывает удивление по двум причинам, первая из которых – слабое знание своих личных особенностей, которая выявилась в результате анкетирования. Вторая причина – неудовлетворенность своей жизнью на сегодняшний день (58% не удовлетворены своей жизнью на сегодняшний день)


Таким образом:

  • Будущее зависит от современных подростков, они ждут помощи от родителей и школы в решении вопросов, связанных с ними. Этот факт подтверждает важность разработки и построения учебно-воспитательной среды на принципах самодвижения учащихся.

  • Строя планы будущего, подростки не опираются на знание себя, своих возможностей и способностей. Это говорит о необходимости создания условий для развития самосознания учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

  • Будущее воспринимается ими с оптимизмом, что граничит с социальным инфантилизмом, который проявляется в нереалистичных жизненных планах.

  • При слаборазвитом процессе самосознания у них наблюдается сильная зависимость от взрослых. Этот факт делает актуальным развитие у учащихся чувства ответственности за результат учебного труда, поведение и жизнедеятельности в целом.

  • Поэтому необходимо продумать систему воспитательных мероприятий, которые могли бы создать вокруг ребенка такую развивающую среду и сформировать мотивационную систему ребенка, помогающую эффективно взаимодействовать с социумом.

Аналитическое обоснование

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 149 находится в рабочем микрорайоне станции метро Бурнаковская. Недалеко от школы расположены: Машиностроительный завод, ОКБМ, ЦНИИ Буревестник, АО Союзтелефонстрой, которые являются социальными партнерами школы. Мы находимся вблизи 2 библиотек: им. Никонова и им. Герцена, 2 подростковых клубов: «Юный Сормович» и клуб им. Зудова, что помогает организации творческих связей и реализации задач воспитательной системы школы. Школа имеет спортивный и актовый залы, комнату ОФП, тренажерный зал, стадион, оборудованный нестандартными спортивными снарядами, мастерские, библиотеку. В учебных кабинетах имеются демонстрационные материалы, видео- и фонотеки, теле- и видеоаппаратуру, что помогает в работе педагогов с классными коллективами.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Самой значительной и важной составной частью индивидуально – группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся школы.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главное для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс - увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.



Социальный паспорт класса
Семья и ее положение



Процент полных и неполных семей практически одинаковый (полных – 54%, неполных – 46%), что характерно для современного общества. Но несмотря на это в неполных семьях уделяется особое внимание воспитанию детей. Чувствуется заинтересованность родителей в организации учебной и досуговой деятельности (95% ребят заняты внеурочной кружковой деятельностью). Есть семьи, где родители разведены, но оба родителя принимают участие в жизни ребенка. Это позволяет сделать вывод о высоком потенциале семьи.
Сферы деятельности родителей

Образование родителей

Вышеуказанные графики говорят о высоком образовательном уровне родителей, что очередной раз указывает на их заинтересованность и возможность положительно влиять на развитие личности ребенка.

Поэтому в своей воспитательной работе делается акцент на опыт родителей, традиции семьи, их неравнодушие к своим детям и проблемам школы и класса.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconОсновные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Представления классного руководителя о сущности и компонентах воспитательной системы позволяют ему более осознанно и уверенно приступить...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconПлан воспитательной деятельности школы на 2013-2014 учебный год
Цель: создание системы воспитательной деятельности, направленной на воспитание личностно-значимых качеств воспитанников – гуманизма,...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconАнализ воспитательной работы школы 2012-2013 уч год
Цель воспитательной системы эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconКонцепция воспитательной системы
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (еврейским) компонентом образования...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconАналитическая справка о воспитательной работе моу «Забузанская сош...
Цель воспитательной системы: создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconПерспективный план воспитательной работы моу «Романовская сош» на...
Изучение учащимися на уроках Обществознания правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения. (6...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconАнализ воспитательной работы гбоу сош №1381 за II четверть 2013-2014 учебного год
Во II четверти педагогический коллектив продолжил работу над упорядочением воспитательной системы школы, с учетом социального заказа,...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconПрограмма кружка «Юные краеведы»
В 2008-2009 учебном году работу музея возглавила заместитель директора по воспитательной работе Гурова С. А., так как краеведческая...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconКонцепция воспитательной системы
Воспитательная система это объединение разно­образия воспитательной работы и воспитывающей деятельно­сти в условно-органическую целостность,...

Учреждение, заявившее программу воспитательной системы iconВоспитательная работа в общежитии
В общежитии боу спо во «Кадуйский политехнический техникум» проживает 186 обучающихся. В основу воспитательной работы положена концепция...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск