Элективный курс "Русская орфография: просто о сложном". для учащихся






Скачать 279.63 Kb.
НазваниеЭлективный курс "Русская орфография: просто о сложном". для учащихся
страница1/3
Дата публикации05.02.2015
Размер279.63 Kb.
ТипЭлективный курс
top-bal.ru > Литература > Элективный курс
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90» г.Северска


Утверждена
Методическим Советом школы
«___» ______________ 200__ г.

Председатель ШМС _________

Глушенкова А.В.


Директор школы:
___________________________
Харламова И.Э.
М.П.

Рассмотрена на заседании МО
учителей русского языка и литературы
Протокол № ____
от «___» _________________ 200__ г.
Руководитель МО:
_________________________________
Л.И. Березовская


^ Элективный курс

"Русская орфография: просто о сложном".

для учащихся IX класса

(1ч в неделю, всего 17 часов: на одно полугодие)

Составитель: Правосуд Н.А.

учитель русского языка и литературы

^ 2012

Пояснительная записка.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков   грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классы). 

^ Актуальность курса.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Определяющим являются  не только формирование коммуникативных умений, но и приобретение учащимися знаний, закрепление орфографических и пунктуационных правил, способность соблюдать языковые нормы на письме.

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.

        Учащиеся, обладающие хорошими знаниями русской орфографии и пунктуации, доступнее излагают информацию, легче ориентируются в текстах, готовы поддержать беседу. Именно поэтому так важно помочь учащимся закрепить и углубить знания по предмету.

Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования, ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку для успешного освоения программы старшей школы.

Курс предметно ориентирован, способствует практической подготовке учащихся к сдаче экзамена по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.     Программа составлена на основе Государственного стандарта по русскому языку.    
Новизна.

 Основным фактором при построении программы является принцип написания слов. Некоторая доля научности должна обеспечить условия для усвоения трудных вопросов орфографии. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а комментируются и анализируются «трудные места» русской орфографии на фоне общей системы русского правописания. При анализе трудных случаев особое внимание уделяется этимологии слов, основным принципам орфографии.

Курс рассчитан на 17 ч (1ч в неделю).

 ^ Цель курса – систематизировать знания учащихся об основных разделах русского языка, прокомментировать ряд орфографических правил, расширяя, углубляя и систематизируя информацию, полученную ранее, для выработки навыков осознанного грамотного письма; применять знания, умения на практике, развивать творческие способности, познавательную активность, расширять словарный запас учащихся, повышать речевую культуру. Основной упор – отработка трудных случаев правописания, профилактика ошибок.

 Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

  • максимально эффективно подготовиться к сдаче экзамена за курс основной школы;

  • увеличивать словарный запас, расширять круг используемых грамматических средств языка;

  • формирование навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

  • развитие и совершенствование информационных умений и навыков, готовности к осознанному выбору профиля обучения, интереса к родному языку;

  • углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

  • овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

  • применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

  • совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала)

  • тренировочные упражнения,

  • индивидуальная, самостоятельная работа;

  • составление схем, алгоритмов, памяток;

  • работа в парах;

  • практикум,

  • работа со словарями;

  • анализ тестовых заданий.


Прогнозируемый результат.

Программа данного курса предусматривает систематизацию умений и навыков в процессе расширения лингвистического кругозора за счет усвоения новых знаний грамматики языка, умение учащихся пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации; владение коммуникативными навыками (рассуждения, логическое построение ответа).

В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять контроль, самоконтроль и самоанализ;

  • Составлять план, таблицы, схемы;

  • Уметь работать со словарями и справочной литературой;

  • Уметь систематизировать полученные знания;

  • Уметь применять на практике теоретические знания.


В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • Системность языка, взаимосвязь его единиц;

  • Языковые нормы, их функции;

  • Взаимосвязь фактов языка и истории.


Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся:

  • Тестирование (вводное и промежуточное)

  • Зачёт;

  • контрольный итоговый срез.

Учащийся получает «зачет» при условии выполнения всех проверочных, тестовых работ. В конце каждого занятия учащиеся получают домашние задания по рабочим тетрадям, которые проверяются учителем выборочно. На первом занятии учитель дает комментарии по форме и критериям оценивания, заводится лист контроля с указанием количества выполненных работ.

^ Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • Зачет

  • Незачет

Итоговая оценка складывается из всех текущих оценок.

^ Лист контроля.

Название темы.

Количество заданий.

^ Максимальный балл

Набранные баллы

Оценка

Зачет/незачет





























































^ Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов










1.

Основные вопросы правописания.

1

2.

Особенности русской орфографии.

1

3.

Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Варианты формулировок правил.

1

4.

Трудные случаи правописания существительных.

1

5

Трудные случаи правописания прилагательных.

2

6

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием существительных и прилагательных.

1

7

Трудности употребления строчных и прописных букв.

1

8

Трудные случаи правописания глаголов.

1

9-10

Правописание одного и двух «н» в словах.

2

11

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений.

1

12

Слитное и раздельное написание НЕ со словами. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ.

1

13

Различение НЕ и НИ в местоимениях и местоименных наречиях.

1

14

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ. Трудные случаи написания НЕ и НИ.

1

15

Трудности правописания служебных частей речи.

1

16

Различение служебных частей речи и соотносительных с ними самостоятельных частей речи.

1

17

Контрольная работа (тестирование). Отработка практических умений и навыков.

1




Итого 17ч


^ Содержание и формы организации курса.

 Тема 1.

Основные вопросы правописания.

Теоретическая часть. Краткие сведения из истории русской орфографии. Понятия «орфограмма», «правописание». Правописание гласных и согласных в корнях слов. Орфоэпия. Основные произносительные нормы и их отражение в орфоэпических словарях. Правильное произношение слов.

^ Практическое занятие. Транскрипция. Работа с орфоэпическим словарем. Выполнение упражнений.

Тема 2.

Особенности русской графики.

Теоретическая часть. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Основные орфографические правила. Варианты формулировок. Позиционные чередования гласных и согласных. Чередование гласных в корнях слов. «Оглушение», «озвончение», «смягчение» согласных звуков.

^ Практическое занятие. Выполнение упражнений. Составление алгоритма, таблицы. Функция мягкого знака на письме и речи.

Тема 3.

Употребление букв «е» и «э» в иноязычных словах. Выбор гласных О и Е после шипящих и «ц» в корнях, суффиксах и окончаниях слов.

^ Теоретическая часть. Формулировка правил правописания гласных после шипящих и «Ц». Составление таблицы-подсказки.

Практическое занятие. Выполнение упражнений. Практикум. Тест на эрудицию (вставить пропущенные «е» или «э», объяснить значение иноязычных слов). Взаимопроверка.

Тема 4.

Трудные случаи правописания существительных.

Теоретическая часть. Правописание окончаний существительных на –ий, -ие/ье, -ия/ья. Правописание окончаний существительных на –ья, -ие, -ье, -ня в родительном падеже множественного числа. Трудные случаи образования форм родительного падежа множественного числа.

^ Практическое занятие. Составление таблицы-правила. Практикум, тест на эрудицию.

Тема 5

Трудные случаи правописания прилагательных.

Теоретическая часть. Правописание безударных окончаний прилагательных в косвенных падежах (различение окончаний –ую (-юю) в винительном падеже и –ою(-ею) в творительном падеже; правописание Ь в притяжательных прилагательных). Правописание суффиксов –ов-(-ев)-, -оват-(-еват-), -евит-; -оньк-/-еньк-.

^ Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 6

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием существительных и прилагательных.

Теоретическая часть. Общие правила слитных, дефисных и раздельных написаний. Правописание сложных существительных, существительных с корнем пол-, полу-. Правописание сложных прилагательных, образованных от сложных существительных, и прилагательных терминологического употребления.

^ Практическое занятие. Выполнение упражнений.

Тема 7

Трудности употребления строчных и прописных букв.

Теоретическая часть. Собственные именования лиц, географические и административные названия, астрономические наименования, исторические события, официальные названия высших государственных, правительственных, судебных органов, названия орденов, знаков отличия, названия организаций. Аббревиатуры, сложносокращенные слова. Употребление прописных букв в названиях, начинающихся с прилагательных. Случаи стилистического использования прописных букв.

^ Практическое занятие. Выполнение упражнений. Тестирование.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconРабочая программа элективного курса «Подготовка учащихся к егэ по химии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 11-ых классов и рассчитан на 34 часа (0,5 час в неделю). Элективный курс может быть...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconЭлективный курс профильного обучения по алгебре «Решение неравенств...
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса. Она будет способствовать повышению математической подготовки учащихся, самоопределению...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconТесты №2, №3 Самостоятельная работа №1. 4 занятие «Решение простейших...
Элективный курс предназначен для реализации в 9 классах. Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся,...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconЭлективный курс, «Методы решения физических задач»
Элективный курс, «Методы решения физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconЭлективный курс «Занимательный русский язык» (5 класс)
Данный элективный курс является дополнением к изучаемому курсу биологии, являясь расширяющим и углубляющим содержание основного биологического...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconПрограмма элективного курса «Метод мажорант». (для учащихся 11 классов)
Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знания...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconПрограмма элективного курса по физике
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconЭлективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным...
В последние годы в связи с появлением новых форм итоговой и текущей аттестации обучающихся особенно важным становится творческое...

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconОбщеобразовательная подготовка но
Введение. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. Лексика и фразеология. Морфемика, словообразование, орфография. Морфология и орфография....

Элективный курс \"Русская орфография: просто о сложном\". для учащихся iconКурс по выбору (элективный курс) Применение процентов для решения прикладных задач
Тестовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в кимы и егэ. Однако практика показывает, что задачи...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск