Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги»






Скачать 173.6 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги»
Дата публикации08.02.2015
Размер173.6 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок

Государственное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №1970

Юго-Западного административного округа

г. Москвы

Повторительно-обобщающий

урок русского языка

в 7 классе

«Такие разные

предлоги»




Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Карпенко Н.А.

I. Цели урока:

- систематизировать теоретические сведения о предлоге;

- различать разряды предлогов по значению и происхождению;

- совершенствовать орфографические навыки учащихся;

- повторить предлоги в грамматическом и речевом аспектах.

Задачи урока:
1. Образовательная. Показать предлог как служебную часть речи, роль предлога в словосочетании и предложении.
2. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам.
3. Развивающая. Формировать умение различать предлоги и другие части речи; определять роль предлогов в словосочетании и предложении.


^ II. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для графического диктанта.

III. Тип урока: урок – обобщение.

IV. Форма урока: коллективная, индивидуальная.

V. План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Историческая справка - морфемный разбор слова «предлог».

  5. Сказка о предлогах (инсценированная сценка учащимися).

  6. Повторение теоретических сведений (фронтальный опрос).

    1. 6.1. Интерактивное тестирование (промежуточное подведение итогов).

    2. 6.2. Интерактивное тестирование (промежуточное подведение итогов)

  7. Правописание предлогов.

  1. Наречные предлоги.

7.1.1. Практическая работа в тетрадях учащихся.

7.1.2. Работа с карточками - выборочный диктант.

2) Отыменные предлоги.

7.2.1. Орфографическая работа у доски.

      1. Интерактивное тестирование.

      2. Проверочная работа: работа с карточками (индивидуальная) -графический диктант.

3) Отглагольные предлоги.

7.3.1.Практическая работа в тетрадях.

7.3.2. Употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.

7.3.3. Устная работа – употребление отглагольных предлогов в речи..

А) Составление словосочетаний с производными предлогами.

Б) Нахождение грамматических ошибок в предложении (Игра «Корректоры»).

В) Нахождение лексических ошибок в предложении.

^ 4) Повторение дефисного написания предлогов.

8. Закрепление изученного материала.

VI. Конспект урока.

1. Организационный момент.

А) Приветствие учащихся.

Б) Проверка готовности учащихся к уроку.

В) Запись даты и темы урока в тетрадях. Приложение 1. (Слайд 1)

^ 2. Постановка целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания о предлоге. Как вы думаете, на что мы обратим внимание?

- Поэтому цели нашего урока следующие:

1.   систематизировать теоретические сведения о предлоге;

2.   совершенствовать орфографические навыки учащихся;

3.    повторить предлоги в грамматическом и речевом аспектах.

Приложение 1. (Слайд 2)

^ 3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Сначала мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.

- Предварительно, в качестве домашнего задания вам было предложено определить с помощью Толкового словаря лексическое значение слова предлог в стихотворении

А. Шибаева «Нет предлога»: Приложение 1. (Слайд 3)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я твёрдо должен знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?

Что значит - «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы - ЗА порог

И - мчаться ПО дороге! …

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Ответы учащихся:

Слово «предлог» имеет два значения:

1) Служебная часть речи.

2) Повод к чему-либо, вымышленная причина.

Учитель:

- А как называются слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют не одно, а несколько значений?

Ответы учащихся: Омонимы.

- Таким образом, это слова-омонимы, имеющие разные значения.

- Приведите еще примеры омонимов

Ответы учащихся: (ручка, ключ, коса)

^ 4. Историческая справка - морфемный разбор слова «предлог»

Приложение 1. (Слайд 5, 6).

Учитель:

Если произвести морфемный разбор этого слова (предлог), то можно определить, почему его так называют.

^ Логос в переводе с греческого – слово. Значит, предлоги стоят перед словами, с которыми они сочетаются.

Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения.

^ For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)

Но вы должны знать, что в современном русском языке тоже есть предлоги, которые обладают интересным свойством: они могут стоять и перед словами, с которыми сочетаются, и после них (ради, навстречу, вопреки, наперекор): ради скуки, скуки ради; вопреки ожиданию, рассудку вопреки.

Предлоги — маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам. Послушайте сказку о предлогах и ответьте на вопросы.

^ 5. Сказка о предлогах (инсценированная сценка учащимися).

В одном небольшом, но очень красивом городе жили предлоги. За долгие годы между ними установились добрые и дружеские отношения. Каждый предлог гордился тем, что относится к этой части речи. Он, конечно, уважал своих соседей, но всё — таки, несмотря на это, старался употреблять, использовать себя самого в предложениях и текстах почаще.

Предлог ^ В говорил:

- Я пошел в лес. В нём было тихо. Лишь только птицы, летающие в небе, нарушали своим пением его тишину.

Предлог На гордился, что он пространственный

Предлог С — тем, что временный.

Предлог^ От - тем, что причинный и т. д.

Предлог Согласн важничал, потому что он требует от существительного д. п.

Каждому было чем гордиться. Но все они продолжали дружно жить. Так бы всё шло и шло, если бы однажды не заговорили между собой два предлога «в течение» и «в».

-Какой — то ты маленький, совсем коротышка, состоишь всего из одной буквы, - пошутил предлог «в течение», - то ли дело я.

-Ну и что ж, - обиделся «В» - зато я старше тебя.

-Как это? — удивился предлог «в течение».

-А очень просто. Я раньше тебя в речи появился.

-Не может быть.

-Да ты родился позже меня и пришел из разряда существительных.

Спорили бы они ещё долго, если бы не вмешался предлог «согласно».

-Пожмите друг другу руки, друзья. Не спорьте! Какая разница, в ком из нас букв больше, а в ком меньше. Главное, что мы все важны и все нужны.

Учитель:

- Кто прав в споре? Почему? На самом ли деле все предлоги важны?

Ответы учащихся:

Прав предлог «согласно», т.к. все предлоги важны.

^ 6. Повторение теоретических сведений (фронтальный опрос).

1). Дайте определение предлога.

Ответы учащихся:

Предлог – это служебная часть речи, которая указывает на отношения слов в словосочетании и предложении.

2). С какими частями речи связаны предлоги?

Ответы учащихся:

 (С существительными, местоимениями, числительными)          

3). Для чего служат предлоги?

Ответы учащихся:

(Для связи слов в предложении и словосочетании)

4). Что обязательно требуют после себя предлоги?

Ответы учащихся:

(Определённого косвенного падежа, то есть они управляют падежом).

5). Назовите синтаксические признаки предлогов.

Ответы учащихся:

(Они не являются членами предложения, но входят в их состав).

6) Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Ответы учащихся:

(Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, из двух и более – составными).

7). На какие разряды по значению делятся предлоги?

Приложение 1. (Слайд 6)

Ответы учащихся:

(Пространственные, объектные, временные, причинные, целевые, способа или образа действия, уступки).

6.1. Интерактивное тестирование (промежуточное подведение итогов)

Тест 9. «Значение предлогов».

8). Ребята, а предлоги могут быть однозначными и многозначными? Какие предлоги можно назвать многозначными?

^ Ответы учащихся:

(Однозначные – одно лексическое значение, многозначные - несколько).

Сколько значений может выражать один и тот же предлог? (Одно или несколько) Приложение 1. (Слайд 7)

Учитель:

Например:

Предлог В:

А) прочитать в книге (объектный)

Б) идти в лес (пространственный)

Предлог С

А) съехать с горы (пространственный)

Б) разговаривать с братом (объектный)

В) пить чай с удовольствием (образ действия)

Г) явиться с визитом (цели)

9). На какие две группы делятся предлоги по происхождению? Почему они так называются?

Приложение 1. (Слайд 8)

Ответы учащихся:

(Производные и непроизводные. Производные – произошли от других частей речи).

6.2. Интерактивное тестирование (промежуточное подведение итогов)

Тест 11. «Производные и непроизводные предлоги»

10). Назовите виды производных предлогов. Почему они так называются?

Ответы учащихся:

(отымённые, наречные, отглагольные).

11). С какой морфемой нельзя путать предлоги? Почему? Назовите орфограмму.

Ответы учащихся:

(Приставка. Орфограмма «Пробел между предлогами и последующим словом»).

^ 7. Правописание предлогов.

1) Наречные предлоги.

Учитель:

Какие производные предлоги пишутся слитно?

Приложение 1. (Слайд 9,10)

Ответы учащихся:

(Наречные предлоги произошли от наречий, поэтому они одинаково с наречиями произносятся и пишутся (вдоль, внутри, наперекор, вместо)).

Учитель:

- С одной стороны, это хорошо, что наречия и наречные предлоги одинаково пишутся, но, с другой стороны, зачастую это и мешает нам различать эти части речи.

- Как же отличить наречный предлог от наречия?

Ответы учащихся:

(По вопросу. Рядом с предлогом обязательно должно находиться значимое слово.)

^ 7.1.1. Практическая работа в тетрадях учащихся.

Приложение 1. (Слайд 11)

- Запишите предложения, определив предлоги и омонимичные части речи.

  • Я знаю этот лес вдоль и поперек.

  • Тропинка шла вдоль обрыва.

  • Вблизи виднелся лес.

  • Вблизи села протекала речка.

  • Его как будто что-то дергало идти наперекор.

  • Наперекор августовскому зною ветер уже шумел по-осеннему.

^ 7.1.2. Работа с карточками - выборочный диктант.

Приложение 1. (Слайд 12)

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1. Иду по тропинке в поле вдоль серых сложенных брёвен (А. Ахматова).

2.Лист бумаги необходимо разрезать вдоль.

3. Уцелел ли колодец вблизи нашего дома?

4. Вблизи виднелись горы.

5. Каждую весну ребята обламывали ветки черёмухи, но она наперекор всему зацветала всё сильнее.

6. Он вихрем пролетел мимо.

7. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся (И. Тургенев).

8. Поезд не остановился и проехал мимо станции.

Правильные ответы:

Наречные предлоги

Наречия

1, 3, 5, 7, 8

2, 4, 6.

2) Отымённые предлоги.

Учитель:

Отымённые предлоги произошли от существительных с предлогом и пишутся как слитно, так и раздельно.

Приложение 1. (Слайд 13, 14)

^ 7.2.1. Орфографическая работа (у доски – по желанию учащихся или опрос учащихся, имеющих затруднения в течение урока).

Ехать в течение часа;
Иметь в виду;
Не приехать вследствие плохой погоды;
Читать в продолжение часа;
Отменить ввиду морозов;
Изгибы в течении реки;

Идти на встречу с другом;

Читать в продолжении романа;

Уходить вовремя;

Заглянуть в течение реки;

Бежать навстречу подруге;

Работать во время урока.

7.2.2. Интерактивное тестирование

Тест 10. «Предлог или существительное с предлогом»

Тест 8 « Гласные на конце производных предлогов»

Тест 13 «Слитное и раздельное написание предлогов»

Динамическая пауза.
^ 7.2.3. Проверочная работа: работа с карточками (индивидуальная) - графический диктант.

Предлог или существительное с предлогом?

1) Докладчик говорил в продолжение часа.

2) В течение трех лет автор работал над своим романом.

3) В продолжении романа мы узнали о судьбе главных героев.

4) Все расходы по организации праздника были отнесены на счет месткома.

5) В течении болезни наступил перелом.

6) В следствии по делу о преступлении были включены новые документы.

7) Декабристы находились долгие годы в заключении.

8) Вследствие задержки в пути мы опоздали на поезд.

9) Вы можете сообщить данные насчет переписи?

10) Говоря об этом, он имел в виду допущенные ошибки.

11) В заключение лекции докладчик прочитал обращение к молодежи.

12) Ввиду сильных морозов занятия в школах были отменены.

Правильные ответы:




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Предлог

+

+
















+

+







+

Сущ. с предлогом







+

+

+

+

+







+

+




3) Отглагольные предлоги

Приложение 1. (Слайд 15)

Учитель:

Предлоги невзирая на, несмотря на произошли от деепричастия и с не пишутся слитно.

^ 7.3.1. Практическая работа в тетрадях.

Приложение 1. (Слайд 16)

- Спишите, раскрывая скобки.

  1. (Не)смотря на угрозы, Олег сохранял спокойствие.

  2. Туристы, (не)взирая на погоду, продолжали восхождение.

  3. Ольга Ивановна, (не)смотря на усталость, не спешила уходить с работы.

  4. (Не)смотря на приход гостей, он долго не выходил из своей комнаты.

  5. Иван сошёл с поезда и прошёл мимо, (не)смотря на возбуждённые лица приехавших и встречающих.

7.3.2. Употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.

Учитель:

С каким падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки,

наперекор, навстречу?

Приложение 1. (Слайд 17-18)   

Ответы учащихся: (в Д. п.).       

7.3.3. Устная работа – употребление отглагольных предлогов в речи..

А) Составьте словосочетания:

Приложение 1. (Слайд 19)

  • благодаря (упорство и настойчивость, товарищ, тренировка)

  • согласно (моя просьба, решение комиссии)

  • вопреки (прогнозы погоды, наши опасения)

  • наперекор (враг, судьба)

  • навстречу (ветер, друг)

Б) Нахождение грамматических ошибок в предложении (Игра «Корректоры»). Приложение 1. (Слайд 20)

  • Погода согласно предсказания бюро прогнозов установилась дождливая.

  • Описывая о путешествии, он забыл сказать о времени года.

  • Благодаря сильному снегопаду мы задержались в горах.

  • В течении дня тень не падает два раза в одно место.

В) Нахождение лексических ошибок в предложении.

- Найдите неуместное употребление производных предлогов и замените их другими. Помните: в русском языке предлог благодаря используется только для обозначения благоприятствующей причины.

Приложение 1. (Слайд 21)

  • Благодаря прогнозу метеорологов, погода установилась хорошая. (Согласно)

  • Согласно поступку таксиста, нарушители были задержаны. (Благодаря)

  • Вопреки дождям в нашем лесу появилось много грибов. (Благодаря)

  • Благодаря непогоде, мы остались на улице. (Вопреки)

  • Вопреки указанию агронома, в саду высажены фруктовые деревья. (Согласно)

^ 7.4. Повторение дефисного написания предлогов.

Учитель:

- Какие предлоги пишутся через дефис:

Ответы учащихся: (из-под, из-за, по-над, по-за).       

Приложение 1. (Слайд 22)

^ 8. Закрепление изученного материала.



Для чего служит

Выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении;

^ Морфологические признаки предлогов

Неизменяемая часть речи;

Синтаксическая функция

Не является членом предложения, но входят в состав вместе со знаменательным словом;

^ Разряды по значению

Причины, пространственные, цели, временные;

«Происхождение» (образование) предлогов

Производные – из самостоятельных частей речи;

Непроизводные – не из самостоятельных частей речи;

Приложение 1. Слайды к презентации урока.

Приложение 2.

7.1.2. Карточки к выборочному диктанту

Наречные предлоги

Наречия

1, 3, 5, 7, 8

2, 4, 6.


Приложение 3.

7.2.3. Карточки к графическому диктанту.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Предлог





































Сущ. с предлогом









































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка во 2-м классе по теме: "Зимой. Шипящие согласные"
...

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка во 2-м классе. Обозначение безударных гласных...
Образовательный аспект: учиться применять разные способы мышления, учиться применять полученные знания на практике

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова»
Урок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова» с использованием технологий морфемного чтения и письма

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка в 5 классе «Прямая речь»
Тимофеева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №2 города Всеволожска...

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка во 2-ом классе. Тема урока: Исследование слова...
Оборудование: симфония Вивальди “Весна”, тсо, слайды, музыкальные композиции на весеннюю тему

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconРазработка урока русского языка во 2 классе по теме «Постановка учебной...
Данный урок русского языка построен на основе технологии ро д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconПояснительная записка Урок русского языка в десятом классе по теме...
Форма урока: школьная лекция (лекция-беседа) с использованием компьютерной презентации

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Урок русского языка в 7 классе «Такие разные предлоги» icon• Закрепление материала, полученного на уроках русского языка
Учитель: Нарядные! Нарядные! Такие ненаглядные! Причёсанные, с бантиками девочки идут. И мальчики отличные! Такие симпатичные, Такие...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск