Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы»






Скачать 79.16 Kb.
НазваниеТема урока: «сколь много должны в них екатерине мы»
Дата публикации09.02.2015
Размер79.16 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ - ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ 8 КЛАССА

ТЕМА УРОКА: «СКОЛЬ МНОГО ДОЛЖНЫ В НИХ ЕКАТЕРИНЕ МЫ».

(ПЕРВЫЙ ВЫПУСК ВОСПИТАННИЦ СМОЛЬНОГО ИНСТИТУТА В ЦИКЛЕ ПОРТРЕТОВ Д. Н. ЛЕВИЦКОГО).

Тип урока: урок работы в группах

Цель урока: Дать представление об учебном заведении нового типа - Смольном институте.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основами новой педагогической системы И. И. Бецкого - Екатерины II.

  2. Заинтересовать учащихся судьбой девушек - смольнянок - их сверстниц.

  3. Показать, как дальнейшая судьба смольнянок отражает время, в которое они жили - эпоху русского Просвещения.

  4. Продолжать формировать умение работать в группах.


Оборудование урока: портреты Екатерины II, И.И.Бецкого, изображение зданий Смольного монастыря (арх. Растрелли) и Смольного института (арх. Кваренги), портреты смольнянок Д.Г. Левицкого (слайды, комплекты на партах у учащихся) записи фрагментов классической музыки (М.И. Глинка «Вальс - фантазия)

^ Ход урока.

  1. Фрагмент лекции учителя.

Во второй половине XVIII века в атмосфере общественного подъема была разработана новая педагогическая система, авторами которой стали Екатерина II и И. И. Бецкой. Познакомившись с педагогическими идеями западного Просвещения, они создали нечто самобытное. Их идеи раскрываются в трактатах Бецкого и дидактических сочинениях самой Екатерины. Глубоко восприняв мысль Руссо, согласно которой ребенка можно вырастить идеальным человеком, если полностью изолировать его от порочной социальной среды, они решили эту идею осуществить на практике. Чтобы понять значение педагогической системы Екатерины II и Бецкого, необходимо представить себе состояние педагогики в России в это время: почти полное отсутствие школ, часто невежественные учителя, твердо убежденные, что без насилия, без телесных наказаний учение вообще невозможно. Ребенок в дворянской семье часто оказывался в руках невежественного гувернера - иностранца, часто бывшего кучера или лакея и постоянно пребывал в страхе перед наказанием. В богатых домах венцом образования для девочек считалось умение танцевать и говорить на иностранных языках. Хороших учителей найти было очень трудно.

В это время и появился трактат Бецкого «О воспитании юношества», где он писал: «… корень всему злу и добру – воспитание», а значит «единое токмо средство останется, то есть: произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу отцов и матерей, которые б детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами… и так следуя из родов в роды, в будущие веки».

Главная идея реформаторов - создать «новую породу людей». Этой задачей определялся и характер вновь открытых учебных заведений, из которых одним из первых был Смольный институт. Здесь создавалась особая атмосфера. В Уставе Смольного сказано, что девочки вверены начальнице «яко драгоценный для нее, для государства и отечества залог» Если педагог вынужден быть строгим, он должен действовать с величайшей осмотрительностью, согласовывая свои действия с возрастом и развитием ребенка. Отсюда категорическое запрещение телесных наказаний. При этом Бецкой и Екатерина II старательно объясняли обществу, что жестокость вредна и только портит детей. По их теории главное в воспитании - духовное развитие. Новая педагогика выступает против зубрежки, стремясь пробудить в ребенке живую мысль. Следует «не только учить детей, - писала Екатерина, - колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить его». Речь шла о вопросах первостепенной важности: о воспитании в людях «новой породы» чувства собственного достоинства и гражданского долга.
^ По ходу лекции учителя учащиеся кратко формулируют в тетрадях задачи новой педагогической системы:

1. Создание в России «новой породы» идеальных людей, не испорченных порочной социальной средой, которые смягчили бы нравы современного общества.

^ 2. Главное в воспитании - духовное развитие и пробуждение в ребенке стремления к знаниям.

3. Воспитание в людях «новой породы» чувства собственного достоинства и гражданского долга. Главный способ - категорическое запрещение телесных наказаний.
^ Вопросы к классу:

- В плане одной из предполагаемых исторических статей А.С. Пушкин писал: «Екатерина - ученица XVIII столетия. Она одна дает толчок своему веку». Как вы понимаете эти слова?

- Где разместилось Воскресенское воспитательное общество благородных девиц?

( К осуществлению своей программы Екатерина подошла с редкой деловой хваткой и сметкой. Она на ходу повернула строительство Смольного монастыря - великолепного создания Растрелли - приказав приспособить монастырские корпуса под училищные. В 1806 - 1808 гг к югу от Смольного монастыря было построено специальное здание в стиле классицизм (арх. Д. Кваренги)
^ Сообщение учащегося (опережающее задание):

Императорское воспитательное общество благородных девиц открылось в 1764 году. Институт был закрытым учебным заведением, рассчитанным на 200 учащихся. 12 - летний курс обучения за казенный счет начинался с 6 - летнего возраста. На разосланные по приказу Екатерины по России приглашения присылать в институт на обучение дочерей никто не откликнулся, и первый курс пришлось набирать исключительно в Петербурге, причем даже не из самых знатных дворянских фамилий. Возможно, родителей испугала перспектива отправить дочерей на обучение на столь длительный срок и обязательство ни при каких обстоятельствах не требовать их возвращения до окончания курса.

Первой начальницей Смольного стала княгиня Анна Долгорукая, но призвания к педагогике у нее не было, и она явно тяготилась своей должностью. Очень скоро обязанности начальницы перешли к главной надзирательнице - француженке Софии де Лафон, которая стала второй матерью воспитанницам, многие из которых были сиротами.

Ученицы делились на 4 возрастные группы, обучаясь по 3 года в каждой из них. В каждом «возрасте» они носили платья особого цвета: 6- 9 лет - светло - серые, 9 - 12 - коричневые, их называли «кофейницы», 12 - 15 лет - голубые, 15 - 18 лет - зеленые (на выход - белые).

В Смольном преподавали общеобразовательные предметы (главным образом - гуманитарные), но были и начала математики, «опытная физика» - отсюда и электрическая машина на одном из портретов «смольного цикла» Левицкого. Воспитанниц обучали 4 иностранным языкам, домоводству, умению вязать чулки и шить платья. Девочки старших классов вели уроки у младших, чтобы потом, выйдя в жизнь, они могли применить свои знания и опыт. Ученицы лепили и рисовали под руководством художников из Академии художеств, на занятиях музыкой готовили сложные музыкальные программы.
- Давайте теперь рассмотрим портреты воспитанниц Смольного института, выполненные художником Д. Г. Левицким.
(Под негромкую музыку учащиеся в течение 3 - 5 минут рассматривают портреты)

^ Вопросы к классу:

- Что объединяет эти работы?

(Авторство, жанр, пол портретируемых, цветовая гамма и т. д.)

- Какие чувства вызывают у вас эти портреты?

- К какому сословию принадлежат девушки, изображенные на портретах?

- Каков, по - вашему, возраст девушек?

(Здесь стоит скорректировать ответы, так как учащиеся склонны прибавлять смольнянкам возраст)

- Как вы думаете, есть ли среди них троечницы, хорошистки, отличницы?

- Запишите эпитеты, выражения, которые, с вашей точки зрения, наиболее точно выражают настроение и занятия изображенных на портретах девушек

(Для выполнения этого задания класс делится на несколько групп. Каждой группе дается по одному портрету)

^ Учащиеся зачитывают свои ответы

(Примерные варианты: Портрет Е.Н. Хованской и ЕН Хрущовой - театральная сценка, задор и робость, живость, очарование юности. Портреты Н С. Борщовой и А.П. Левшиной - задор и успех танца, величавость, энергия, уверенность в своем очаровании и т. д. Портрет Е. И. Молчановой- уверенность в себе, внутренняя раскованность, ум, несомненная первая ученица.

Вопрос к классу: Есть среди этих портретов один, образ девочки на котором разительно отличается от всех остальных. Как вы думаете, о каком портрете идет речь? (Речь идет о портрете маленькой Давыдовой. Ребенок, стриженый, упитанный, немного неуклюжий в своем «кофейном» платье. Давыдова как бы совершенно забыла об окружающем, она ничего не демонстрирует. Ее старшая подруга Ржевская, уже стройная, нарядная, кокетничает со зрителем - маленькая Давыдова не помнит ни о ком)
Слово учителя: Екатерина II с неизменным интересом следила за всем, что происходило в Смольном, часто навещала воспитанниц, подолгу беседовала с ними, посещала занятия. Весной 1776 года состоялся первый выпуск. Золотыми медалями первой величины были награждены Глафира Алымова, Екатерина Молчанова, Елизавета Рубановская, Александра Левшина и Наталья Борщова, Екатерина Нелидова получила золотую медаль второй величины. Как же сложись судьбы смольнянок первого выпуска после окончания их учебы?
^ Сообщение ученика (опережающее задание):

Удивительная судьба досталась Екатерине Ивановне Нелидовой. Она была любовью великого князя, а затем и императора Павла I. Она одна умела гасить его гневные вспышки и очень страдала от неуравновешенности своего августейшего друга. Она тяготится пребыванием при дворе и своими обязанностями фрейлины и умоляет Екатерину II отпустить ее обратно в Смольный. Став императором, Павел уговаривает Нелидову вернуться ко двору. И она вернулась, по - прежнему благостно влияя на Павла, останавливая его дикие приказы, делая это столь же ради жертв царского гнева, сколько и ради достоинства и безопасности самого царя.

Елизавета Васильевна Рубановская была родной сестрой жены писателя А. Н. Радищева. После ранней смерти сестры воспитывала его детей. Когда Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был сослан в Сибирь, Рубановская вместе с детьми отправляется за ним, в Сибири она становится его женой, у них родились дети (брак был гражданским и не был признан даже родителями Радищева). Ей не суждено было вернуться: она заболела и умерла в Тобольске на обратном пути в Петербург.

Радищеву помогал и еще один человек - Глафира Ржевская (та самая смольнянка Алымова, которая на портрете Левицкого играет на арфе). Она была подругой Рубановской по Смольному, хлопотала за нее при дворе, используя свои связи. Когда Рубановская умерла, Алымова берет на себя заботу о ее детях.

Заключительное слово учителя: Конечно, воспитанницы Смольного не стали родоначальницами «новой породы людей», утопия осталась утопией, но реализовались они как умные, сердечные, гордые и независимые женщины. Взгляните еще раз на портреты смольнянок. Они еще не знают, что готовит им судьба. Пока это еще просто юные девушки, схваченные кистью великого художника во всей своей живости, здоровье, таланте, внутренней свободе. Перед нами «поет и пляшет» сама екатерининская педагогика. Замечательный просветитель Н.И. Новиков поместил в своем журнале стихотворное посвящение:

^ Их воспитанием исправлены умы.

Всех добродетелей примеры нам представят

Сердца испорчены и нравы злых исправят

Сколь много должны в них Екатерине мы.

(Тихо звучит фрагмент «Вальса - фантазии»)
Домашнее задание: сочинение - миниатюра на одну из тем (по выбору учащихся)

  1. Как вы понимаете слова Н. И. Новикова: «Сколь много должны в них Екатерине мы»

  2. Как вы думаете, актуальны ли в наши дни принципы педагогической системы Бецкого - Екатерины II? Обоснуйте свое мнение.

  3. Каким образом судьбы первых выпускниц Смольного института отразили эпоху русского Просвещения?

Литература к уроку:

  1. Государственный Русский музей. Путеводитель. – М. – Л.: «Искусство», 1958.

  2. Данилова А. Благородные девицы - воспитанницы Смольного института. Биографические хроники. – М.: «Эксмо», 2005

  3. Дмитриева Е.В. Санкт – Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города. – СПб: Корона Принт, 2001

  4. Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры. – М.: ТЦ Сфера, 2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconУрока Тема урока Кол-во часов Требования к уровню
Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconКонспект родительского собрания на тему: «педагогика понимания»
Тема нашего разговора- «Воспитание детей в семье». Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам...

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconКонспект урока по технологии Тема урока: Обрывная аппликация из цветной бумаги: «чудо-дерево»
Регулятивные: учащиеся планируют то, что будут делать, прогнозируют, что у них получится, оценка

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconСказки на другие темы проза
Много-много лет назад жили-были Гензель и Розента, и было у них две дочери: Барбина и Оксина

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconРазработка урока для 3 группы Тема Почему мы не слушаемся родителей...
Напишите на листочках лучшие качества ваших родителей, за которое вы их уважаете. Поднимите листочек и наклейте на лист ватмана,...

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconТип урока: урок поиска истины Цели урока
Ребята, в жизни каждый из нас совершает ошибки. И вы, наверное, заметили, что всегда за них приходится платить. Нужно не только уметь...

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconУрока: онз. Тема: «Число и цифра 5»
На доске в беспорядке прикреплены карточки с числами 1 — 4, среди них модель числового отрезка

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconУрок развития речи. Тема «Имена, которые мы должны знать…»
...

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconУрока. Тема урока; место урока в теме, курсе
Цель урока, его образовательно-воспитательные задачи. Тип урока, его основные этапы; рациональное распределение времени

Тема урока: «сколь много должны в них екатерине мы» iconПриложение 7 Вопросы к конкурсу болельщиков
Мысль, что при помощи рычага можно получить сколь угодно большой выигрыш в силе, выразил словами: «Дай мне точку опоры, и я сдвину...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск