Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс






Скачать 228.78 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации09.02.2015
Размер228.78 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Литература > Конкурс


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012/13 учебный год)




Министерство общего и профессионального образования Cвердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Исовский геологоразведочный техникум»

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

профессиональное образование


Сценарий

Литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова

«…Есть сила благодатная в созвучье слов живых,

И дышит непонятная, святая прелесть в них…»
^ Автор: Любовь Анатольевна Цагойко, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО СО «ИГРТ», высшей категории

Место выполнения работы: ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум», Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Береговая, 3
Цели:

Образовательные:

  • Используя яркие факты биографии поэта, приблизить обучающихся к личности М.Ю.Лермонтова, помочь уловить неповторимые черты его личности и через события его жизни подвести к глубинным основаниям творчества писателя.

  • Провести исторический экскурс в историю России 19 века.

  • Обучение выразительному чтению лирических, прозаических и драматических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности обучающихся, интереса к предмету через интеграцию материалов урока литературы, истории, культуры; через использование формы - литературная гостиная.

  • Расширение кругозора обучающихся, развитие эстетического вкуса, приобщение к прекрасному (поэзии, музыке, живописи).

Воспитательные:

. Формирование дружеских отношений.

Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, памяти к прошлому своего народа.

Формирования толерантного отношения к другим народам.

Формирование навыков публичного выступления.

Область применения: литературно-художественная композиция для встреч в литературной гостиной.

Формы и методы реализации: на предварительном этапе работы обучающиеся готовят выразительное чтение стихотворений, прозы, драматического текста, делается запись музыкальных композиций, подбирается текст и фотоматериал для презентации, составляется презентация.

Участники: классный руководитель демонстрирует презентацию, чтецы, участники сценки – студенты групп первого курса.

Оборудование: компьютер, видеопроектор с экраном, записи музыки (исполнение романсов на стихи Лермонтова : «Выхожу один я на дорогу. Парус. Молитва.»), вальса к драме «Маскарад»,портрет поэта, репродукции картин, акварелей, рисунков поэта на кавказские темы.

Ожидаемый результат: мероприятие должно вызвать у студентов чувство сострадания к чужой боли, восхищение и гордость творчеством Лермонтова, героизмом поколения дедов и прадедов.

^ Вступительное слово: в 2014 году этому поэту исполняется 200 лет со дня рождения. Многое в его творчестве и до сегодняшних дней остается загадкой. Он - яркая индивидуальность и в то же время неотделим от людей и от своей эпохи. Его герой всегда соотносится с вечными проблемами человека.

1 чтец: когда в начале 20 века интерес к творчеству и личности М.Ю.Лермонтова возродили поэты-символисты, Валерий Брюсов написал стихотворение «К портрету Лермонтова»:

Казался ты и сумрачным и властным

Безумной вспышкой непреклонных сил,

Но ты мечтал об ангельски – прекрасном,

Ты демонически-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

от гимнов ты к проклятиям спешил,

и в жизни верил всем мечтам напрасным:

ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

ты затаил, о чем таилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

2чтец: по материнской линии М.Ю.Лермонтов происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать поэта- Мария Михайловна Арсеньева, бабушка- Елизавета Алексеевна – родная сестра Д.А.Столыпина, внук которого Петр Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Лермонтову. По отцовской линии род Лермонтовых ведет начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля в 1613 г. при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских. Сражался в чине офицера в отряде Дмитрия Пожарского и за хорошую службу царю в 1621 году получил грамоту на право владения землей в Галическом уезде Костромской губернии. Отец поэта – Юрий Петрович Лермонтов был капитаном в отставке, небогатый помещик Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Его поместье находилось по соседству с имением Васильевским, которое принадлежало Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой – Марию - нервную и романтически настроенную, и вскоре, несмотря на протест своей гордой матери, она стала женой небогатого армейского офицера.

3 чтец: детские годы Михаила с марта 1815 года прошли в селе Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово). Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, все способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: «моя душа, я помню, с детских лет, чудесного искала» (М.Ю.Лермонтов «1831-года июня 11 дня…») В Тарханах поэт с детских лет наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Семейное счастье Лермонтовых продолжалось недолго. В феврале 1817 года скоропостижно скончалась мать Лермонтова, далее последовала ссора хозяйки Тархан Елизаветы Алексеевны с отцом Михаила, и он уже на девятый день после смерти жены вынужден был уехать в свое село Кропотово Тульской Губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан. Отец лишь изредка появляется в доме бабушки, а Михаил разрывается между отцом и бабушкой.

4 чтец: «Ребенку»

О грезах юности томим воспоминаньем,

с отрадой тайною и тайным содроганьем,

прекрасное дитя, я на тебя смотрю…

о, если б знало ты, как я тебя люблю!

Как милы мне твои улыбки молодые,

И быстрые глаза, и кудри золотые,

И звонкий голосок! – Не правда ль, говорят,

Ты на нее похож? – Увы, года летят.

Страдания ее до срока изменили,

Но верные мечты тот образ сохранили в груди моей,

Тот взор, исполненный огня, всегда со мной.

А ты, ты любишь ли меня?

Не скучны ли тебе мои непрошеные ласки?

Не слишком часто ль я твои целую глазки?

Слеза моя ланит твоих не обожгла ль?

Смотри ж, не говори ни про мою печаль,

Ни вовсе обо мне… К чему? Ее, быть может,

Ребяческий рассказ рассердит иль встревожит…

Но ты мне все поверь. Когда в вечерний час

Пред образом с тобой заботливо склоняясь,

Молитву детскую она тебе шептала

И в знаменье креста персты твои сжимала,

И все знакомые родные имена ты повторял за ней,-

Скажи, тебя она ни за кого еще молиться не учила?

Бледнея, может быть, она произносила

Название, теперь забытое тобой…

Не вспоминай его…Что имя?- звук пустой!

Дай Бог, чтоб для тебя оно осталось тайной.

Но если как-нибудь, когда-нибудь, случайно

Узнаешь ты его – ребяческие дни

Ты вспомни, и его, дитя, не прокляни!

5 чтец: Аким Петрович Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова, на 4 года моложе его. Семилетнего Акима бабушка поэта взяла к себе, в Тарханы, и с тех пор он постоянно жил с Лермонтовым. Это был один из самых близких друзей поэта. «Мы вместе приехали осенью 1825г. из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазами Мишель в зеленой курточке и с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающихся от прочих, черных, как смоль…У бабушки было три сада, большой пруд перед домом и роща. Летом простору много, зимой теснее, зато на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями. На плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену сходились на кулачки… И я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови. Великим постом Мишель был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде, вообще он был счастливо одарен способностями к искусству, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины…

6 чтец: когда собирались соседки, устраивались танцы, и раза 2 был домашний спектакль; бабушка сама была очень печальна, ходила всегда в черном платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова, добра и любила, чтобы дети веселились, и нам было у нее очень весело. Так прожили мы два года, и бабушка повезла в 1827 году Мишеля в Москву для его воспитания. Через год привезли и меня. В Мишеле я нашел большую перемену, он был уже не дитя, ему минуло 14 лет, он учился прилежно. Месье Жандро, гувернер, почтенный и добрый старик, был, однако строг и взыскателен, к нам ходили разные другие учители…»

7 чтец: юный Мишель жадно впитывает в себя новые впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык ее каменной летописи. Стоило выйти за ворота московского двора и можно было увидеть и этот «кремль, зубчатый, безмятежный»… «Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысячи, Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… Нет! У нее есть своя душа, своя жизнь. Как в древнем римском кладбище, каждый ее камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для ученого, патриота и поэта! Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!» Так писал Лермонтов о Москве в своем ученическом сочинении в 1828г. Особенно восхищал его древний Кремль.

8 чтец:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской, белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

9 чтец: годы учебы в столице - важные вехи в становлении его поэтического таланта и мировоззрения. 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в Московский университетский благородный пансион. Этот пансион, как и Царскосельский Лицей был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные поэты и писатели.

10 чтец: Дмитрий Алексеевич Милютин учился в Московском благородном пансионе вместе с Лермонтовым. «Пансион назывался университетским только потому, что в 2-х его старших классах преподавали университетские профессора… Пансион вполне удовлетворял требованиям общества и стоял наравне с Царскосельским Лицеем… Преобладающей стороной наших учебных занятий была русская словесность. Мы зачитывались переводами исторических романов Вальтера Скотта, новыми романами Загоскина, знали наизусть многие из лучших произведений наших поэтов. Например, я знал твердо целые поэмы Пушкина, Жуковского, Козлова, Рылеева. В известные сроки происходили по вечерам литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей».

11 чтец: Екатерина Александровна Сушкова, писательница, автор «Записок», где она вспоминает о знакомстве с Лермонтовым в 1830 г. Сушковой было тогда 18, а Лермонтову -16 лет: «У Сашеньки я встречала в это время ее двоюродного брата, неуклюжего косолапого мальчика лет 16 или 17 с красными, но умными и выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой. Он учился в университетском пансионе, но ученые его занятия не мешали ему почти каждый вечер быть нашим кавалером на гуляньях и на вечерах… Я прозвала его своим чиновником по особым поручениям и отдавала ему на сбережение мою шляпу, зонтик, перчатки, но перчатки он часто затеривал, и я грозилась отрешить его от вверенной ему должности… Мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина и был неразлучен с огромным Байроном…Но однажды мы отправились пешком на богомолье. На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили слепого нищего. Он дрожащею рукою поднес свою деревянную чашечку, мы надавали ему мелких денег, услышав звон монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривая: пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними. Возвратясь домой, мы суетились около стола в ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах: он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку бумаги, он нас не замечал. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой и передал мне стихи:

12 чтец:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья,

Бессильный, бледный и худой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

в его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

навек обмануты тобою!

Сашенька и я, мы первые преклонились пред его талантом и пророчили ему, что он станет выше всех его современников; с тех пор я стала много думать о нем и о его грядущей славе.»

13 чтец: в августе 1830 г. Лермонтов подает прошение в правление Московского Университета. Вот что он пишет: «Родом я из дворян, сын капитана Юрия Петровича Лермонтова, имею от роду 16 лет, обучался в Университетском благородном пансионе разным языкам и наукам, нынче же желаю продолжить учение мое в императорском Московском университете». В сентябре 1830 г. Лермонтов и стал студентом этого университета. Его больше интересовали лекции по истории и словесности, он приобрел серьезные исторические знания, был в курсе русской научной мысли своего времени.

14 чтец: интерес к истории России, к ее прошлому Лермонтов сохранил на протяжении своей творческой биографии. Обращаясь к эпохе Ивана Грозного, он пишет «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» . Третья часть поэмы переносит нас из-под сводов царских палат, из высокого купеческого дома на просторы Москвы-реки. Здесь, на глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьей между сторонами, разыгрывается поединок между Калашниковым и Кирибеевичем – поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием.

15 чтец:

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою праваю,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника…

Трижды громкий клич прокликали-

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,

Над плохими бойцами подсмеивает:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку.»

Вдруг толпа раздалась в обе стороны-

И выходит Степан Парамонович,

Молодой купец, удалой боец,

По прозванию Калашников.

16 чтец:

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился отсвету небесного…

И промолвил ты правду истинную:

По одному из нас будут панихиду петь,

И не позже, как завтра в час полуденный,

И один из нас будет хвастаться ,

С удалыми друзьями пируючи…

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я теперь, басурманский сын,-

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег,

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Вот молча оба расходятся,-

Богатырский бой начинается.
17 чтец: а в стихотворении «Бородино» Лермонтов обратился к тем страницам русской истории, которые навсегда остались памятными для русского человека: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», а все стихотворение воспринимается как вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.

18 чтец: недолгим было время пребывания Лермонтова в стенах Московского университета, и в июне 1832 г. он покидает стены университета. Впоследствии, вспоминая свои студенческие годы, он писал в поэме «Сашка»:

Святое место! Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов заносчивые споры…

Живя напряженной творческой жизнью, полный замыслов, Лермонтов охотно и часто посещает московский свет. Среди его московских друзей можно назвать семейство Лопухиных и Сушковых, поэта и философа Хомякова, историка М.Н.Погодина. Он бывал и в московском Благородном собрании. Вот как вспоминает современник Лермонтова Шан - Гирей о новогоднем бале-маскараде, устроенном в Благородном собрании в 1832г.

19 чтец: «Лермонтов явился в костюме астролога с огромной «книгой судеб» под мышкой; в этой книге должность кабалистических знаков исправляли китайские буквы, вырезанные из черной бумаги, срисованные в колоссальном виде с чайного ящика и вклеенные на каждой странице; под буквами были стихи, назначенные разным лицам, которых было вероятнее встретить в маскараде. Среди тех, кому были адресованы новогодние мадригалы Лермонтова – предметы его увлечений : Сабурова и Иванова, блиставшие в то время красавицы Александра Алябьева, Анна Щербатова, известная певица Бертенева.

20 чтец: в эти годы поэт и создает свою знаменитую драму «Маскарад». Герой драмы Арбенин благороден, умеет глубоко чувствовать и любить. Он становится жертвой обмана, лицемерия светского общества, жертвой становится и его жена Нина, а роль ее палача и берет добровольно на себя любящий муж. Кульминация драмы – убийство оклеветанной Нины запутавшимся Арбениным. ( Сцена из «Маскарада»)

21 чтец: Московский период жизни принес Лермонтову любовь, которой он остался верен до конца своих дней – Варваре Лопухиной. Это было идеальное чувство, поэт не помышлял о том, что любимая может связать с ним жизнь. Она уже была помолвлена и вскоре вышла замуж. Изначальная безнадежность этой любви внесла в лирику Лермонтова новые трагические оттенки. Образом Варвары Лопухиной овеяно множество стих-ний, ей посвящена поэма «Демон».

Расстались мы, но твой портрет я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог;

Так храм оставленный - все храм,

Кумир поверженный - все Бог!

22 чтец: только год длилось пребывание поэта в Московском университете, в 1832 г. Лермонтов приезжает в Петербург с целью перевестись в Петербургский университет. Но ему хочется обрести независимость, и он предпочитает военное образование университетскому. Лермонтов поступает в школу юнкеров, увлекшись романтикой военной службы, чем очень расстраивает бабушку. Да и сам поэт быстро разочаровался в своем выборе. В 1834 году его производят в корнеты лейб–гусарского полка, который находится в Царском Селе. Пишет в эти годы он очень мало.

23 чтец: в январе 1837 года на дуэли был смертельно ранен А.С.Пушкин. Лермонтов откликнулся на трагедию сразу, как только разнеслась весть о последствиях дуэли, стихотворением «Смерть поэта». В первоначальном варианте текста нет последних 16 строк, они были написаны позже, когда стало понятно, что убийца Пушкина и виновники интриги против поэта не будут наказаны, что им даже симпатизируют многие представители света и двора. По воспоминанию одного из родственников, когда об этом зашел разговор в присутствии Лермонтова, он воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть божий суд!» Эти стихи стали вехой, отметившей новый этап в жизни и творчестве Лермонтова. Он был арестован и сослан на Кавказ в действующую армию.

24 чтец: Лермонтов изъездил весь Кавказ вдоль и поперек. «С тех пор ,как выехал из России,- писал он Раевскому в конце 1837 года, - поверишь ли, я находился до сих пор в беспрерывном странствии, то на перекладных, то верхом, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше…в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, пил кахетинское даже… Я снял на скорую руку виды всех примечательных мест, которые посещал, и везу с собой порядочную коллекцию… лазил на снеговую гору (Крестовая), на самый верх, что не совсем легко, оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке, и право, я не берусь объяснить и описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам, хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит, ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да и смотрел целую жизнь.»

25 чтец: в 1838 году Лермонтов пишет такое стихотворение:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный,

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной;

На севере – в стране тебе чужой-

Я сердцем твой, всегда и всюду твой.

26 чтец: 13-летним подростком Михаил Лермонтов с одинаковой увлеченностью вторгается в самые различные области искусства. У него обнаружились способности к рисованию. В течение нескольких лет он превратился в настоящего мастера и в акварельном рисунке, и в масляной живописи. Многие из сохранившихся картин Лермонтова привлекают и сегодня своей прелестью и мастерством.

27 чтец: нам известно стихотворение «Парус», есть и картина с таким же названием. ( Слушаем песню в исполнении Погудина на стихи Лермонтова)

28 чтец: Лермонтов был одним из первых живописцев, посвятивших свои картины Кавказу. Отличительной чертой этих картин является романтически возвышенное восприятие кавказской природы. Картина «Крестовый перевал» свидетельствует о зрелом мастерстве поэта. Панорама, открывающаяся перед зрителем, мастерски воссоздана в повести «Бэла». «Вот и Крестовая, сказал мне штабс-капитан, когда мы съехали в Чертову долину, указывая на холм, покрытый пеленою снега, на его вершине чернелся каменный крест, и мимо его вела едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом… Налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеной прыгая по черным камням…» ( Кадр из фильма «Герой нашего времени» «Бэла)»

29 чтец: это « эпизод сражения при Валерике» - рисунок Лермонтова, раскрашенный Г.Г.Гагариным (1840 год). В многочисленных рисунках Лермонтова, выполненных в альбомах и на отдельных листах, преобладает военная тематика. Рисунок создан по личным впечатлениям поэта, который участвовал в сражении при Валерике (по–грузински «река Смерти») и проявил в нем храбрость и воинскую смекалку. На рисунке изображена схватка русских войск и горцев. Диагональное построение композиции сообщает сцене динамичность. Умело переданы переживания воинов в их движениях, жестах, выражениях лиц: здесь и отчаянная решимость, и холодная тупая жестокость, и мольба о пощаде… В картине «Перестрелка в горах Дагестана» пейзаж соединяется с батальной сценой, изображающей схватку русских с чеченцами. В основу картины легли впечатления о боевом походе отряда генерала А.В.Галафеева по Дагестану. Картина «Военно-Грузинская дорога блиц Мцехта». Лермонтов часто пишет о тех местах, где проезжал. Это было и увлечением, и потребностью.

30 чтец: в Новый 1840 год Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Как известно, эти маскарадом и навеяно его полное горечи и тоски стихотворение «Первое января»

31 чтец:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки,-

Наружно погружаясь в их блеск и суету.

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

Когда ж опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О. как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!

32 чтец: в феврале 1840 года на балу у графини де Леваль состоялась дуэль Лермонтова с де Барантом, сыном французского посланника, за что поэт был предан военному суду и снова выслан на Кавказ в Тенгинский пехотный полк ( приказом от 9 апреля). Как участник тяжелого сражения при реке Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам ( одна из них золотая сабля с надписью «За храбрость»), но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления.

33 чтец: в феврале 1841 года Лермонтову был разрешен короткий отпуск в столицу для свидания с бабушкой Е.А.Арсеньевой. Последний вечер перед отъездом из Москвы на Кавказ он провел в салоне Павловых на Рождественском бульваре. Сосредоточенный на своем, он рассеянно отвечал на вопросы хозяйки салона Каролины Карловны. Вот каким увидел Лермонтова в последний раз его друг Самарин: «Он уехал грустный. Ночь была сырая. Мы простились на крыльце.»

34 чтец: вот тогда и было написано Лермонтовым знаменитое стихотворение «Тучи», которое было положено на музыку 40 композиторами. Среди них Даргомыжский, Варламов.( звучит музыка в исполнении студента и стихотворение «Тучи»)

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит, судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

35 чтец: и, наконец, апрель 1841 года. До роковой дуэли осталось 3 месяца. Лермонтов добивается отставки. Ему страстно хочется заняться только литературным трудом. Он полон творческих планов. Многие, кто видел поэта в Москве в апрельские дни, замечали на его лице отблеск «бурного вдохновения». «Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием я поселился бы здесь навсегда». Но желания и замыслы поэта не осуществились. Он вынужден был снова ехать на Кавказ.

36 чтец: тема одиночества в эти годы расширяется и заполняется мотивами усталости и безысходности. В этот период и появляются знаменитые элегии «И скучно и грустно. Горные вершины… Выхожу один я на дорогу…» Послушайте «горные вершины» в исполнении студента, а «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Анны Герман или Сергея Лемешева.

В известном романе «Герой нашего времени» поэт как будто предвидит свою судьбу, описывая дуэль Грушницкого и Печорина. ( кадр из фильма..)

37 чтец: 15 июля 1841 года у подножия горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов подошел быстро к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет…

38 чтец:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

и солнце жгло их желтые вершины, И жгло меня, но спал я мертвым сном.

39 чтец: стихотворение А.Дементьева «Бабушка Лермонтова».

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

И четыре черных года

Тень его

душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был

И преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв ее не услыхал.

И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа ее над Машуком витала:

«господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжелом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим селам

Он катился черною слезой.

И откуда ей достало силы –

Выйти на порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать».

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел,

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.
Заключение: песня на стихи «Молитва», слайд.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко… (1839г.)

Литература:

1.Андронников И.Л., Лермонтов: Исследования и находки.- М.,1977 год.

2. Афанасьев В.В. Лермонтов.-М.,1991.

3. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1895.

4.Лермонтов. Лирика. – М.. «Дрофа», 2001.

5.Висковитов П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М., Современник,1987.

6. Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. – М. «Русское слово», 2002.

7. Редактор Евлампиева Е.А. Серия «Внимание: опыт». Чебоксары, «Клио», 1998.

8. Ресурсы Интернета.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconП рофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа «№2»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск