Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского






Скачать 90.04 Kb.
НазваниеУрок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского
Дата публикации09.02.2015
Размер90.04 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Урок- путешествие.

Тема. Творчество Эдуарда Успенского

Цели урока: познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок,

литературными персонажами;

учить определять тему произведения;

развивать выразительную речь, память, мышление, артистические способности;

воспитывать терпимость, сочувствие к окружающим, умение дружить.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, видеокассеты с мультфильмами по сказкам

Э. Успенского, аудиозаписи с песнями из мультфильмов, карточки для

литературной игры, пословицы.

Герой произведения «Колобок идет по следу» (ученик в костюме Колобка).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей.

а) Игра «Восстанови слова»

- Вставь пропущенные гласные, и ты прочитаешь имена сказочных героев, о которых мы будем говорить.

^ ЧБРШК МТРСКН ПЧКН

ШПКЛК НФС ПЛССН

Чебурашка, Шапокляк, Матроскин, Анфиса. Печкин, Пылесосин
б) Беседа.

- Из каких сказок эти персонажи? «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, кот и пёс»,

«Про Веру и Анфису», «Гарантийные человечки».

- Кто автор этих замечательных сказок?

- Где вы видели этого весёлого писателя?

- Сегодня вы поймёте, почему его сказки так популярны, любимы детьми. Узнаете, как талантлив автор, сколько у него дел, чем он занимается и интересуется. Я приглашаю вас совершить путешествие в Голубом вагоне вместе с героями Э.Успенского. Специально приобрела билет, но вот горе: он пропал, куда он мог деться, кто его мог взять. Что теперь делать?

- Искать.

Правильно, искать! Давайте рассуждать. Если Шапокляк придумал писатель, значит, его же герой поможет нам её разыскать. Кого же нам позвать?

^ Дети: Колобок. Он живёт в книге Успенского «Колобок идёт по следу
- Конечно же, молодцы!

Вот записка и в ней указано, что колобок работает в НПДД (Неотложный пункт добрых дел)

Здесь номер телефона есть. По нему мы и найдём Колобка.

Звонит.

- Алло! Это НПДД?

Колобок (из-за ширмы): - Так точно!

- Можно пригласить к телефону знаменитого Колобка?

Колобок :

- Знаменитый колобок у телефона.

- Здравствуйте, у нас случилось несчастье приезжайте скорее.

К.: - Понял, выезжаю. Звучит сирена. (Выходит Колобок.)

Здравствуйте, дети. Введите меня в курс случившегося. (Объяснение детей)

- Ничего не понимаю. Следуя дедуктивному методу, Шапокляк должна прятаться за углом. Поднимем выше воротники. Лупу в руки! (На полу разбросаны следы из бумаги).

- Вот следы, идём по следу. (Появляется Шапокляк)

Ш.: А вы меня бить не будете?

Д.: Не будем, только билет отдай!

- Давайте поблагодарим великого сыщика Колобка. Теперь в путь.


  1. Изучение темы.

^ Станция «Добро пожаловать!»


СКАЗКИ


ДЕТЕКТИВЫ


ПЬЕСЫ


СТИХИ


СЦЕНАРИИ


ПЕРЕВОДЫ


Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. 

Эдуард Николаевич Успенский по образованию инженер. Но его добрый и весёлый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменили его жизнь – он стал писателем.

Работает Успенский во многих жанрах. Это сказки, фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мультфильмов и кинофильмов, радиопостановки, переводы и комиксы.

Э. Успенский хорошо знает повадки зверей, в его доме жили 2 собаки, 2 кошки, 2 попугая.

Любовь к животным это ещё одно его достоинство. Творчество Успенского выходит за рамки детской литературы. Он пишет книги для взрослых и подростков, лекции для студентов. Он автор многих проектов: детское издательство «Самовар», радиопередача «В нашу гавань заходили корабли». Вот какой многогранный и талантливый человек.
А нас заждалась другая станция. За окнами нашего поезда показался какой-то домик. А на нём табличка. ^ Хором. «Дом друзей»
Станция «Дом друзей».
а) Чтение отрывка из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья».

б) Лежат картинки с изображением героев Успенского. К ним добавлены герои других сказок.

1группа - Крокодил Гена, Шапокляк, Лариска, Винни-Пух,

2группа - Дядя Фёдор, Матроскин, Шарик, Незнайка.

3ггруппа - Холодилин, Пылесосин,……
в) Обсуждение произведений.

1гр. «^ Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес Крокодила Гены», «Отпуск Крокодила Гены».


  • -Чебурашка и Гена. такие разные, почему они стали друзьями? Они оба были одиноки, они добры. Им хочется помогать другим героям.




  • - О чём мечтали Гена, Чебурашка, жирафа Анюта, когда строили дом? (о том, чтобы найти друга)




  • - Как вы думаете, почему Шапокляк мешала им? Она не хотела иметь друзей? Нет. Просто у неё такой характер. Она хочет общаться, иметь друзей. Она не умеет этого сказать, сделать.




  • - Что вас рассмешило в этих сказках, позабавило?

Гена и Чебурашка очень смешно разговаривают. С ними происходят смешные истории


  • -Какова тема этих сказок? (Трудно быть одинокими. должен быть верный друг.)




  • - Какая пословица выражает главную мысль сказки?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.


Добра хочешь – добро и делай.


Нет друга – ищи, а нашёл - береги.



2 группа. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Дядя Фёдор идёт в школу», «Каникулы в Простоквашино».


  • - Какие герои этих сказок вам полюбились? Почему?


- Какой характер у кота Матроскина? (Он практичный, хозяйственный)


  • - А у Шарика? (Наивный, непрактичный, с ним постоянно случаются неприятности)




  • -Почему кот и пёс постоянно ссорились друг с другом? Они не любят друг друга? Нет. Они очень разные, Когда ссорятся, очень скучают друг без друга, а мириться не умеют




  • - Значит надо общаться только с тем, кто очень похож на тебя по характеру? Нет. Надо уметь дружить с разными людьми.




  • -Что вы можете сказать о Дяде Фёдоре» (Серьёзный не по годам, хочет быть самостоятельным)




  • -Почему он ушёл от родителей. Он их не любит? Любил, просто у взрослых свои дела, проблемы. А у мальчика не было друга. Ему очень хотелось общаться с кем-то.




  • - Какие смешные события вас рассмешили? Прочитайте.




  • - Есть ли в сказке отрицательные персонажи? А Печкин? Нет. Он просто взрослый и относится к жизни не так как Д.Ф.. Считает, что мальчики и девочки должны жить с родителями.




  • -Какие смешные стороны характера П. вы подметили? Он, как дети любит сладкое. Он зануда, поэтому с ним происходят смешные истории.




  • -О чём эти сказки? Об отношениях взрослых и детей. О терпимости, сочувствии друг к другу.


3группа. «Гарантийные человечки»


  • -О чём говорят имена гарантийных человечков? О том, где они живут. Холодилин – из холодильника. Пылесосин – из пылесоса и т.д.




  • -Почему девочка Таня так настойчиво искала человечков? (Ей хотелось живых друзей, а не игрушек)




  • - Почему человечков видела только Таня? Мама взрослая, она не верит в сказки, ей некогда, у неё много дел. А Тане скучно. У девочки нет друзей.




  • - Как жилось человечкам когда их настойчиво искала девочка? ^ Они придумывали разные хитрости, чтобы обмануть девочку. У них стало много работы.




  • -Как вы поняли, почему им нельзя показываться? Дети начнут разбирать дома технику, она будет ломаться. А человечки должны следить за тем, чтобы техника была исправна.

  • - Почему Тане стало стыдно за свои поступки? (^ Она поняла, что доставляла им неприятности)




  • О чём эта сказка? (Об отношениях взрослых и детей, о дружбе)



.
Станция «Стихотворная».

Не только сказки, Успенский написал и много замечательных стихов. Одно мы уже слышали. Вспомним другие.

  • «Если был бы я девчонкой»

  • «Рыболов»

  • «Над нашей квартирой»

  • «Всё в порядке»



Станция «Объявленческая».
Чтобы у нас был боевой настрой, послушаем стихотворение Э.Успенского «Про объявления».
Известно: объявления

Нужны нам для того.

Чтобы знало население,

Читая объявления,

Что. Где, когда и почему,

Зачем и для кого.
«Нужна детсаду прачка,

Звоните в детский сад.

От нас ушёл котёнок

По кличке Мармелад.

Сдаётся дача летняя

С козой и гаражом.

В театре будет лекция

Про жизнь за рубежом.
Ноборщик в типографии

Вдруг выронил набор,

Смешались в объявлениях

Слова и предложения.

И в этих где, когда, зачем

Произошёл сыр-бор.
Нужна детсаду няня

С телегою на склад.

От нас ушёл учитель

По кличке Мармелад.

На завтра ожидается

Гроза за рубежом.

В театре будет лекция

Коза над гаражом.

Котёнок учит пению,

К тому же рисованию.

И требуются грузчики

В хорошую семью.
Смеялось население,

Читая объявления,

А кто смеяться не умел.

Пришёл в недоумение.
-Вернёмся к нашим объявлениям.


«Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка» - Кот Матроскин


«Веду розыск всего: от пропавших носков до слонов. Быстроту и качество гарантирую» Колобок.


«Продаю ружьё для фотоохоты. НЕДОРОГО!» Шарик.


«Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу»


«Атдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка Лариса. Окрас Серый. Хвост:десят сантиметроф»


«Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разнос посылок, вручение телеграмм и писем. Оплата: чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами»




На слова этого автора была положена музыка. Песни.

^ Станция «Песенная»
Прослушивание песен из мультфильмов, отгадывание имён персонажей. (Если нет возможности – чтение строчек.)

Я был когда-то странной

Игрушкой безымянной…… Чебурашка.
Голубой вагон бежит. Качается,

Скорый поезд набирает ход …. К.Г.

Кто людям помогает.

Тот тратит время зря … Шапокляк.


  1. Закрепление.


^ Станция «Литературная».

а) По именам сказочных персонажей угадай, кто они.

Чебурашка - игрушка, Анюта- жирафа, Новости Дня- гарантийный человечек, Анфиса- обезьянка, Чандр- лев, Матроскин – кот, Лариска- крыса, Печкин – почтальон, Машка –кукушка из часов, Шарик – собака, Мария Францевна – обезьянка, Татьяна Викторовна – учительница, Буре – гарантийный человечек.

б)Закончите строчку из стихотворения.
Ехал кактус на окне

Вёл старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на … окне.
-Был на квартиру налёт?

-Нет.

-К нам заходил бегемот?

-Нет.

-Может быть, дом не наш?

-Наш.

-Может, этаж не наш?

- Наш.

-Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы …. немножко.
Палка, палка, огуречик,

Вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножек,

Получился…..осьминожек. (рисует)
Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты …. сынок!»

Всем известный математик

Академик Иванов

Ничего так не боялся,

Как больниц и ……. докторов.

^ Станция «Конечная».
v. Подведение итогов. (Звучит песня «Голубой вагон»)
Вот и подошел к концу наше путешествие. Оно был посвящено удивительному человеку, замечательному писателю. Все его произведения проникнуты теплом, светом, добром, юмором, любовью к людям. Вы сможете убедиться в этом, прочитав другие книги Эдуарда Успенского. 

- Что вы узнали о творчестве Э.Успенского?

-Какие сказки знаете?

-Чем они интересны, необычны? (Интересные персонажи, много юмора, современны, поучительны).

Какое у вас настроение.


^ Прочёл новую книгу – встретился с другом.

VI. Домашнее задание.

Э.Успенский – интересный писатель. Он тонко чувствует душу ребёнка, стремится обратить взоры взрослых к проблемам детей. Об этом пишет и ещё один замечательный детский писатель Г.Остер. Итак, читаем произведения, пишем сочинения и доклады, составляем вопросы, готовим рисунки. До новых встреч!

Литература.

1.Арзамасцева И. Гарантийный сказочник Эдуард Успенский // Детская литература. — 1993. — № 1.

2.Успенский Э. «Своим детям читал книги всех хороших писателей» : [о совр. дет. литературе и о своём творчестве] / беседу вели М. Корябина, И. Безугленко // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6.

3.Валькова В. Эдуард Николаевич Успенский : (к 65-летию писателя) // Начальная школа. — 2002. — № 12.

4. Интернет-ресурсы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconЛитература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского»
Оборудование: выставка книг, портрет писателя, карточки с опорными словами и пословицами, аудиозаписи песен из мультфильмов

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconВстреча с героями Э. Успенского 20 декабря, накануне 75- летнего...
Ведь основное достоинство книг Успенского – его герои, будь то старуха Шапокляк, Кот Матроскин, следователи Колобки, обезьяна Анфиса,...

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconКлассный час Тема: жизнь и творчество эдуарда асадова
Цель: создать условия для формирования потребности к изучению творчества русских

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconКонспект нод в старшей группе по теме «Сказки Эдуарда Успенского»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconУрок Тема раздела: прощание с летом тема: «Взрослая»
Тема: «Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconУрок №16. Тема: Творчество в жизни человека и общества
Углубить понятие "творчество", Перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconУрок-путешествие в сказку Тема «Инерция. Масса. Плотность»
Урок задуман как мысленное путешествие по сказке вместе с ее героями Иваном-цареви­чем и Еленой Прекрасной, которые попадают в разные...

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconУрок путешествие в сказку. Тема: Обобщение и повторение по теме «Инерция, масса, плотность»
Урок задуман как мысленное путешествие по сказке вместе с героями Иваном – Царевичем и его войском, которые попадают в разные ситуации,...

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconКонспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»

Урок- путешествие. Тема. Творчество Эдуарда Успенского iconУрока: обобщающее повторение Форма: урок игра: «Путешествие в стране...
Учитель: Мы сегодня проведём не обычный урок, а урок-путешествие. В ходу урока вы сможете (цели для учащихся)



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск